-
Ученая степеньдоктор технических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеТехнические науки
-
РегионРоссия / Саратовская область
Доктор технических наук, профессор кафедры «Мосты и транспортные сооружения». Заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» СГТУ. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Действительный член международной Академии наук высшей школы (МАН ВШ), Российской Академии транспорта (РАТ), жилищно-коммунальной Академии Российской Федерации, Российского общества неразрушающего контроля и технической диагностики, Академии проблем качества Российской Федерации, Академии инженерных наук Российской Федерации, Американского общества гражданских инженеров (ASCE), международной ассоциации по мостам и конструкциям (IABSE), международного союза исследовательских лабораторий и экспертов по материалам и конструкциям (RILEM).Родился 28 августа 1946 года в Башкирии. 1961 - после окончания 8 классов школы поступил в Уфимский автомобильно-дорожный техникум. 1965 - с отличием окончил Уфимский автомобильно-дорожный техникумс присуждением квалификации «Техник-строитель мостов и дорог». После окончания техникума получает направление на продолжение обучения в Саратовском политехническом институте. Во время обучения в институте, начиная с первого курса, активно занимается научной работой и еще студентом пишет и публикует несколько статей. Одновременно интенсивно изучает английский язык и переводит книгу по проблемам загрязнения речных русел. В институте обучается на специальности «Автомобильные дороги» и параллельно изучает предметы специальности «Мосты и тоннели». 1970 - с отличием окончил Саратовский политехнический институт и остался работать на кафедре «Строительная механика и теория упругости». 1971 - поступает в аспирантуру при кафедре «Строительная механика и теория упругости». Во время обучения в аспирантуре разрабатывает теорию деформирования нелинейно-упругих пластинок и оболочек и применение метода последовательных нагружений к расчету нелинейно-упругих конструкций. С 1974 года является членом редколлегии межвузовского сборника по проблемам расчета конструкций, работающих в агрессивных средах. 1975 - успешно защищает кандидатскую диссертацию. В это же время начинает интересоваться проблемами расчета конструкций из разносопротивляющихся материалов и одновременно вопросами моделирования поведения конструкций, подвергающихся воздействию агрессивных эксплуатационных сред. 1976 - выходит первая монография с участием И.Г. Овчинникова, практически полностью содержащая материалы его кандидатской диссертации. В то время это была одна из первых монографий, посвященных проблеме расчета нелинейно-упругих конструкций. Научные интересы И.Г. Овчинникова все более смещаются к проблеме расчета конструкций, взаимодействующих с агрессивными средами. 1982 - переходит на должность старшего научного сотрудника кафедры «Строительная механика и теория упругости» для подготовки докторской диссертации. 1984 - избран на должность профессора кафедры «Строительная механика и теория упругости». 1985 - становится деканом дорожно-строительного факультета. 1988 - защищает докторскую диссертацию в Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций им. В.А. Кучеренко. 1990 - утвержден в ученом звании профессора. За время его работы деканом факультет был преобразован в факультет транспортного строительства, на факультете развернулась активная научная работа. Под руководством И.Г. Овчинникова было защищено несколько кандидатских диссертаций по нелинейным задачам строительной механики и по строительной механике конструкций, взаимодействующих с агрессивной средой. К этому времени И.Г. Овчинников стал высококвалифицированным инженером и известным ученым в области расчета разнообразных инженерных конструкций с учетом реальных условий эксплуатации. Научная деятельность посвящена развитию нового направления в строительной механике - теории расчета конструкций, взаимодействующих с агрессивными средами. Разработал методологию построения и исследования расчетных моделей конструкций, подвергающихся деструктирующему воздействию агрессивных сред, построил ряд моделей конструкций, подвергающихся коррозионному износу, воздействию водорода высоких и низких параметров, радиационному облучению, воздействию жидкометаллических сред, а также полимерных и биополимерных конструкций, взаимодействующих с жидкими и газообразными средами. 1991 - после двух сроков пребывания деканом факультета избирается заведующим кафедрой «Сопротивление материалов» Саратовского политехнического института. В это время, кроме активной подготовки кандидатов и докторов технических наук, создана лаборатория «Инженерные методы анализа», которая занимается как фундаментальными, так и прикладными проблемами, внедряя результаты исследований в практику. Под руководством И.Г. Овчинникова создана испытательная лаборатория по испытанию деревянных конструкций и сертификации мебельной продукции, которая прошла аккредитацию в системе ГОСТ Р и до сих пор проводит сертификационные испытания деревянных конструкций, мебельной продукции, окон и дверей. Большой комплекс исследований, выполненных профессором И.Г. Овчинниковым и под его руководством, по теории расчета инженерных конструкций, взаимодействующих с агрессивными средами, способствовал созданию в России нового научного направления, что обеспечило ведущее положение нашей науки в этой области. В течение ряда лет являлся членом научно-методической комиссии по стандартизации методов расчета и испытаний на прочность и долговечность материалов и элементов конструкций, работающих при воздействии агрессивных сред при Госстандарте СССР, членом проблемной комиссии «Надежность конструкций» регионального координационного и научно-методического совета АН СССР и Минвуза РСФСР. 1994 - избран действительным членом Международной Академии наук высшей школы (МАН ВШ). 1995 - избран действительным членом Российской Академии проблем качества 1996 - избран действительным членом Российской Академии транспорта (РАТ). 1997 - по просьбе руководства технического университета переходит на должность заведующего кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» с целью активизации работы этой кафедры по подготовке и выпуску высококвалифицированных инженеров путей сообщения по специальности «Мосты и транспортные тоннели». Кроме восстановления нормальной численности выпускаемых инженеров-мостовиков, И.Г. Овчинников развернул активную работу по подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. К настоящему времени почти все сотрудники кафедры - ученики И.Г. Овчинникова - подготовили и защитили диссертации под его руководством. На кафедре «Мосты и транспортные сооружения» была сформулирована новая парадигма научной деятельности кафедры: «болевые точки в мостостроении, от которых кардинальным образом зависит долговечность мостовых сооружений». Удачный выбор направления научных исследований позволил кафедре за относительно короткое время занять лидирующее положение среди других кафедр мостового профиля России. Уделяет весьма большое внимание развитию нового направления в области расчета и испытаний инженерных конструкций и сооружений - стандартизации методов расчета прочности, надежности, долговечности и безопасности, а также оценки эксплуатационного состояния конструкций с дефектами технологического и эксплуатационного происхождения с использованием информационных технологий, причем большое внимание уделяется разработке банков данных и экспертных систем. Руководит разработкой проблемы научной организации процесса эксплуатации и проведения прочностного мониторинга сложных инженерных сооружений (мостов, газопроводов, автомобильных дорог, резервуаров). 1997 - избран членом Американского общества гражданских инженеров (ASCE), международной ассоциации по мостам и конструкциям (IABSE), международного союза исследовательских лабораторий и экспертов по материалам и конструкциям (RILEM). Является учредителем и членом Поволжского общества неразрушающего контроля и диагностики. 1998 - широкое признание научных и организационных заслуг профессора И.Г. Овчинникова в развитии теории и совершенствования методов расчета конструкций, работающих в экстремальных условиях эксплуатации, в развитии научных основ стандартизации методов расчета и испытаний конструкций на прочность и долговечность в агрессивных условиях эксплуатации, развитии теории эксплуатации сложных инженерных сооружений явилось основанием для присвоения ему звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». К настоящему времени кафедра «Мосты и транспортные сооружения» под руководством И.Г. Овчинникова стала ведущей среди родственных кафедр, на кафедре успешно работает аспирантура в которой обучаются аспиранты из разных городов России (Саратов, Пенза, Москва, Сургут, Екатеринбург, Балашов, Казань, Сочи), проходят стажировку преподаватели из вузов России и зарубежья. Под руководством И.Г. Овчинникова сотрудниками и аспирантами кафедры, а также специалистами-мостовиками издано 25 монографий и 40 учебных пособий, опубликовано более 500 статей, защищено 4 докторских и 49 кандидатских диссертаций. Создано 4 филиала кафедры на базе ведущих проектных и исследовательских институтов (НТЦ Госстроя РФ институт «Проектмостореконструкция», ФГУП НПЦ «Росдортех», институт «ГипродорНИИ, ОАО «Волгомост»), на которых студенты проходят учебную, производственную практику, выполняют курсовые и дипломные проекты, а после окончания вуза многие идут работать на эти предприятия. Кафедра заключила договоры и студенты проходят практику на строительстве внеклассных мостов в различных регионах России (мосты через Волгу в Саратове, Волгограде, Ульяновске, мост через Каму около Казани, мост через Обь у Сургута, мост через Иртыш в Ханты-Мансийске, мосты и путепроводы на Московской кольцевой дороге, на объезде Санкт-Петербурга, мосты и тоннели на Кавказе (Сочи, Красная Поляна)). Для чтения лекций приглашаются, а также сами изъявляют желание приехать, специалисты из Германии, Норвегии. На кафедре проходили стажировку студенты из Германии, профессора из Туниса. Студенты и аспиранты кафедры проходили стажировку в Германии. При активном содействии И.Г. Овчинникова разработана и внедрена на мостовом переходе через Волгу у села Пристанное новая технология проектирования, основанная на рассмотрении всего жизненного цикла сооружения, включая разработку еще на проектной стадии системы прочностного мониторинга и проекта эксплуатации моста. Реализация этого подхода позволила обеспечить качественную эксплуатацию построенного мостового сооружения без дополнительных расходов на ремонт и эксплуатацию. В последнее время в российском мостостроении активно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие долговечность внеклассных мостовых сооружений. Под руководством И.Г. Овчинникова проводился прочностной мониторинг мостовых сооружений строящегося мостового перехода через реку Волга у села Пристанное Саратовской области. В процессе этого мониторинга изучалось поведение деформационных швов, дорожной одежды, опорных частей, антикоррозионной защиты, выполненных по новейшим технологиям; в результате мониторинга разработаны рекомендации по более широкому применению указанных эффективных конструкций. При выполнении данной работы использовалась методология научно-технического поиска и методы научного исследования. В течение длительного времени участвует в работах по определению и оценке технического состояния инженерных сооружений различной степени ответственности с использованием экспериментальных методов (на предприятиях химической промышленности в городах Саратов, Энгельс, Щелково, Сумгаит, Дзержинск, Усолье-Сибирское, Калуш) транспортных сооружений (мостов, плотин, путепроводов) с выдачей соответствующих рекомендаций по безопасной эксплуатации сооружений. Организовал курсы повышения квалификации специалистов дорожной и мостовой отрасли «Совершенствование конструктивно-технологических решений при проектировании, строительстве и эксплуатации транспортных сооружений», которые пользуются огромной популярностью у работников отрасли. Такие курсы проведены на предприятиях отрасли транспортного строительства в городах Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Уфе, Екатеринбурге, Иркутске, Сургуте, Владивостоке, Чебоксарах, Иваново и ряде других мест. Поддерживает тесные связи с российскими и зарубежными специалистами, регулярно приглашается в российские и зарубежные организации, откуда привозит новые идеи, новые контакты, информацию о новых технологиях. В течение нескольких последних лет он посетил мостовые фирмы и мостовые объекты в Великобритании, Словакии, Финляндии, Германии, Испании, Австрии, Греции, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре, читал лекции и проводил научные консультации в Тунисе. Является членом 2 докторских диссертационных советов в Волгограде (ВолгГАСУ) и Пензе (ПензГУАС). О большом инженерном и научном авторитете и имидже И.Г. Овчинникова свидетельствует и избрание его членом ряда общественных научных и инженерных обществ как у нас в стране, так и за рубежом. Результаты исследований обобщены в монографии «Расчет элементов конструкций, взаимодействующих с агрессивной средой» (1987) - первой в нашей стране монографии, посвященной весьма актуальной, но сложной проблеме моделирования поведения конструкций, подвергающихся деструктирующему воздействию агрессивных сред. Следом выходят монографии: «Деформирование элементов конструкций из нелинейного разномодульного неоднородного материала» (1989), «Механика пластинок и оболочек, подвергающихся коррозионному износу» (1991), «Тонкостенные конструкции в условиях коррозионного износа: Расчет и оптимизация» (1995), «Экспертная диагностика магистральных газопроводов» (1996), выходят в свет учебные пособия «Расчет конструкций, подверженных коррозионному износу» (1991), «Инженерные методы расчета конструкций, эксплуатирующихся в агрессивных средах» (1994), которые используются в учебном процессе студентами вузов России, Украины, Казахстана.