-
Ученая степеньДоктор психологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Карачаево-Черкесская Республика
Накохова Рида Рашидовна
Родилась в Эльбургане, КЧР в 1963 г.
Окончила Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, факультет педагогики и начального обучения.
C 1982 по 1996 г. работала учителем начальных классов.
С 1997 г. по настоящее время работает в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования.
Была принята на работу старшим преподавателем, затем доцентом кафедры, заведующей кафедрой педагогики и психологии, профессором кафедры, проректором по научно-инновационной работе.
С 2011 по 2013 г. работала директором центра практической психологии
«Гармония» в КЧРИПКРО, являясь так же руководителем школы приемных родителей КЧР.
В 2013 году назначена проректором по научно-инновационной работе.
С 2010 года по настоящее время является председателем ГЭК в Ставропольском государственном педагогическом институте.
Член редакционного совета: электронного научного журнала «Современные научные исследования» Учредитель: НОУВПО "Кисловодский институт экономики и права".
С 2015г зам главного редактора научно-методического журнала «Вестник КЧРИПКРО» Учредитель: РГБУ ДПО «КЧРИПКРО»
С 1996-1999гг учеба в аспирантуре в Северо–Кавказском гос. технологическом университете. г. Ставрополь.
В 1999 г. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие ценностных ориентаций у младших школьников средствами народного эпоса и мифологии» специальность 19.00.07 – педагогическая психология в Северо-Кавказском гос. технологическом университете г. Ставрополь.
В 2002году аттестат ВАК доцента кафедры педагогики и психологии КЧРИПКРО.
В 2005 г. принята в члены корреспондентов Международной академии наук педагогического образования.
С 2006-2008 – докторант в Российском государственном социальном университете г. Москва.
В 2008 г. – защитила докторскую диссертацию на тему «Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа» по специальности 19.00.05 – социальная психология в Российском государственном социальном университете г. Москва.
В своем диссертационном исследовании Накоховой Р.Р. впервые в социальной психологии раскрыты принципы факторы, структура, закономерности и специфика система ценностных ориентаций этнофоров их социально-психологические особенности стабильности и динамичности элементов и всей системы ценностных ориентаций. Разработана социально-психологическая концепция развития и функционирования этой системы, детерминанты, механизмы и этапы преобразований системы ценностных ориентаций в периоды социально-экономических кризисов. В рамках концепции впервые создана авторская модель развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Экспериментально выявлен системообразующий элемент ценностных ориентаций – этноценностные ориентации этнофоров, обусловливающие этническую самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов, обеспечивающий целостность и единство этноса и задающий направления его развития. Определены социально-психологические условия развития ценностных ориентаций этнофоров; введены в научный оборот новые эмпирические и теоретические данные, на основе которых уточнены и введены новые понятия в психологическую теорию ценностных ориентаций, получившие системное отражение в авторской концепции развития ценностных ориентаций этнофоров.
Разработана диагностическая методика – опросник «Этноценностные ориентации».
В социальную психологию впервые введено и концептуально обосновано понятие «этноценностные ориентации», понятие «этногенез ценностных ориентаций», понятие «этнофор» и т.д.
2013г аттестат ВАК профессора кафедры педагогики и психологии РГБУ КЧРИПКРО
С 2009 г. по настоящее время – психологами КЧР Накохова Р.Р. избрана президентом региональной ОО «Ассоциация практических психологов КЧР». В 2008 г. стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу по монографии «Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа» Изд-во «Линкор» М. 2008.
В 2014 г. стала победителем международного конкурса на лучшую научную книгу Британской научной академии образования, Лондон по книге«Социальная психология. Психология общения» Учебное пособие. Рекомендована МИНОБРНАУКИ КЧР.Изд-во «Перо»Москва. 2013г.
Работая в должности профессора кафедры педагогики и психологии институтов КЧРИПКРО, КЧГУ и СКГГТА, разработала программы по многим разделам психологии.
Является научным руководителем 15- ти аспирантов и соискателей ученой степени кандидатов психологических и педагогических наук, оппонирует диссертации на заседаниях диссертационного Совета, рецензирует диссертации, авторефераты, учебно-методические и научные работы.
Под ее руководством успешно защитились 3 человека, прошли предзащиту 2 соискателя кандидата наук.
Принимает активное участие в международных, всероссийских и межрегиональных научно – практических конференциях, симпозиумах, конгрессах.
Доктор психологических наук, профессор, проректор по научно – инновационной деятельности КЧРИПКРО, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки КЧР.
Основные направления исследования:
социальная психология;
этнопсихология;
психология личности;
педагогическая психология;
психология ценностных ориентаций
Награды:
1.Почетный работник общего образования Российской Федерации;
2.Почетная грамота правительства Карачаево-Черкесской Республики.
3.Диплом «Золотая кафедра России» (за заслуги в области развития отечественного образования)
4.Диплом победителя международного конкурса «Лучшая научная книга» по книге «Социальная психология. Психология общения»М.2013г Британская академия образования. Лондон.
5.Заслуженный деятель науки КЧР
Научные публикации
Имеет более 120 публикаций, в том числе 7 монографий.
Основные публикации:
Монографии: «Младший школьник возможности личностного развития» Черкесск, 2001. – 135с.; «Психологические особенности системы ценностных ориентаций представителей этносов Северного Кавказа»М.: Линкор,2007г.-271с.; «Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа»М.: Линкор,2008г-387с.; «Развитие личности в поликультурной образовательной среде.Черкесск.СКГГТА,2010. – 254с.;"Этноценностные ориентациикак детерминанты адаптации студентов к новой социокультурной среде" М.:Университетская книга,2012г.-212с,Социализация личности в этнокультурной среде.-М:«Издательский дом Международные отношения»,2014. – 238с и т.д., учебные пособия рекомендованные Министерством образования и науки РФ «Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассников»,М.: Университетская книга,2011г «Календарь учителя»КЧГУ 2009г, «История и культура древних народов» 2000г, «Социальная психология. Психология общения» М. Изд-во «Перо» 2013г рекомендованные Министерством образования и науки КЧР.
Научные статьи:
Трансформация ценностных ориентаций личности при социально экономических кризисах в обществе// Материалы IX Международного социального конгресса: Страны БРИК в условиях глобального кризиса: И проблемы консолидации. Изд-во Российского государственного социального университета. Москва, 2010
Концепция трансформации ценностных ориентаций в новой социокультурной среде //Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. М.: Изд-во Московского психолого-педагогического университета. 2011.
Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа//Научно-методический журнал: Психология в вузе. Изд-во Социальные науки. Москва, – 2011. – №2..
Этноценностные ориентации как детерминанты социализации личности этнофора // Вестник Российского университета дружбы народов Серия «Психология и педагогика». Изд-во Российского университета дружбы народов. Москва, – 2012. – № 3.
Формирование этнической идентичности у младших школьников средствами этнокультурного наследия. // Вестник Российского университета дружбы народов Серия «Психология и педагогика» Изд-во Российского университета дружбы народов. Москва, – 2012. – № 2.
Динамика социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей. Журнал ВАК «Современные проблемы науки и образования» 2014г №4. – URL: www.science-education.ru/118-14180 и др., программы, методические рекомендации, научные статьи.
Этнокультурная социализация как детерминант социальной компетентности. Журнал ВАК. ДГПУ «Известие» 2014. – № 4 – С. 87-95.