-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Новгородская область
Орлов Олег Сергеевич проректор по учебной и научной работе института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имения Ярослава Мудрого, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, ученый секретарь Северо-западного регионального отделения Международной академии наук педагогического образования.
Исследования Олега Сергеевича и его учеников посвящены проблемам развития и саморазвития образовательных систем. Модернизации высшего педагогического образования посвящен ряд исследований и, прежде всего, по контекстно-биографическому подходу к университетской подготовке педагогических кадров. Эти исследования (в соавторстве с учеными НовГУ им. Ярослава Мудрого) удостоены в 2002 году премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку научно-методического комплекса «Учитель в открытой образовательной системе».
Университетское педагогическое образование в работах О.С.Орлова рассматривается с точки зрения глобализации и интернационализации научно-методических знаний (высокая степень интегративности, использование в различных сферах человековедения; причастность к ценностям, общим программам деятельности и поведения человека). В рамках исследования модернизации высшего педагогического образования особый интерес имеют работы, посвященные инновационным педагогическим технологиям и, прежде всего, технологиям педагогического сопровождения, а также генезису понятия «образовательная программа» в истории педагогики, образования в России и зарубежом. Образовательная программа трактуется как программа совместной деятельности педагога и обучаемых, в которой раскрываются ценностные ориентиры, задачи, содержание, его структура и логика построения, адекватные формы, методы и средства этой деятельности (технологии), а также методы контроля достижения ее результатов и оценки хода ее реализации.
Оригинальными разработками в развитии последипломного образования явились концепции и проекты создания новых социальных институтов в сфере дополнительного профессионального образования – региональных центров и институтов развития образования. Развитию последипломного образования в современном вузе содействуют исследования совместно с учеными НовГУ им. Ярослава Мудрого в поисках новых форм повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В качестве ведущей идеи деятельности Центра педагогического мастерства в Новгородском университете им. Ярослава Мудрого выступают организация критериальной рефлексии научно-педагогической деятельности и технология развития способностей к рефлексивной самоорганизации в проектировании, моделировании и исследовании научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава.
В экспериментальном моделировании развития образовательных учреждений наиболее продуктивными результатами являются интерпретация опытно-экспериментальной работы как вида научно-исследовательской деятельности, а также
деятельности развивающейся школы, для которой основными процессами ее выделены: определение общего замысла (концепции) развития школ, проектирование образовательной программы школы; организация содержания образования, научно-методическое сопровождение деятельности школы и другие.
В последние десятилетия особое внимание уделяется проблемам взаимодействия процессов светского образования и приобщения детей и молодежи к православной культуре.
Образование человека в человеке рассматривается как один из важнейших аспектов духовно-нравственного воспитания.
Педагогическим кредом в жизни выступает утверждение: «в жизни каждый человек реализует свое педагогическое начало (педагогическое – Я). И чем больше он в душе и в жизни педагог, тем больше он… человек».
Наиболее значимыми публикациями являются:
1. Образование как открытая система / В.О.Букетов, О.М.Зайченко, М.Н.Певзнер и др. // Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н. Певзнера; Исслед. центр проблем. подготовки спец. – М., 2000. – С. 9–51.
2. Глобализация и интернационализация научного педагогического знания в университетском образовании // Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход / Под ред.: А.Л Гаврикова, М.Н. Певзнера; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – С. 142 – 160.
3. Образование в развивающейся школе: Монография / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – 200 с.
4. Организация содержания образования в школе: Учеб. пособие. Допущено МОРФ в качестве учеб. пособия для студ. вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – 120 с.
5. Педагогическая компетентность в жизни человека: (размышления и раздумья «неклассического» педагога: Кн. для чтения / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. – 60 с.