-
Ученая степеньдоктор биологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеБиологические науки
-
РегионРоссия / Костромская область
Нидерштрат Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор, председатель Костромского регионального отделения Российской Академии Естествознания, академик Российской Академии Естествознания. Б.М. Нидерштрат имеет техническое и биологическое образования. В 1965 г. в НИИ возрастной физиологии АПН РСФСР им защищена кандидатская диссертация на тему "Электромиографическая характеристика двигательной деятельности детей разного возраста", а в 1975г. в Ярославском медицинском институте докторская диссертация на тему "Закономерности асинхронного формирования двигательной функции детей и подростков в норме и при некоторых отклонениях". В 1990 г. за творческие достижения он отмечен медалью и премией Госкомитета народного образования СССР "За лучшую научную работу" и большой серебряной медалью ВДНХ СССР. В 1994 г. ему присвоено почетное звание Заслуженного рационализатора России.
Научные изыскания Бориса Михайловича имеют серьезную практическую значимость и нашли широкое применение в педагогике и медицине. Его теоретический вклад в возрастную физиологию заключается: в выявлении возрастных закономерностей формирования рецепторных отношений между мышцами антагонистами у человека; в обнаружении ошибочного толкования функции грудино-ключично-сосковых мышц в анатомических атласах; в разработке научной классификации признаков, характеризующих двигательные способности человека; в разработке системы прогнозирования развития сложных аномалий двигательного аппарата у детей на основе первичных отклонений; в обнаружении и обосновании наличия различных типов дыхательных движений у детей с нарушениями осанки и сколиозами; в открытии принципиально новых способов определения типов ВНД детей и выявления их умственной работоспособности; в разработке и последовательной реализации государственной программы оздоровления детей с нарушениями осанки в условиях образовательных учреждений и т.д.
Весьма заметным является личный вклад проф. Б.М. Нидерштрата в организацию и методику преподавания курса "Возрастная физиология и школьная гигиена" в средних и высших учебных заведениях страны: с 1977 г. он является членом Ученой комиссии Министерства образования РСФСР по возрастной физиологии и школьной гигиене; с 1985г членом Проблемной комиссии АН СССР по психологии и физиологии труда и спорта; с 1993 г. - председателем Научно-технического Совета Российской Ассоциации врачей по ЛФК и спортивной медицине; с 1994 г. членом диссертационного совета Архангельского университета и на протяжении многих лет членом Ученого Совета КГПУ.
Под руководством Бориса Михайловича работают две школы передового опыта для специалистов РФ по возрастной физиологии, гигиене и коррекционной педагогике: I) "Методическое и техническое обеспечение преподавания курса возрастной физиологии и школьной гигиены", 2) "Проблемы диагностики и коррекции сомато-психических отклонений у детей дошкольного и младшего школьного возраста".
В связи с неуклонным ростом количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии остро встал вопрос о перенесении центра тяжести профилактической работы из системы здравоохранения в систему образования. Предполагается, что учителя биологии, физической культуры и начального обучения, не исключая педагогов и других специальностей, должны иметь знания и навыки для выявления наиболее распространенных сомато-психических отклонений развития. Коррекционная работа должна осуществляться либо в специализированных оздоровительных центрах либо в домашних условиях, соответственно подготовленными родителями.
В настоящее время администрация Костромской области совместно с ректоратом КГПУ создает в Костроме "Центр диагностики и коррекции соматопсихических отклонений у детей". В нем при непосредственном участии Б.М. Нидерштрата будут апробироваться и внедряться современные разработки по этому направлению с задачей последующего их перенесения в учреждения народного образования.
Борис Михайлович автор 124 научных работ. Основные научные работы: Физиотерапевтический комплекс "Волна" (назначение, устройство, особенности применения). Методические рекомендации для врачей, тренеров, сотрудников оздоровительных центров. – Кострома, 1991; Квазиустойчивый потенциал головного мозга как показатель умственной работоспособности детей школьного возраста //Вестник КГПУ. – 1995. – № I; Последствия акселерации роста и развития детей как проблема коррекционной педагогики //Вестник КГПУ. – 1995. – № 2. – С.25-27.