-
Ученая степеньдоктор психологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Курганская область
•Основное научное направление: психологические науки
•Академические звания: доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, официальная должность: заведующая кафедрой общей и социальной психологии
•Текущее место работы: ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»; область деятельности : психология образования.
•Руководитель научного направления, член ученого, научного и научно-методического советов Курганского государственного университета; член диссертационного совета при Уральском государственном университете, эксперт РФФИ.
•Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования, основатель научной школы «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе». Подготовила 3 доктора наук и 30 кандидатов наук.
•В течение многих лет под руководством Р.В.Овчаровой проводятся фундаментальные и прикладные исследования в рамках комплексных программ Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (проект «Психологическое сопровождение сельских подростков группы риска»), РФФИ (проект «Ранняя диагностика, профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей»), грант «Университеты России» (проект «Разработка концептуальной модели родительства как интегральной динамической и функциональной психологической структуры»), грант МОРФ (проект «Исследование субъективного образа социального мира как феноменологии социальной ситуации развития подростков»).
•Автор 300 научных работ, в том числе монографий «Родительство как психологический феномен», 2006; «Психологическая фасилитация работы школьного учителя», 2008; «Развитие нравственной сферы личности дошкольника», 2008; «Влияние личностного потенциала педагога на диалог в педагогическом общении», «Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция», 2011; «Гармония и дисгармония субъектов образовательного процесса», 2012; «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков», 2012.
•Является автором популярных в России книг по психологии образования, неоднократно переиздававшихся центральными издательствами; их общий тираж - более 300 тыс. экз. Ее учебные пособия «Практическая психология в начальной школе», «Практическая психология образования», «Психология родительства», «Развитие нравственной сферы личности подростка» были удостоены премии губернатора Курганской области. Лауреат всероссийской выставки учебно-методических изданий «Золотой фонд отечественной науки», 2013.
• Овчарова Р.В. имеет патент за пакет компьютерных психодиагностических методик «Диагностика осознанного родительства» и 8 свидетельств об отраслевой регистрации научных разработок. Она является автором уникальных психодиагностических комплексов «Диагностика нравственной сферы личности дошкольника», «Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков», признанных профессиональным сообществом и широко используемых в психологами России и стран СНГ.
•По инициативе ученого и при поддержке Психологического института РАО в Курганском государственном университете создана вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования. По итогам работы лаборатории Овчарова Р.В. награждена дипломом Уральского отделения Российской академии образования «За лучшее психолого-педагогическое исследование года» (проект «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе»), имеет сертификат победителя конкурса инновационных проектов Курганского государственного университета 2009 года за проект «Комплексная технология психологического сопровождения работы школьного учителя».
•Награждена медалью КД.Ушинского « За особые заслуги в психолого-педагогических науках», 1988; дипломом «Золотая кафедра России», 2012.
В рамках приоритетных направлений в психологической науке Овчаровой Р.В. и ее учениками разработано ряд концепций по актуальным проблемам психологии образования:
•Концепция родительства как интегрального психологического образования личности.
•Концепция отцовства как воспитательной деятельности.
•Концепция развития нравственной сферы личности детей и подростков.
•Концепция ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков.
•Концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений в образовательном процессе и др.
Овчаровой Р.В. опубликовано около 300 научных и учебно-методических работ.Ее учебные пособия и монографии «Практическая психология в начальной школе», «Практическая психология образования», «Психология родительства», «Развитие нравственной сферы личности подростка» удостоены премии губернатора Курганской области. Они неоднократно переиздавались центральными отечественными и зарубежными издательствами.
Овчарова Р.В. имеет патент за пакет компьтерных психодиагностических методик «Диагностика осознанного родительства» и 8 свидетельств об отраслевой регистрации научных разработок. Она является автором уникальных психодиагностических комплексов «Диагностика нравственной сферы личности дошкольника», «Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков», признанных профессиональным сообществом и широко используемых в психологами России и стран СНГ.
В научной школе под руководством Р.В.Овчаровой защищено 30 кандидатских диссертаций по актуальным проблемам педагогической психологии. Она является научным консультантом 3 докторских диссертаций (Мельникова Н.В. «Развитие нравственной сферы личности дошкольника», 2010; Токарева Ю.А. «Психология отцовства», 2012; Духновский С.В. «Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса», 2013).
Овчарова Р.В. является руководителем научного направления членом ученого, научного и научно-методического советов Курганского государственного университета; членом диссертационного совета по психологии при Уральском федеральном университете.
Научные публикации
1.Овчарова Р.В.Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
2. Овчарова Р.В.Родительство как психологический феномен. -М.: Изд-во М.: Московского соц.-псих. Института, 2006. - 496 c.
3. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2007. - 479 с.
4. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В.Развитие нравственной сферы личности дошкольника. - СПб.: «Амалтея», 2008. - 336 с.
5. Овчарова Р.В.Психологическая фасилитация работы школьного учителя. -СПб.: «Амалтея», 2008. - 443 с.
6. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р.Развитие нравственной сферы личности подростка. - Курган.: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.
7. Овчарова Р.В., Духновский С.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2012. - 277 с.
Овчарова Р.В.Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. - Международное издательство «Palmarium». - Москва-Берлин, 2013. - 638 с.