-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Алтайский край
Заведующая кафедрой практической и коррекционной психологии БПГУ имени В.М. Шукшина, образование: высшее педагогическое, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической и коррекционной психологии БПГУ имени В.М. Шукшина. Работая на кафедре общей психологии, преподавала дисциплины: "Общая психология", "Возрастная и педагогическая психология", "Социальная психология", спецкурс "Проблемы социализации личности ребенка". По кафедре коррекционной и практической психологии учебная нагрузка включает следующие дисциплины: "Психокоррекция", "Специальная педагогика и специальная психология" "Психолого-педагогические технологии реабилитации лиц с проблемами интеллектуального и сенсорного развития", "Клиника интеллектуальной недостаточности", "Психодиагностика и консультирование в комплексных (коррекционных) образовательных учреждениях", "Психология детей с умственной отсталостью", "Психология детей с ЗПР". Биографические сведения: Родилась 3 августа 1972 года. Окончила среднюю школу №1 города Бийска. С 1989 по 1994 года обучалась на индустриально-педагогическом факультете Бийского государственного педагогического института (БиГПИ). Два года работала в школе по полученной в вузе специальности, участвовала в конкурсе "Учитель года", где была награждена дипломом. В школе была присвоена II квалификационная категория. С сентября 1994 года работала на кафедре общей психологии ассистентом того же вуза. В 1997 году принята на кафедру практической и коррекционной психологии, где с 2000 года занимала должность старшего преподавателя, с 2002 - доцента. В 1996 году поступила в очную аспирантуру БиГПИ по специальности 19.00.10 - "коррекционная психология", где под руководством Агавеляна О.К. выполняла диссертационное исследование. 30 ноября 1999 года защитила кандидатскую диссертацию на тему "Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей" при Уральском государственном педагогическом университете по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика (олигофренопедагогика). Сфера научных интересов: Интересуюсь проблемами, лежащими на стыке психологии личности, специальной и социальной психологии, т.е. в области нахождения общих и частных, специфических и неспецифических закономерностей развития в социальной и личностной сферах у детей с особыми потребностями в развитии. С 2006 по 2008 год научно-исследовательская работа была поддержана грантами РГНФ. Руковожу научно-исследовательской лабораторией "Психолого-педагогическое сопровождение лиц с проблемами в развитии".
Научные публикации
Всего 49 публикаций. Из них 38 - научных, 11 - учебно-методических. Наиболее значимые:
1. Першина Н.А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, УрГПУ, 1999. - 19 с.
2. Першина Н.А., Агавелян О.К. К вопросу об использовании невербального поведения в коррекционной работе при определении смысла действий и рефлексивных способностей аномальных.// Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе: Материалы научно-практической конференции (май 1998г.): В 2-х ч. - Часть 2. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1998. - С.34-39.
3. Першина Н.А., Шевченко Н.Б. Проблема терминологического обеспечения специальной психологии и коррекционной педагогики на современном этапе.// Психологическая диагностика в образовательной практике: Мат-лы краевой науч.-практ. конференции (Барнаул 22 мая 2000г.). - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С.78-81.
4. Першина Н.А. Закономерности развития личностной сферы при аномалиях развития // Актуальные проблемы специальной психологии в образовани: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции (17-18 декабря 2004 г.): В 2-х ч. - Часть 2. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. - С.55-63.
5. Опыт интеграции детей с ограниченными возможностями в среду нормальных сверстников // Реабилитация и интеграция в общество детей-инвалидов: Материалы научно-практической конференции (Барнаул, 2005 г.). - Барнаул, 2005. - с. 46-54.
6. Першина Н.А. Коррекционно-развивающая программа формирования навыков коммуникативной деятельности у детей: Методическое пособие. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2000 - 54 с.
7. Першина Н.А. Психологическая деятельность в специальных (коррекционных) учреждениях: Программа и методические указания для психолого-педагогического практикума. - Бийск: НИЦ БПГУ им.В.М.Шукшина, 2003. - 103 с.
8. Першина Н.А. Современные подходы к организации обучения и воспитания в системе специального (коррекционного) образования: Методические указания. - Бийск: НИЦ БПГУ им.В.М.Шукшина, 2003. - 60 с.
9. Практика в учебных заведениях начального и среднего звена профессионального образования: (программа и методические указания) / Сост. Гусева Т.А., Казанцева О.А., Першина Н.А., Сычев О.А., Трофимова Е.М. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - 23 с.
10. Комплексная практика: программа и методические указания / Сост. Герасимов В.П., Гусева Т.А., Елесина Е.А., Першина Н.А., Сычев О.А., Трофимова Е.М. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - 30 с.
11. Курсовая и выпускная квалификационная работа по психологии (методические рекомендации для студентов педвузов) / Сост. А.Ю. Арутюнян, Я.Г. Казанцева, Н.А. Першина, Н.И. Трубникова. - Бийск: РИО БПГУ имени В.М. Шукшина, 2005. - 60 с.
12. Першина Н.А. Современные тенденции сближения общего и специального образования // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. (17-18 декабря 2003г.): В 2-х ч. - Часть 2. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004.- С.68-75.
13. Першина Н.А. Применение контент-анализа в дифференциальной диагностике // Вестник алтайских психологических чтений: Труды четвертых междунар. психол. чтений «Инновации в психологии» и заочной Интернет-конф. «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 11-12 июня 2005 г.). - Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - С.82-86.
14. Добрынина И.Ю., Першина Н.А., Табакаев Г.К. Проблемы оценивания эфффективности комплексной реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции (17-18 декабря 2004 г.) В 2-х ч. - Часть2. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.- С.261-266.
15. Специальные (коррекционные) и социальные учреждения г. Бийска (справочник) / Н.А. Першина, Е.А. Косолапова. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 65с.
16. Першина Н.А., Косолапова Е.А. Анализ обеспеченностисоциальной и специальной помощью в г. Бийске // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии: мат-лы рег. науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2006г.) Отв. ред. Н.А. Першина (Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - С.40-46)
17. Контольно-измерительные материалы по курсу "Специальная педагогика и специальная психолгия: сборник тестов" / сост. Першина Н.А., Иванищева В.Н. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 39с.
18. Балльно-рейтинговая оценка успеваемости по специальной психологии и специальной педагогике: рабочая тетрадь / сост. Першина Н.А., Иванищева В.Н. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 19с.
19. Тактильно-кинестезические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление: монография / Н.А. Першина - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 360с.