-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессора кафедры ботаники
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Челябинская область
В 1975 г. с отличием закончил естественно-географический факультет Че-лябинского государственного педагогического института и был приглашен на кафед-ру ботаники в качестве ассистента. После двух лет работы на кафедре был на-правлен в целевую аспирантуру при Московском областном педагогическом ин-ституте им. Н.К. Крупской.
В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: Особенности функциональной активности хлоропластов злаковых культур с различным со-держанием эндогенных фитогормонов. (Специальность 03. 00. 12 – физиология растений). Научный руководитель: доктор биол. наук, профессор Наталья Ива-новна Якушкина.
После окончания аспирантуры (1980 г) и по настоящее время работаю на той же кафедре. Читаю лекционные курсы по дисциплинам: физиология расте-ний, микробиология, концепции современного естествознания, региональная экология, а также ряд спецкурсов методологического характера.
В период с1981 по 1983 гг. работал заместителем декана естественно-географического факультета, а с 1985 по 1998 гг. занимал должность заведующе-го кафедрой ботаники. В 2004 г. был переведен на должность научного сотруд-ника для завершения докторской диссертации на тему: Методологические и со-держательные основы преемственности физики, химии, биологии при формиро-вании фундаментальных естественнонаучных понятий. (Научный консультант: Антонина Васильевна Усова, доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ, академик РАО). В 2007 году данная диссертация была успешно защищена по двум специальностям: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (фи-зика); 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (биология)
Имею 107 научных и научно-методических публикации (из них 22 в научных журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ), в том числе и в центральных журна-лах: Физиология растений, Доклады ВАСХНИЛ, Биологические науки, Биология в школе, Наука и школа, Успехи современного естествознания, Фундаментальные исследования. Опубликовано 5 монографий и 6 учебных пособий.
Принимаю активное участие в международных, всероссийских, региональ-ных и межвузовских научно-практических конференциях.
Активно занимаюсь научной работой с учащимися школ города, области и студентами ЧГПУ, за что был награжден губернаторской премией в 1999. В 2008 году за многолетнюю плодотворную научно-преподавательскую деятельность награжден почетной грамотой губернатора Челябинской области.
За время работы на кафедре имел ряд поощрений, зафиксированных в тру-довой книжке: Занесен на доску почета ЧГПИ, (1986 г) награжден грамотой Ми-нистерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза ра-ботников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР (27. 04. 1988) и др.
Научные публикации
1.Похлебаев С.М. Формирование естественнонаучного мышления уча-щихся при изучении школьного курса биологии. Челябинск, ЧГПУ. 1999. – 144 с.
2.Усова А.В., Даммер М.Д., Похлебаев С.М., Симонова М.Ж. Теоретико-методологические основы построения новой системы естественнонаучно-го образования /Под ред. А.В. Усовой: монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 100 с.
3.Похлебаев С.М. О методологических основах построения образова-тельной области «Биология» в учебных стандартах школ России //Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Серия 2, Педагогика. Психология. Мето-дика преподавания. – 2004. – №8. – С. 218−229..
4.Похлебаев С.М. Теоретические основы создания «Эмблемы жизни» и её роль в формировании естественнонаучного мышления. //Вестник Че-ляб. гос. пед. ун-та. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая пси-хология. – 2003. – №4. – С. 244 – 2 56.
5.Похлебаев С.М. «Эмблема жизни» – выражение целостной системы живого / Биология в школе, №4, 2004. – С. 16−20.
6.Похлебаев С.М. Атрибутивная модель (схема) понятия «материя» и ее роль в формировании естественнонаучных понятий «вещество» и «энер-гия» в школьном курсе биологии / Похлебаев С.М.; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2005. 47 с.: ил, библиогр. 31 назв. (Рукопись деп. в ВИНИТИ. 17. 01. 2005, № 41 – В 2005.
7.Похлебаев С.М. Функциональный подход – важнейшая методология изучения биологических систем. // Наука и школа. – 2004. – №6. − С. 26–31.
8.Похлебаев С.М. Теоретико-методологические основы развития понятия «информация» в процессе изучения курса биология /С.М. Похлебаев – Че-лябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – 52 с.
9.Похлебаев С.М. Методологические основы развития естественнонауч-ных понятий в курсе биологии при опережающем изучении физики: монограф. /С.М. Похлебаев – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005. – 203 с.
10. Похлебаев С.М. К вопросу о формировании понятия «энергетический обмен» в школьном курсе биологии. //Вестник Челябинского государст-венного педагогического университета. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. 10/2005, С. 272–278.
11. Похлебаев С.М. Межпредметные связи курсов биологии и физики при опережающем изучении физики: монограф. / С.М. Похлебаев. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 330 с.
12. Похлебаев С.М. Образно-знаковые модели как средство формирования обобщенно-образного мышления у школьников и студентов при изучении курса биологии /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. 12/2006. – С. 155–161.
13. Похлебаев С.М. Физико-химические основы формирования экологиче-ских понятий /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. 13/2005. – С. 175–179.
14. Похлебаев С.М. Похлебаева О.С. Фотосинтез, как содержательная основа межпредметных связей физики, химии, биологии и физической географии /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Се-рия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. 14/2005. – С. 163 – 168.
15. Похлебаев С.М. Электронная теория как содержательная основа меж-предметных связей курсов физики, химии и биологии /Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и техно-логического образования в основной, средней школе и педвузе. Междуна-родная науч.-практ. конфер. 13–14 сентября, 2006 г. – Челябинск: Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 174–178.
16. Похлебаев С.М. Диффузия – фундаментальная основа жизнедеятель-ности организмов // Наука и школа. – 2006. – № 4. – С. 42–45.
17. Похлебаев С.М. Интегративная функция атрибутивной модели понятия «материя» при изучении естественных дисциплин // Образование, наука и техника: ХХ1 век (Сборник научных статей). Выпуск 4. Междисциплинар-ные исследования /Сост. О.А. Яворук. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2006. – С. 22–27.
18. Похлебаев С.М. Методологическая роль категорий «форма и содержа-ние» в курсах физики, химии и биологии /Вестник Челябинского государст-венного педагогического университета. Научный журнал. № 5.2, 2006. – С. 79–88.
19. Похлебаев С.М. Физика как теоретическая база развития естественных наук и естественнонаучного образования / С.М. Похлебаев // Образование, наука и техника: XXI век: Вып. 5. − Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2007. − С. 15−21.
20. Похлебаев С.М. Экологическое образование как фактор гармоничного развития культуры и природы /С.М. Похлебаев, С.В. Сосненко //Образование, наука и техника: XXI век (Сборник научных статей). Вы-пуск 6. /Сост. и науч. ред. О.А.Яворук. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2008.
21.С. 24-30.
22. Похлебаев С.М. Электронная теория как фундаментальная методология изучения метаболизма клеток / С.М. Похлебаев // Наука и школа. – 2009. – № 3. – С. 46–50.
23. Похлебаев С.М. Сопряжение как фундаментальный принцип организации и развития материи / С.М. Похлебаев, О.С. Похлебаева // Наука и школа. – 2009. – № 6. – С. 30–32.
24. Похлебаев С.М. Онтологичесике и гносеологические аспекты понятия «сопряжение» / С.М. Похлебаев, О.С. Похлебаева // Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2009. – С. 11–16.
25. Похлебаев С.М. Проблемы современного естественнонаучного образова-ния и пути их решения / С.М. Похлебаев // Наука и школа. – 2010. – № 4 – С. 9–13.
26. Похлебаев С.М. Системно-синергетический подход как методология на-учного познания объектов неживой и живой природы /С.М. Похлебаев, Б.А. Артеменко //Вестник Уральского государственного университета физи-ческой культуры. Серия «Социально-гуманитарные науки». Научный жур-нал. №2 (2) 2010 – С. 26–29.
27. Третьякова И.А. Роль эксперимента в формировании научного знания при проведении полевых опытов / И.А. Третьякова, С.М. Похлебаев // Методиче-ские рекомендации к полевой практике по физиологии растений. – Челя-бинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 52 с.
28.Третьякова И.А. Теоретико-методологические создания «Эмблемы жиз-ни» и ее роль в формировании экологического мышления и сознания / И.А. Третьякова, В.С. Елагина, С.М. Похлебаев // «Успехи современного ес-тествознания» – 2011. – №. 9 – С. 14–18.
29.Елагина В.С. Методологические основы подготовки студентов педагоги-ческого вуза к реализации межпредметных связей при изучении естественно-научных дисциплин / В.С. Елагина, С.М. Похлебаев // Фундаментальные ис-следования. – 2011. – № 12 (часть 1). – С. 25 – 30.
30. Похлебаев С.М. Методологические и деятельностные основы формиро-вания фундаментальных естественнонаучных понятий: монограф. / С.М. По-хлебаев, И.А.Третьякова – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. – 283 с.
31.Похлебаев С.М. Содержательные основы формирования фундаменталь-ных естественнонаучных понятий: монограф / С.М. Похлебаев, И.А.Третьякова – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. – 246 с.
32. Похлебаев С.М. Сопряжение и разобщение как диалектическая пара, и ее роль в создании и понимании хемиосмотической теории Митчелла / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Наука и школа. – 2011. – № 4. – С. 65–67.
33.Похлебаев С.М. Атрибутивная модель понятия «Материя» как мето-дологическая основа построения и развития современной общенаучной картины мира / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Наука и школа. – 2011. – №.5 – С. 65–68.
34.Третьякова И.А. Методологическая роль понятия «Сопряжение» в понимании коэволюции типов обмена веществ и среды обитания орга-низмов / И.А. Третьякова, С.М. Похлебаев // Наука и школа. – 2011. – №.6. – С. 85–88.