Никуличева Наталия Викторовна
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Научное направление
    Педагогические науки
  3. Регион
    Россия / Москва

Эксперт Центра ресурсного обеспечения научных исследований Научно-исследовательского института перспективных направлений и технологий Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва.

Специалист в области методик и педагогических технологий дистанционного обучения (ДО), подготовки преподавателя для работы в условиях ДО, разработки дистанционных курсов для системы образования и бизнес-структур, организации виртуальных педагогических сообществ, виртуального театра

Никуличева Н.В. – исполнитель и руководитель 14 научно-исследовательских работ (НИР).

Н.В. Никуличева описала историю развития дистанционного обучения в России, составила каталог ссылок на образовательные интернет-ресурсы для дистанционного педагога; создала квалификационную характеристику преподавателя при работе в системе дистанционного обучения, мотивационную схему стимулирования педагогов при внедрении дистанционного обучения в учебный процесс, экономическую схему оплаты труда педагога, методиста и разработчика контента при разработке и проведении дистанционных курсов; систему независимой оценки квалификации дистанционного преподавателя; описала механизм измерения компетенций преподавателя, работающего в условиях дистанционного обучения; разработала проект профессионального стандарта преподавателя при работе в системе ДО «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения (в общем, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)», модель учета и анализа образовательных данных для интеграции дистанционного и очного обучения; описала внедрение методик Е.С. Полат на практике: методика организации виртуального круглого стола для студентов вузов, использование ролевых и деловых игр при дистанционном обучении; разработала методику разработки дистанционного курса; описала методику проведения экспертизы дистанционного курса, методику проведения дистанционного курса по подготовке преподавателя дистанционного обучения; изложила педагогический аспект анализа больших данных («Big Data») в дистанционном обучении; совместно с М.Ю. Бухаркиной создала классификацию средств обучения с учетом информационных систем; сделала обзор научных педагогических исследований в сфере дистанционного обучения за 2018–2022 гг.; создала виртуальный театр и описала методику его организации (постановка виртуального спектакля с аватарами средствами 3D-мира «Виртуальная академия» 2023 г.), описала совместно с Панюковой С.В. обучающую систему на базе искусственного интеллекта.

Н.В. Никуличева была председателем оргкомитета Всероссийского конкурса методических материалов по индивидуализации образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (2015 г.); председателем оргкомитета Всероссийского конкурса на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образования (2016 г.); координатором проектов с НФПК по разработке ИУМК, ИИСС в рамках проекта "Информатизация системы образования" по предметам: математика, экология, технология, физическая и экономическая география (разработки для Единой Национальной Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)) – 2006-2009 гг.; экспертом Международного исследования компьютерной и информационной грамотности (ICILS) в Российской Федерации (2014-15 гг.); экспертом Всероссийского конкурса «Территория образовательных проектов – Школа 2017» «Рыбаков фонд» (2017 г.), экспертом Третьего всероссийского конкурса «iУчитель» «Рыбаков фонд» (2019 г.), экспертом конкурса «Rybakov School Award («Школа» Рыбаков Фонда)» «Рыбаков фонд» (2019 г.); экспертом при Московской школе конфликтологии (с 2012 г.) в области экспертизы конфликтов в дистанционном обучении; членом Международного программного научного комитета XXI Международной конференции «Электронная Казань на Дунае - 2020» по теме "Прорывные технологии для образования, обучения и профессиональной подготовки»: Европейской сети дистанционного и электронного обучения (EDEN) (2020 г.).

Никуличева Н.В. – разработчик программ повышения квалификации и переподготовки, учебных программ для студентов педагогической магистратуры по методологии дистанционного обучения, реализованных в ФГАУ «ФИРО», ФИРО РАНХиГС, МГУ (пед.фак), ИИТО ЮНЕСКО, МГПУ, МГППУ, РУТ (МИИТ), ЛОИРО, ИДПО "4 Портфолио", ДВФУ. Автор и ведущий очных и дистанционных курсов повышения квалификации и переподготовки http://никуличева.рф/дистанционные-курсы/

Организатор научных семинаров «Актуальные вопросы развития дистанционного обучения» при ФИРО РАНХиГС по распространению методической грамотности в области теории и практики дистанционного обучения http://никуличева.рф/семинар-актуальные-вопросы-развити/ 

Автор идеи виртуального театра и описания методики его организации (постановка спектакля в 3D-мире с аватарами «Виртуальная академия» 2023 г.) https://avatar-teatr.ru/  

По научным взглядам Никуличева Н.В. – последователь научной школы Е.С. Полат, доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, в основе которой лежит качественное дистанционное обучение на базе педагогических технологий дистанционного обучения в противовес упрощению процесса дистанционного обучения до «текстов и тестов» и полной автоматизации, что нередко можно наблюдать в образовании. Никуличева Н.В. рассматривает роль педагога дистанционного обучения как ведущую в процессе обучения и более 20 лет занимается разработкой системы подготовки дистанционных преподавателей.

Вслед за Е.С. Полат, Никуличева Н.В. выступает за признание дистанционного обучения формой обучения на уровне внесения правок в Закон об образовании, что могло бы повлечь за собой не только адекватное финансирование ставок дистанционных педагогов, но и системную подготовку педагогов в вузах именно для дистанционного преподавания на уровне старших курсов бакалавриата, магистратуры или специалитета. Никуличева Н.В. принципиально не занимается разработкой массовых онлайн-курсов, построенных на принципах самообучения, когда обучаемый сам читает лекции, смотрит видео и отвечает на тесты. Никуличева Н.В. обучает педагогов выстраиванию педагогической системы дистанционного обучения, основанной на классической педагогике, занимается адаптацией методов обучения под виртуальную среду с учетом психологических и содержательных особенностей обучаемого и предмета изучения.

Интервью Никуличевой Н.В. "О проблемах организации дистанционного обучения" (июль, 2025 г., РГСУ)   http://никуличева.рф/выступления/

Личный сайт: http://никуличева.рф/ 

Профиль ВКонтакте: https://vk.com/id5330900

Научные публикации

Более 120 публикаций в научной печати, в том числе 23 публикации в журналах, включенных в перечень ВАКа, 3 – Web of Science, 1 – Scopus, 8 монографий, 2 учебника для вузов и СПО.

Учебники для студентов педагогических вузов и колледжей:

  1. Н.В. Никуличева. Дистанционное обучение: от внедрения до реализации. — Москва: КНОРУС, 2024. — 244 с. 
  2. Дистанционное обучение. Теория и методика разработки дистанционных курсов: учебное пособие для вузов / Бухаркина М.Ю., Никуличева Н.В., Долгова Т.В., Лебедева М.Б. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 284 с.

Значимые методические пособия:

  1. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  2. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения / Н.В. Никуличева. – М., 2016. – 72 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 4).

Перечень публикаций: http://никуличева.рф/публикации  


Последняя редакция анкеты: 26 сентября 2025