-
Ученая степеньДоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Волгоградская область
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования ГБОУ Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Область фундаментального научного исследования – методология, теория и практика здоровьеформирующего образования.
Соответствующие области прикладных научных исследований:
1)Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при интегрированном образовании в условиях массовой школы.
2)Технологии позитивной профилактики употребления подростками и молодежью ПАВ и формирования у них социальных навыков.
3)Проектирование и реализация программы коррекционной деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
4)Проектирование и реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
К наиболее значимым результатам научных исследований и разработок следует отнести:
1.Социально-культурная концепция здоровьеформирующего образования (основные теоретические положения, принципы проектирования, модели реализации в деятельности мас-совой общеобразовательной школы и принципы оценки эффективности с набором диагностических методик).
2.Примерная региональная программа формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников (общие требования к структуре и содержанию, варианты для разных типов общеобразовательных учреждений).
3.Примерная программа коррекционной деятельности на ступени начального общего образования (общие требования к структуре и содержанию, варианты для разных типов общеобразовательных учреждений).
4.Региональные требования к содержанию и структуре комплексной программы общеобразовательного учреждения по профилактике употребления школьниками ПАВ, а также конкретные методические разработки.
В социально-культурной концепции впервые:
•даны педагогические формулировки понятий (здоровье, здоровый образ жизни, жизнеспособность, внутренняя картина здоровья, здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образование, здоровьесберегающие технологии в образовании);
•проанализированы модели здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования;
•разработан комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной школы.
Концепция предназначена, в первую очередь, для проведения и организации прикладных исследований как теоретико-методологическое основание. Однако на ее основе возможно получение экспериментальных разработок прикладной направленности.
В примерных региональных программах формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника и коррекционной деятельности общеобразовательной школы на начальной ступени общего образования описаны механизмы выполнения массовой школы требований ФГОС. Представлено информационно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника и коррекционной деятельности общеобразовательной школы на начальной ступени общего образования. Используя примерные программы как научно-методический ориентир, педагогические коллективы общеобразовательных школ смогут составить аналогичные программы с учетом социально-культурных и организационных осо-бенностей своей школы.
Региональные требования к содержанию и структуре комплексной программы общеобразовательного учреждения по профилактике употребления школьниками ПАВ регламентируют соответствующую деятельность общеобразовательного учреждения, определяют критерии ее эффективности и предлагают конкретные практико-ориентированные экспериментальные разработки. Данные технологии предназначены для непосредственного использования в практической деятельности педагогами общеобразовательной школы или могут служить ориентиром для проектирования авторских методик соответствующей проблематики.
Научные публикации
1.Интегративная психо-лого-педагогическая характеристика делик-вентного поведения несовершеннолетних.
(статья)печ.Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 1, 2002г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 79-87.
2.Связь агрессивного поведения детей с эмоциональными на-рушениями психики.
(статья)печ.Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 2, 2002г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 78-88.
3.Организация здоровьесберегающего обра-зования как комплекс-ная проблема.
(тезисы) печ.Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 57-59.
4.Концепция позитивной профилактики нарко-мании среди детей и подростков в образовательных учреждениях.
(статья)печ.Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 148-151.
5.Социально-психологический под-ход к профилактике употребления школьниками алкоголя и наркотиков.
(статья)печ.Учебный год: журнал волгоградских учителей, № 3, 2003г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. С. 25-30.
6.Проблемы в самоопределении и самоутверждении в подростковом возрасте как источник деформации личностного развития.
(статья)
печ.Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и ме-тод. тр. Вып. 11 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 49-53.Науменко О.В.
7.Концепция здоровье-формирующего образования.
(статья)печ.Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 2, 2004 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет».
С. 90-103.
8.Здоровьеформирующее образование в ка-детской школе.
(статья)печ.Пути модернизации образо-вания: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и школах-интернатах: Материалы и учебно–методические разработки участников Всероссийского семинара–совещания / Волгоград, 11–14 ноября 2003 г. – Волгоград: Изд–во ВГИПК РО, 2004. С. 50 – 57.
9.Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы.
(статья)печ.Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 5, 2004 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет».
С. 64-95.
10.Здоровьеформирующее образование как цель модернизации школы.
(статья)печ.Матерiали Першоi Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Науковий потенцiал свiту 2004».Том 42. Стратегiчиi напрями реформування системи освiти. – Днiпропетровськ: Наука I освiта, 2004. С. 30-34.
11.Концепция образова-ния, формирующего здоровье школьников.
(статья)печ.Директор школы: Научно-методический журнал, № 5, 2004 г. – М.: Изд. фирма «Сентябрь». С. 85-91.
12.Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ.
(монография)печ.Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ: Монография / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.
13.Выбор здорового об-раза жизни: потенциал здоровьеформирующего образования.
(статья)печ.Проблемы жизненного выбора подростков и молодежи в условиях социальных перемен: Матер. выступл. и учеб-но-метод. разработки участ-ников Всерос. конф. «Проблемы социализации подростков и молодежи в условиях социальных перемен». Волгоград, 21 апреля 2004 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. С. 100-108.
14.Модель формирования внутренней картины здоровья у детей и подростков.
(тезисы)печ.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XII годичного соб-рания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 2005. Ч. IV. С. 138-139.
15.Здоровьесберегающая деятельность школы.
(статья)печ.Педагогика: Научно-теоретический журнал, № 6, 2005 г. – М.: Изд-во РАО.
С. 37-44.
16.Здоровье и здоровый образ жизни как ценности русской цивилизации.
(статья)эл.Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
17.Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики.
(статья)печ.Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 4 (49), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 13 – 22.
18.Современная практика здоровьесберегающего образования.
(статья)печ.Валеология: Научно-практический журнал, № 3. 2006 г. – Ростов н/Дону: Изд-во ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет». С. 44 – 52.
19.Здоровье, здоровый образ жизни и Нездоровье как ценности западной цивилизации.
(статья)эл.Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ
им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
20.Социокультурная концепция здоровьеформирующего образования.
(статья)эл.Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ
им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
21.Комплексная страте-гия укрепления здоро-вья школьников.
(статья)печ.Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социаль-но-значимых заболеваний» (27-29 ноября 2006 г.,
г. Тверь). – Тверь: Изд-во «Научная книга», 2006. С. 204-209.
22.Ребенок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образованияпеч.Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал, № 1, 2007 г. – М.: Изд-во Мини-стерство образования РФ. С. 25-31.
23.Здоровье как предмет педагогического исследования и объект педагогической прак-тики.
(статья)печ.Материалы X Международ-ной научно-практической конференции «Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы» (29-30 мая 2007 г., г. Казань). – Казань: Изд-во Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2007. С. 123-130.
24.Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе.
(монография)печ.Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: Монография / Ю.В. Науменко. – Вол-гоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 368 с.
25.Здоровье как компонент содержания общего образования.
(статья)печ.Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007 года) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2007. С. 276-288.
26.Психологические основания здоровьеформирующего образова-ния.
(статья)печ.Психологическая наука и образование [Электрон. журнал], №3, 2009 г. / Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет. – Режим досту-па: World Wide Web. URL: http://www.psyedu.ru / ISSN-online: 2074-5885. – 13 c.
27.Педагогическая сущ-ность здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обра-зований.
(статья)печ.Научные труды. Том 48, се-рия «физическое воспитание и спорт». – Болгария, София: Изд-во Русинского университета «Ангел Кънчев», 2009. С. 25-34.
28.Русские корни социо-культурного феномена «здоровье».
(статья)печ.Царицынские рождественские чтения. Выпуск 1 / Под ред. В.И. Супруна. – Волгоград: Изд-во лицея №8 «Олимпия», 2011. С. 60-66.
29.Здоровьеформирующее образование: Социокультурная кон-цепция формирования здоровья школьников.
(монография)печ.Здоровьеформирующее образование: Социокультурная концепция формирования здоровья школьников: Монография / Ю.В. Науменко. – Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., Germany, 2011. – 430 c.
30.Комплексный мониторинг эффективности здоровьеформирующего образования: Содержание и оценка эффективности здо-ровьеформирующего образования.
(монография)печ.Комплексный мониторинг эффективности здоровьеформирующего образования: Содержание и оценка эффективности здоровьеформирующего образования: Монография / Ю.В. Науменко. – Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., Germany, 2011. – 299 c.
31.Социокультурная концепция феномена «здоровье».(статья)печ.Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. / под ред. Т.Ю. Андрющенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. С. 22-28.
32.Проектирование здоровьеформирующего образования.
(статья)печ.Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни: ценностно-мотивационный подход: Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2011. С. 9-16.
33.Коррекционная педагогика. (метод. рекомендации)печ.Коррекционная педагогика: Методические рекомендации для педагогов / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. – 140 с.
34.Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работ-ников образования.
(метод. рекомендации) печ.Образование в современной школе: Методико-педагогический журнал,
№ 11, 2003 г. – Москва: Изд-во НОУ «Школа «Полярная Звезда»», 2003. С. 3-6.
35.Основы коррекцион-ной педагогики и превентивной психологии.
(учебно-методическое пособие) печ.Основы коррекционной педагогики и превентивной психологии: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 224 с.
36.Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию.
(метод. рекомендации)печ.Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –
76 с. – Приложение к журналу «Учебный год», № 6, 2004. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 1. – С. 4-14.
37.Организация здоровьеформирующей деятельности в детском доме и школе-интернате.
(метод. рекомендации)печ.Коррекционная педагогика: Научно-методический жур-нал, № 4(6), 2004. – М.: Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004. С. 11-17.
38.Проектирование здоровьеформирующего образования.
(метод. рекомендации)печ.Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 5 (38), 2004 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 46-51.
39.Методика гигиенической оценки расписа-ния уроков.
(метод. рекомендации)печ.Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –
76 с. – Приложение к журналу «Учебный год», № 6, 2004. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 1. – С. 63-68.
40.Программа курса «Мое здоровье» (2-4 классы).
(образовательная про-грамма)печ.Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: Сб. науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьес-бережение». Вып. 2. – С. 141-154.Щербина А.В.
41.Программа курса «Мое здоровье» (5-7 классы).
(образовательная про-грамма)печ.Опыт реализации комплекс-ной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: Сб. ст. и науч.-метод. разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 2. – С. 154-171.Твердо-хлеб А.И.
42.Организация комплексной профилактической работы в общеобразовательном учреждении по предупреждению наркомании среди учащихся.(метод. рекоменда-ции)печ.Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 6 (45), 2005 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 39-45 (начало).
Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал, № 1 (46), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 51-56 (окончание).
43.Математика: коррек-ционно-развивающие занятия.
(метод. разработки)печ.Математика: Коррекционно-развивающие занятия с уча-щимися подготовительного и 1-2 классов начальной школы /Авт.-сост. Ю.В. Науменко, А.А. Шабанова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006.–268с.Шабанова А.А.
44.Русский язык: коррек-ционно-развивающие задания и упражнения (1-2 класс).
(метод. разработки)печ.Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения для учащимися 1-2 классов /Авт.-сост. Ю.В. Науменко, Е.П. Плешакова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. – 134 с.Плешакова Е.П.
45.Русский язык: коррек-ционно-развивающие задания и упражнения (3-4 класс).
(метод. разработки)печ.Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения для учащимися 3-4 классов / Авт.-сост. Ю.В. Науменко, Е.П. Плешакова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. – 156 с.Плешакова Е.П
46.Оптимизация расписа-ния занятий: сравнение нормативной и реаль-ной нагрузки учащихся. (метод. рекомендации)печ.Директор школы: Научно-методический журнал, № 2 (107), 2006 г. – М.: Изд. фир-ма «Сентябрь». С. 65-70.
47.Возможности коррек-ции недостатков интеллектуального здоровья младших школьников при изучении математики.
(метод. рекомендации)печ.Инновации в образовании: Научно-методический жур-нал, № 2, 2006 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет». С. 97-107.Науменко О.В.
48.Рейтинг учебных достижений как эле-мент здоровьеформирующего образования.
(метод. рекомендации)печ.Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал,
№ 2 (47), 2006 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 23-30.
49.Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков.
(метод. рекомендации)печ.Школьные технологии: Научно-практический жур-нал школьного технолога (завуча), №1, 2006 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 91-105.
50.Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков.
(метод. рекоменда-ции)печ.Школьные технологии: Научно-практический жур-нал школьного технолога (завуча), №2, 2006 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 173-181.
51.Особенности обучения детей с ММД.(метод. рекомендации)печ.Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Научно-практический журнал, № 5, 2006 г. – М.: Изд-во «Школьная пресса». С. 3-11.
52.Профилактика наркомании среди учащихся в школе.(метод. рекомендации)печ.Профилактика наркомании среди учащихся в школе: Методические рекомендации / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. – Приложение к журналу «Учебный год», №42. Серия «Здоровьесбережение», Вып. №3. – 128 с.Додина Н.П.
53.Мониторинг здоровьесберегающей дея-тельности школы.(метод. рекоменда-ции)печ.Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал, №3 (54), 2007 г. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. С. 20-27.
54.Моделирование здоровьеформирующего образования.(метод. рекоменда-ции)печ.Вопросы образования: На-учно-образовательный журнал, № 2, 2007 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Государственный университет «Высшая школа экономики»». С. 140-160.
55.Комплексная страте-гия профилактики наркомании среди учащихся в школе.
(метод. рекомендации)печ.Комплексная стратегия профилактики наркомании среди учащихся в школе: Методические рекомендации для педагогов и родителей / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 112 с.Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
56.Программа профилактики ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях.
(метод. разработка)печ.Программа профилактики ВИЧ/СПИД в общеобразова-тельных учреждениях / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 70 с.Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
57.Профилактика ВИЧ/СПИД в общеоб-разовательных учреж-дениях: Методические рекомендации для педагогов.
(метод. рекомендации)печ.Профилактика ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации для педагогов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – Методические рекомендации разработаны в рамках региональной программы мероприятий Администрации Волгоградской области по противодействию употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2006-2008 годы. – 188 с.Гаврилова Т.А.,Додина Н.П.
58.Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
(метод. рекоменда-ции)печ.Интеграция образования: Научно-методический жур-нал, №3/4 (48/49), 2007 г. – Саранск: Изд-во ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». С. 49-55.
59.Мое здоровье: Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИД у подро-стков в школе.
(метод. рекомендации)печ.Мое здоровье: Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИД у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236 с. – (Серия «Воспитательная работа»).Кучега-шева П.П.,Федоскина И.В.
60.Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.
(метод. рекомендации)печ.Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 125 с. – (Серия «Управление школой»).
61.Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков.
(метод. рекомендации)печ.Школьное планирование: Журнал для школьных администраторов, № 6, 2008 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 57-69 (начало). - Школьное планирование: Журнал для школьных администраторов, № 1, 2009 г. – М.: Изд-во «Народное образование». С. 78-88 (окончание).
62.Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в школе.(метод. рекомендации)печ.Управление начальной шко-лы: Научно-информационный журнал, № 4, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 70-78.
63.Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни.
(метод. рекомендации)печ.Управление начальной школы: Научно-информационный журнал, № 5, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 23-29.
64.Ключевые подходы к обучению одаренных детей.(метод. рекомендации)печ.Управление начальной шко-лы: Научно-информационный журнал, № 11, 2009 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 4-10.
65.Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
(метод. рекомендации)печ.Здоровьесберегающая деятельность в контексте госу-дарственной образовательной политики: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федера-ции» (30-31 октября 2008 г.) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2009. С.113-158.
66.Рекомендации по составлению комплексно-целевой программы «Здоровье»
(метод. рекомендации)печ.Справочник заместителя ди-ректора школы: Учебная работа и педагогическая экспертиза: Научно-методический журнал, №6, 2010 г. – М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». С. 40-49.
67.Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты?
(метод. рекомендации)печ.Директор школы: Научно-методический журнал, №7, 2010 г. – М.: Издательская фирма «Сентябрь». С. 85-94.
68.Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для руководителей общеобразовательных учреж-дений.
(метод. рекомендации)печ.Комплексный мониторинг эффективности здоровьесбе-регающей деятельности школы: рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во «Основа», 2010. – 60 с.Бирюкова Ю.О.,Козловцева Е.А.,Чандра М.Ю.
69.Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для специалистов муниципальных органов управления образования.(метод. рекомендации)печ.Комплексный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: рекомендации для специалистов муниципальных органов управления образования / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во «Основа», 2010. – 68 с.Бирюкова Ю.О.,Козловцева Е.А.,Чандра М.Ю.
70.Оптимизация расписания занятий: сравнение нормативной и реальной нагрузки учащихся.
(метод. рекомендации)печ.Энциклопедия административной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 7.
71.Положение о рейтинговой системе оценки успешности обучения учащихся 7-11-х классов.
(метод. рекомендации)печ.Энциклопедия административной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администра-тора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сентябрь». С. 7.
72.Правильное питание школьника: проблемы и рекомендации.(метод. рекомендации)печ.Энциклопедия администра-тивной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 21.
73.Примерная программа коррекционной работы.
(метод. рекомендации)печ.Энциклопедия администра-тивной работы в школе: Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учре-ждения. №15, 2011. – М.: Издательская фирма «Сен-тябрь». С. 47.
74.Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.
(метод. рекомендации) печ.Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В. Науменко. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Планета», 2011. – 208 с.
75.Деятельность образовательного учрежде-ния по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни учащихся начальной школы.(сборник программ)печ.Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы: Сборник программ / Авт.-сост. Ю.В. Науменко. – М.: АПКиППРО, 2011. – 48 с.Анненков В.В.,Мастеров А.Г.,Чубаренко В.В.
76.Рекомендации педагогу по организации профилактической работы с родителями по предупреждению наркомании среди детей и подростков.(метод. рекомендации)печ.Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе: Управление воспитательным процессом в школе. №4, 2011. – М.: Изд-во НОУ Центр «Педагогический поиск». С. 50-58.
77.Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
(метод. рекоменда-ции)печ.Начальное образование: Научно-методический журнал. №2 (43), 2011. – М.: ЗАО Издательство «русский журнал». С. 16-21.Анненков В.В.,Мастеров А.Г.,Чубаренко В.В.