-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Ставропольский край
Окончила с отличием Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности «Специальное фортепиано», квалификация «Артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель» (диплом АВС №0116516 от 03.06.1998 г., рег. №41). Присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (решение ВАК РФ от 27.03.2002 г. № 13, диплом КТ № 073587 от 21.06.2002 г.). Имеет ученое звание доцента (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 20.05.2009 г. №1034/574 -д, аттестат ДЦ № 030526). Профессор Российской Академии Естествознания (диплом 6283 от 08.05.2013 г.), профессор Российской школы искусств «Березка» г. Цзинань (Китайская Народная Республика).
С 1998 г. занимала должности заведующего кафедрой теории и методики музыкального образования, декана факультета искусств, ответственного секретаря Приемной комиссии ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». Стаж научно-педагогической работы составляет 25 лет.
С 2012 г. является экспертом в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, министерства образования Ставропольского края. Принимала участие в экспертизах соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования (Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Армавирская государственная педагогическая академия, Воронежский государственный педагогический университет, Российская академия музыки имени Гнесиных г. Москва, учреждения среднего профессионального образования Ставропольского края).
Член Всероссийского научного совета по проблемам истории музыкального образования. Дважды награждена дипломами Признания Федерального государственного учреждения науки «Российская книжная палата» в номинации «Лучшие книги года» за подготовку монографий, дипломами и благодарственными письмами Международных, Всероссийских, Всекитайских конкурсов и фестивалей исполнительского мастерства за подготовку победителей (г. Пекин, г. Циндао, г. Вэйхай и др.), лауреат Всекитайского музыкального конкурса (в качестве концертмейстера).
Сфера научных интересов – социально-эстетическое воспитание молодежи средствами искусства и народной художественной культуры. Имеет более 80 публикаций, в том числе 3 монографии 3 учебных пособия, 5 учебно-методических пособий, автор 14 учебно-методических комплексов и 25 рабочих программ по специальностям и направлениям подготовки в сфере искусства, прошедших практическую апробацию.
Осуществляет рецензирование диссертационных исследований, научно-методических, учебных пособий и программ; проводит педагогическое консультирование и мастер-классы в учреждениях образования России и Китая. Является постоянным членом жюри престижных музыкально-педагогических конкурсов, работала в составе большого жюри краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Имеет благодарственные письма и грамоты от руководителей учреждений культуры и образования за высокий профессионализм, оказание методической помощи, за активное участие и организацию праздничных мероприятий, пропаганду классического музыкального наследия, концертно-творческую деятельность, подготовку лауреатов Всероссийских и Всекитайских конкурсов.
Научные публикации
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
1.Возрождение гражданской культуры. Возвращение к истокам (статья)Печ.Вестник Ставропольского государственного университета. Психолого-педагогические науки. – 2000. – Вып. 25. – С. 9–13.5
2.Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи средствами искусства (тезисы)Печ.Молодежь и общество // Материалы научно-практической кон-ференции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – С. 127–128.2
3.Роль искусства в процессе формирования мировоззрения молодежи (статья)
Печ.Эвристическое образование – 4 // Материалы IV региональной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 65–67.3
4.Социально-эстетическое воспитание как формирующий процесс (тезисы)
Печ.XXI век – век образования // Материалы научно-методической конференции преподавателей и студентов. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 62–63.2
5.Развитие ценностных ориентаций молодежи в процессе социально-эстетического воспитания (тезисы)
Печ.Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование // Тезисы III Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (18–21 сентября 2001 года). – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. – С. 195–197.3
6.Социально-эстетическое воспитание студентов вуза: проблемы и перспективы (тезисы)
Печ.Проблемы детской антропологии // Материалы Всероссийской научной конференции (20–21 ноября 2001 года). – Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2001. – С. 61–62.2
7.Педагогические возможности искусства и их использование в воспитании молодежи (статья)
Печ.Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития // Материалы Международной научно-практической конференции (4–5 декабря 2001 года). – Смоленск: Изд-во СГИИ,5
2001. – С. 34–38.
8.Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства (автореферат)Печ.Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – 26 с.26
9.Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства (диссертация)Рук.Ставрополь, 2002. – 207 с.207
10.Искусство как средство всесторонней социализации личности (тезисы)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы IV научно-практической конференции (23–24 апреля 2002 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2002. – С. 31–32.2
11.Особенности воздействия искусства в процессе социально-эстетического воспитания (статья)Печ.Вестник Ставропольского госу-дарственного педагогического института. – 2003. – Вып. 1. – С. 26–36.11
12.Формирование социальной культуры молодежи в условиях образовательно-воспитательного простран-ства (статья)Печ.Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии // Материалы Всероссийской научно-практиче-ской конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко (3–4 ноября 2004 года). – Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2004. – С. 92–95.4
13.Гражданское воспитание как процесс вхождения в пространство культуры (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы VII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько (8–9 апреля 2005 года). – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – С. 64–66.3
14.Эстетизация образовательно-воспитательного процесса в вузе как условие формирования социальной культуры будущего педагога (статья)
Печ.Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии // Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко (31 октября – 2 ноября 2005 года). – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – С. 314–316.3
15.Педагогические условия социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства (монография)Печ.Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006. – 168с.
168
16.Учителю (статья)Печ.Лев Шугом. Штрихи к портрету: Сб. ст. – Саратов: Изд-во СГК, 2006. – С. 32–35.4
17.Формирование мировоззрения молодежи средствами искусства (статья)Печ.Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы // Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. П.П. Терехова, Л.Е. Савич (21–22 февраля 2006 года). – Казань: Изд-во КГУ, 2006. – С. 297–299.3
18.Отечественные и зарубежные научно-теоретические подходы к исследованию проблем эстетического воспитания личности (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы VIII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко (3–7 апреля 2006 года). – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2006. – С. 230–232.3
19.Педагогический опыт использования искусства в контексте идеи «через красивое – к человечному» (статья)Печ.Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии // Материалы III Международной научно-практиче-ской конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова (18–20 октября 2006 года). – Ставрополь: СГПИ; Сервисшкола, 2006. – С. 482–488.7
20.Развитие идеи социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства в истории зарубежной педагогики (статья)Печ.Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – 2006. – Вып. 8. – С. 80–89.10
21.Проблема развития социально-эстетической воспитанности студенческой молодежи: результаты исследования (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы IX региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько (2–6 апреля 2007 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2007. – С. 247–250.4
22.Психолого-педагогические аспекты формирования духовно-ценностных ориентаций молодежи (статья)Печ.Антропологические основы современного педагогического образования // Материалы IV Международной научно-практиче-ской конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. (17–18 октября 2007 года). – Ставрополь: СГПИ; «Бюро новостей», 2007. – С. 180–184.5
23.Эстетическое воспитание личности: проблемы и перспективы (статья)Печ.Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. ст. / Под ред. И.А. Королевой, И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 69–73.5
24.Дефиниция «социально-эстетическое воспитание личности» в педагогической науке (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы X региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова (1–10 апреля 2008 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.174–177.4
25.Особенности психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы X региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова (1–10 апреля 2008 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.177–180.4 Соколова Е.В.
2 / 2
26.Роль эстетического воспитания в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи (статья)Печ.Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал // Материалы Международной научно-практи-ческой конференции IX открытого фестиваля преподавателей и студентов музык. фак. вузов России: В 2 т. / Сост. Е.В. Буслова, Е.Б. Витель; отв. ред. Е.Б. Витель (15–16 апреля 2008 года). – Кострома: Изд-во КГУ, 2008. – Т. 1. – С. 202–205.4 Арутюнян М.М.
2 / 2
27.Воспитание личности средствами искусства в антропологическом измерении (статья)Печ.Антропологические основы современной теории и практики образования // Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. (17–21 декабря 2008 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С. 445–449.5
28.Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект (коллективная монография)
Печ.Ред.-сост. Л.Н. Сляднева. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 164с. (подразделы 2.1., 2.2., 2.3., 3.1. – С. 42–59, 69–82.).
164 Коллектив авторов
32 / 132
29.Эстетическое воспитание молодежи в условиях модернизации содержания профессионального образования высшей школы (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы XI региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова (29 апреля 2009 года). В 3 ч. Ч. 1. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – С. 99–102.4
30.Социально-воспитательная роль музыки в истории отечественной педагогики (статья)Печ.Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире // Материалы Международной научно-практической конференции (12 ноября 2009 года). – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2009. – С. 43–45.3
31.
Развитие идеи нравственно-эстетического воспитания молодежи средствами музыкального искусства в истории отечественного научного знания (статья)Печ.История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития // Материалы I сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / Ред.-сост. В.И. Адищев. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2010. – С. 112–116.5Калантарян Л.А.
3 / 2
32.Социализация и воспитание в формировании целостной личности (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы XII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова (20 мая 2010 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – С. 91–95.5
33.Формирование музыкальной культуры учащихся посредством современной музыки (статья)Печ.Актуальные проблемы фортепианного исполнительства // Материалы работы круглого стола в рамках открытого фестиваля «Клавирия» (18-19 марта 2010 года) / МУК КТО «Аккорд».– Ставрополь: «Возрождение», 2010. – С. 21–25.5Трутнева А.К.
3 / 2
34.Особенности концертмейстерской подготовки будущего учителя музыки (статья)Печ.Актуальные проблемы фортепианного исполнительства // Материалы работы круглого стола в рамках открытого фестиваля «Клавирия» (18-19 марта 2010 года) / МУК КТО «Аккорд».– Ставрополь: «Возрождение», 2010. – С. 36–42.7Арутюнян М.М.
4 / 3
35.Развитие идеи нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального искусства в истории России (статья)Печ.Актуальные проблемы фортепианного исполнительства // Материалы работы круглого стола в рамках открытого фестиваля «Клавирия» (18-19 марта 2010 года) / МУК КТО «Аккорд».– Ставрополь: «Возрождение», 2010. – С. 3–11.
9
36.Искусство и народно-художественная культура как средство эстетического воспитания (монография)Печ.Ставрополь: Ставролит, 2010. – 156 с.15656 / 100
37.Эстетическая культура как составляющая духовной культуры будущего учителя (статья)Печ.Антропологические основы формирования духовно-нравствен-ной позиции педагога в условиях модернизации российского образования // Материалы VII Международной научно-практичес-кой конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева, С.В. Бобрышова (10 декабря 2010 года). – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – С. 157–159.
3
38.Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами искусства в истории отечественной научной мысли (статья)Печ.Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – 2010. – Вып. 13. – С. 193–198.6
39.Использование музыкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы (статья)Печ.Педагогическая наука и практика – региону // Материалы XIII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – С. 333–335.3
40.Значение развивающего обучения в процессе фортепианно-исполнительской подготовки учащихся (статья)Печ. Инновационный подход к обучению и воспитанию // Материалы Всероссийского (с международным участием) фестиваля методических идей / Гл. ред. А.Н. Ярутова (25 февраля 2011 г.). – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. – С. 135–138.4Сухиташвили Л.С. 2 / 2
41.Социально-психологические особенности развития личности в период юности (статья)Печ.Развитие личности в образовательных системах // Материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. – Ч.1. – С. 278–284.7Калантарян Л.А., Овсяникова Л.Д.
3 / 2 / 2
42.Особенности социально-эстетического воспитания студентов в высшей школе (статья)Печ. Вестник СГПИ. – 2011. – № 14. – С. 71 – 81.11
43.Фольклор как средство межнационального культурного диалога (статья)Печ.KANT. – 2011. - № 2 (2). – С. 206–209.4Луценко М.Г.
2 / 2
44.Вклад В.Н. Сороки-Росинского в развитие национальной идеи в русской педагогике (статья)Печ.Педагогическое образование и учительство в условиях реформ современной России: миссия, исторические уроки, факторы эффективности // Материалы VIII Международной научно-практической конференции (декабрь, 2011 г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева, С.В. Бобрышова. – Ставрополь:
Изд-во СГПИ, 2011. – С. 48– 54.
8Калантарян Л.А.
4 / 4
45.Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе как фактор формирования личности музыканта (статья)Печ.Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции (17 октября 2011 г.) / Гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. – С. 293–296.4Сухиташвили Л.С.
2 / 2
46.Музыкотерапия и ее становление в науке и практике (статья)Печ.KANT. – 2012. - № 2 (5). – С. 113–116.4Мигунова М.Г.
2 / 2
47.Эстетическое воспитание молодежи средствами искусства в условиях высшей школы (статья)Печ.Инновационный подход к обучению и воспитанию // Материалы Всероссийского (с международным участием) фестиваля методических идей / Гл. ред. А.Н. Ярутова (23 февраля 2012 г.). – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. – С. 140-143.4
48.Социально-эстетическое воспитание молодежи в условиях современной России (статья)Печ.Теоретические и практические аспекты развития современного образования // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (26 февраля 2013 г.) / Гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – С. 281-284.4Умрихина Ю.М.
2 / 2
49.Социальное воспитание в процессе развития ценностных ориентаций молодежи (статья)Печ.Современная наука и образование: опыт и перспективы гуманизации в условиях российского общества // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17 мая 2013 г.). – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2013.
УЧЕБНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
50.История исполнительского искусства (фортепиано) (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2006. – 15 с.15
51.Основы творческого музицирования (фортепиано) (учебная программа) Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2006. – 14 с.14
52.Основы социально-эстети-ческого воспитания молодежи средствами искусства (учебное пособие)Печ.Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2007. – Ч. 1. – 64 с.64
53.Класс дополнительного музыкального инструмента / Дополнительный музыкальный инструмент (фортепиано) (учебная программа)
Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2007. – 15 с.15
54.Концертмейстерская практика (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2007. – 15 с.15
55.Исполнительское мастерство (практикум) (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2007. – 22 с.22
56.Класс основного музыкального инструмента / Основной музыкальный инструмент (фортепиано) (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 27 с.27
57.Концертмейстерское мастерство (практикум) (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 16 с.16
58.Методика обучения игре на инструменте (фортепиано) (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 16 с.16
59.Фортепиано (учебная программа)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 14 с.14
60.Технологии социально-эсте-тического воспитания молодежи средствами искусства (учебное пособие)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – Ч. 2. – 75 с.75
61.Изучение творчества композиторов-импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки (учебно-методи-ческое пособие)Печ.Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 51 с.51
62.Рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы / для студентов специальности 050601.65 Музыкальное образование (методические рекомендации)Печ.Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО СГПИ, 2009. – 40 с.40Калантарян Л.А.
20 / 20
63.Рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Специальность «Музыкальное образование» (методические рекомендации)Печ.Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО СГПИ, 2009. – 36 с.36Калантарян Л.А.
18 / 18
64.Совершенствование исполнительского мастерства студентов музыкально-педагогического факультета средствами фортепианного ансамблевого музицирования (учебно-методическое пособие)Печ.Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО СГПИ, 2010. – 80 с.80Умрихина Ю.М.
40 / 40
65.Рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы (для студентов специальности 050601.65 Музыкальное образование) (учебно-методическое пособие)Печ.Ставрополь: «Ставролит», 2012. – 40 с.40Калантарян Л.А.
20 / 20