-
Ученая степеньдоктор педагогических наук, кандидат юридических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Академик Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Московская область
Новиков Алексей Валерьевич - видный ученый в области педагогики, автор ряда теоретических и практических исследований в iсерии и методики профессионального образования. За последние пять лет опубликовано более 50 (пятидесяти) научных и учебно-методических работ по профильным темам научных исследований в области-профессиональной педагогики и юриспруденции, в т.ч. Монография «Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации», учебник «Налоговый контроль», экспериментальный учебник «Налоговое расследование», в т.ч. более 5 (пяти) учебно-методических пособий, а также более 10 (десяти) учебно-методических комплексов профильных юридических дисциплин для юридических факультетов ВУЗов.
А.В. Новиков в 1997 г. закончил юридический факультет Кубанского государственного университета (КубГУ) г. Краснодар.
В 2002 г. с отличием окончил аспирантуру Всероссийской государственной налоговой академии Министерства по налогам и сборам, в последующем Министерства финансов Российской Федерации (ВГНА МНС РФ / МФ РФ) г. Москва.
А.В. Новиков в апреле 2002 г. защитил диссертацию, в Диссовете Д 203.005.02, Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВНИИ МВД РФ) г. Москва, на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 - административное право, финансовое право и информационное право, на тему: «Досудебное производство по фактам налоговых и административно-налоговых правонарушений».
В 2005 г. поступил и в 2009 г. с отличием окончил докторантуру, в качестве соискателя кафедры педагогики, факультета педагогики и психологии. Курского государственного университета (ГОУ ВПО КГУ) г. Курск.
А.В. Новиков в феврале 2009 г. защитил диссертацию, в Диссовете Д 212.104.01, на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 -теория и методика профессионального образования, на тему «Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности».
Профессорско-преподавательскую деятельность Новиков А.В. начал в 2000 г. в качестве аспиранта кафедры административного и финансового права на юридическом факультете ВГНА МНС РФ. в последующем с 2002 г.. в качестве доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин на юридическом факультете ВГНА МНС РФ
В 2004 году решением Министерства образования Российской Федерации от «21» июля 2004 № 605-д, Новикову Алексею Валерьевичу присвоено ученое звание доцента по кафедре гражданско-правовых дисциплин.
В 2008 г. А.В. Новиков перешел с должности доцента кафедры гражданского права юридического факультета ВГНА МФ РФ на должность профессора кафедры теории государства и права, в последующем кафедры государственно-правовых дисциплин, факультета правоведения «Социально правового института экономической безопасности» (НОАНО ВПО «СПИАБ») на базе ФГОУ ДНО ВИПК сотрудников МВД России, г. Домодедово.
В настоящее время Новиков Алексей Валерьевич, находится в штате профессорско-преподавательского состава, на должности профессора, административная функция — заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, юридического факультета ГБОУ ВПО Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Правительства Московской области, филиал «Угреша».Профессором Новиковым А.В. научно обоснована концептуальная модель информатизации юридического образования, позволяющая реализовать в вузе современные требования федерального государственного образовательного стандарта на подготовку юридических кадров, сформулированы принципы и способы применения этой модели в педагогической практике, реализация которых дает возможность реально повысить эффективность учебного процесса и гарантированно обеспечить овладение выпускниками высшего учебного заведения комплексом знаний, навыков и умений, сформировать у них
значимые профессиональные качества, способствующие компетентном) выполнению поставленных задач в последующей профессиональной деятельности.
Разработанная А. В. Новиковым авторская модель деятельности специалиста (МС) используется в_ педагогической практике как исходный этап и необходимое условие для проектирования, конструирования и реализации в вузе системы информатизации профессионально-ориентированного образования. Это позволяет осуществлять планомерную подготовку специалистов учитывая особенности и специфику будущей профессиональной деятельности.
Профессор Новиков А.В. разрабатывает теоретические основы применения в образовательном процессе юридического вуза информационных средств и информационной продукции учебного назначения. В своих исследованиях Новиков А.В. с позиций современных взглядов педагогической науки рассматривает теоретические и прикладные проблемы информатизации юридического образования, способствующие повышению качества и эффективности отечественного высшего профессионального образования. В своих исследованиях профессор Новиков А.13. успешно разрешает целый ряд объективно существующих в высшем юридическом образовании России противоречий, в частности:
-между высоким уровнем развития современных информационных и телекоммуникационных технологий, реализация возможностей которых определяет пути совершенствования профессиональной подготовки студентов, и недостаточным уровнем использования этих возможностей в научно-методическом обеспечении юридическою образования:
- между потребностью в новых образовательных технологиях в условиях модернизации образования, постепенного перехода к личностно-ориентированной образовательной парадигме и недостаточным применением данных технологий в традиционной системе
вузовского обучения.
Профессором Новиковым А.В. решена крупная научная проблема, заключающаяся в разработке концепции информатизации юридического образования и вузовской системе профессиональной подготовки специалистов, в рамках которой:
-установлены теоретико-методологические основы информатизации юридического образования, раскрывающие особенности и специфику профессиональной подготовки будущих специалистов, в условиях высшей школы;
-определены научно-педагогические подходы к оценке эффективности профессионального обучения, на основе использования профессионально-ориентированных технологий обучения и применения дидактических информационных комплексов;
-разработана концептуальная модель информатизации юридического образования в условиях высшей школы, включающая в себя целевые, содержательные, организационно-методические и субъектно-личностные характеристики процесса обучения на базе применения информационных технологий;
Профессор Новиков А.В. занимается научно-методическим проектированием и реализацией в условиях вуза концептуальной модели информатизации юридического образования на базе использования информационных технологий, а также моделирования познавательной деятельности студента и профессиональной деятельности преподавателя, в контексте информатизации учебного процесса.
При этом профессор Новиков А.В., рассматривает информатизацию образования как целенаправленно организованный процесс, ориентированный на реализацию целей обучения и развития индивида, который включает в себя подсистемы обучения и воспитания, обеспечивающие сферу образования методологией, технологией и практикой оптимального использования информационных средств.
Оценивая научные труды А. В. Новикова, следует отметить, что работы носят завершенный характер, это целостные научные исследования. Достоверность выдвинутых положений и обоснованность полученных результатов обусловливаются четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процесса: применением апробированных методик; репрезентативностью эмпирических результатов: опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций.
Среди других достоинств работ профессора Новикова Л.В. важно указать, что подходы к информатизации юридического образования, предлагаемые автором, базируются на возможностях реализации разработанной им авторской модели деятельности специалиста, выпускника вуза, а также на использование в условиях информатизации высшего профессионального образования форм и методов контекстного обучения, обучения с применением специальных моделей активизации познавательной деятельности студентов. Результаты научных исследований профессора Новикова А.В. используются: в научно-методическом обеспечении образовательного процесса учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в системе профессиональной подготовки сотрудников сферы экономической безопасности России; в практической деятельности структурных подразделений. федеральных государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих совершенствование профессиональной подготовки кадров в сфере экономической безопасности, на примере: Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. Министерства Финансов Российской Федерации. ФНС России. ФТС России, ФСО России.
Научные труды:61
Монографии, учебные и учебно-методические пособия:17
Статьи:44