-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Волгоградская область
Петрунева Раиса Маратовна Волгоградского государственного технического университета, доктор педагогических наук, профессор.
Образование: высшее, Волгоградский политехнический институт, 1982 год. Защита кандидатской диссертации: 1990 год. Присвоение ученой степени доктора: 2002 год.
Петрунева Раиса Маратовна (р. 10 июля 1959, г. Сталинград) - профессор кафедры истории, культуры и социологии.
Трудовую деятельность начала в 1976 г. на Волжском заводе радиотехнических изделий монтажницей радиоаппаратуры и приборов, а менее чем через год уже занималась подготовкой учеников монтажников.
В 1977 г. П. поступила на дневное отделение химико - технологического факультета ВПИ на специальность "Технология основного органического и нефтехимического синтеза". В 1982 г. с отличием закончила кафедру ТОНС и была приглашена на работу в студклуб ВПИ, где и проработала в качестве председателя клуба 5 лет. За эти годы студенческий клуб ВПИ перешёл на качественно новый уровень работы, многие традиции были возрождены, появились новые направления работы.
В 1987 г. поступила в аспирантуру при кафедре ТОНС (науч. рук. - проф. Но Б.И., научный консультант проф. Зотов Ю.Л.) и в 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме "Реакции 1,3 дегидроадамантана с фосфорорганическими соединениями" по специальности - "Технология продуктов тяжелого (или основного) органического синтеза". В диссертации впервые были изучены реакции 3.3.1-пропеллана (1,3-дегидроадамантана) с фосфорорганическими соединениями, получен ряд адамантанфосфорсодержащих соединений, недоступных при синтезе другими известными методами, описан электрофильный механизм реакции Пудовика, пример новой галогенфильной реакции, разработана технология получения на основе полученных соединений новых термостабилизаторов для поливинилхлорида. После защиты работала в должности научного сотрудника кафедры ТОНС ВолгГТУ, в 1992 г. была переведена на должность ассистента кафедры общей и неорганической химии, в 1993 г. - старшего преподавателя, а затем - доцента.
В 1992 г. назначена заместителем декана ХТФ, а в 1995 г. проректором по гуманитарному образованию. Объективная необходимость введения такой должности была обусловлена процессами, происходящими как в обществе в целом, так и в системе образования - в частности. Демократические преобразования сопровождались перестройкой вузовского образования, переходом на многоуровневую подготовку специалистов, рейтинговую оценку знаний студентов, обращением к личности обучающегося, его ценностно - смысловой сфере, интересам, устремлениям, возрождением общественного внимания к гуманистическим идеалам, к возможности их реализации в практической деятельности образовательных учреждений.
На тот момент в научной литературе не были разработаны научно - теоретические основы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования и соответствующие социально - педагогические технологии. В связи с этим необходимо было не только разработать методологическую базу для дальнейшей деятельности, но и создать современные технологии воспитательной работы. Таким образом, в процессе выполнения служебного задания П. была подготовлена докторская диссертация на тему "Гуманитаризация инженерного образования (на основе социогуманитарной экспертизы технических решений)" по специальности - Теория и методика профессионального образования (научный консультант чл.- корр. РАО, проф. Волгоградского государственного педагогического университета В.В. Сериков) и в 2002 г. защищена в Волгоградском государственном педагогическом университете. Научная новизна диссертации состоит в том, что гуманитаризация образования представлена как целостный процесс реконструкции образовательного пространства вуза на основе педагогической концепции, основными компонентами которой являются: модель специалиста, способы конструирования гуманитарного компонента технического образования, технология разработки и включения в учебный процесс задач с элементами социогуманитарной экспертизы инженерных решений, критерии гуманитарной ориентации технического специалиста, система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. П. впервые гуманитаризация образования рассмотрена не как простая интериоризация гуманитарного знания или его интеграция с социальным и техническим знанием, а как целостное изменение образовательного процесса в единстве целевого, содержательного и процессуального аспектов, соответствующей образовательной и гуманитарной среды технического вуза.
В 2003 г. П. переведена на должность проректора по учебной работе. С 2003 г. она является профессором кафедры истории, культуры и социологии, читает курс " Психология профессиональной деятельности".
Её основными научными направлениями являются: исследования в области каркасных соединений ряда адамантана и фосфосорганических соединений; педагогика и психология высшего профессионального образования; гуманизация и гуманитаризация образования.
В 2000 г. награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
В 2005 г. награждена нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования".
Научные публикации
Опубликовано более 90 научных трудов, в т.ч. 1 монография, 5 учебных пособий (в т.ч. 1- с грифом УМО).
Основные научные работы:
•О взаимодействии 1,3 - дегидроадамантана с хлоридами трехвалентного фосфора / Б.И.Но, Ю.Л.Зотов, Р.М.Петрунева и др. // Доклады АН. - 1993. - Т.328, № 2. - С.199 - 201.
•Но, Б.И. Неинициируемая реакция 3.3.1 - пропеллана с четыреххлористым углеродом / Б.И.Но, Ю.Л.Зотов, Р.М.Петрунева // Журнал общей химии. - 1991. - Т.61, вып .7. - С.1704.
•Но, Б.И. Получение адамантилсодержащих хлорангидридов кислот трехвалентного фосфора из 1,3 - дегидроадамантана / Б.И.Но, Ю.Л.Зотов, Р.М. Петрунева // Журнал общей химии. - 1991. - Т. 61, вып.8. - С.1906 - 1907.
•Петрунева, Р.М. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: монография / Р.М.Петрунева; ВолгГТУ. - Волгоград: РПК "Политехник", 2000. - 172 с.
•Петрунева, Р.М. Социоинженерные задачи / Р.М.Петрунева // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С.115 - 116.
•Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения / Б.Н.Боденко, И.А. Зимняя, Р.М.Петрунева и др.; под общ. ред. И.А.Зимней; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: Изд. дом "Новый учебник", 2003. - 96 с. - (Сер. "Библиотека Федеральной программы развития образования").
•Петрунёва, Р.М. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р.М. Петрунева, Н.В.Дулина, В.В.Токарев // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С.48-50.
•Петрунева, Р.М. Социокультурные исследования: учебное пособие (с грифом УМО вузов по университетскому политехническому образованию) / Р.М.Петрунева, Н.В.Дулина, А.В. Варакин; ВолгГТУ. - Волгоград: РПК "Политехник", 2004. - 138 с.