-
Ученая степеньдоктор технических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеТехнические науки
-
РегионРоссия / Хабаровский край
Окончила Хабаровский государственный педагогический институт в 1982 год, защитила кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.01 в 1998 году, докторскую диссертацию по специальности 19.00.03 в 2006 году. В 2010-2011 гг прошла переквалификацию в НОУ ВПО «Дальневосточный институт психологии и психоанализа»
Ученая степень - доктор технических наук (с 2006 года), ученое звание - доцент (с 2002 года). Место работы – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС), должность – профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология»
Профессиональные интересы: развитие теоретических методов и технологий управления сложными человеко-машинными системами; разработка перспективных технологий управления процессом обучения в сложных человеко-машинных системах; деятельность предприятий-разработчиков сложных человеко- ориентированных комплексов и технических средств обучения; система профессиональной подготовки для учебных и исследовательских целей; использование информационных технологий для оценки качества обучения
Участие в программе «Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс на Дальнем Востоке России» в рамках Национального проекта «Образование»
Участие в международном проекте Tempus «Интеграция образовательных программ в систему дистанционного образования для работников железнодорожного транспорта» под эгидой Еврокомиссии в сфере образования
Создала и организовала Центр тестирования ДВГУПС, разработала стандарты университета о центре тестирования ДВГУПС и о тестировании студентов университета.
С 2007 по 2012 гг работа в качестве члена докторского диссертационного совета ДМ 218.003.04 по специальностям 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» и 19.00.00 «Общая психология» при Дальневосточном государственном университете путей сообщения
Дополнительная информация: Опарина Надежда Михайловна является экспертом, привлекаемым Федеральной службой по надзору в сфере образования к проведению оценки соответствия качества подготовки студентов вузов требованиям государственный образовательных стандартов.
Контактная информация: 407-343
Научные публикации
По результатам научной деятельности опубликовано 95 научных трудов, в числе которых 82 статьи, из них 15 в ведущих рецензируемых изданиях и 2 в научных зарубежных журналах. Издано 3 монографии и 13 учебно- методических работ, в т.ч.:
1.Оценка дидактической эффективности АСО (монография)./Опарина Н.М. Оценка дидактической эффективности АСО: моногр./ Н.М. Опарина. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. –116с
2.Интегральная оценка эффективности человеко-машинных систем обучения и выбор рационального варианта организации подготовки специалистов с их использованием./Н.М Опарина. Интегральная оценка эффективности человеко-машинных систем обучения и выбор рационального варианта организации подготовки специалистов с их использованием: моногр./ Н.М. Опарина.– Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 103с
3.Современные и исторические аспекты мотивации использования тестовых технологий для обучения работников транспорта ./Н.М. Опарина.–Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2008. – 160с
4.Modern approaches to the definition of the professionally important qualities of a specialist in a system of professional selection ./The Humanities And Social Studies in the Far East , 2009. –С.105-108
5.Особенности смысловой сферы педагогов высшей школы с разной направленностью профессиональной деятельности ./Воробьева К.И.,Н.М. Опарина,Социально-гуманитарные науки на Дальнем востоке.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.–С.87-99
6.Проблемы формирования ценностей в системе проф. образования./Григорьева Н.Г.,Н.М. Опарина,Высшее образование сегодня. №4 ¬М: изд.гр. «Логос», 2012.¬ С.37-40
7.Психологические особенности проявления тревожности обучаемых в процессе компьютерного тестирования./Григорьева Н.Г.,Н.М. Опарина, Наука и бизнес: пути развития. №4¬ Тамбов: изд. ОАО "Роспечать", 2012.¬ С.18-21
8.Психологические основы мотивации учебных достижений./Вестник КемГУ ¬ Кемерово: изд-во КемГУ, 2012 № 4 (52) Т. 1 | 5.¬ С 182-185
9.Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах./Социально-гуманитарные науки на Дальнем востоке.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013.–С 94-100
10.Эргономическое обеспечение критических систем. организация контроля функционального состояния человека-оператора./Лавров Е.А, Барченко Н.Л., Падерно П.И.,Глобальні та регіональні проблеми інформатизації в суспільстві та природокористуванні 2013: сб. материалов межд. научн.-методич.конф.¬Киев: Изд-во НУБиП, 2013.¬С 124-129
11.Психологическая культура как условие успешной профессиональной деятельности учителя./Леженина А.А, Левкова Е.А, Опарина Н.М.Вестник БГУ ¬Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2014 №5.¬С 51-55
12.Личностные детерминанты психических сос тояний операторов ЭВТ./Лодде О.А, Опарина Н.М.Социально-гуманитарные науки на Дальнем востоке.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014.№3–С 146-150.
13.Подготовка специа-листов, безопасность АЭС и человеческий фактор ./Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС и ТЭС: сб. докладов I Междунар. научн.-техн.конф.¬ Минск, БГУИР, 2015.¬С.251-253