Моторин Александр Васильевич
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Новгородская область

Родился в 1957 году в Новгороде. Закончив в 1974 школу, поступил в на филологический факультет Новгородского государственного педагогического института. По окончании его с 1978 года работал в школах Новгородского района. С 1981 года – ассистент кафедры литературы Новгородского пединститута. В 1984–1987 состоял аспирантом при кафедре русской литературы Ленинградского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. В 1988 оду защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Н.В. Гоголя. По окончании аспирантуры работал ассистентом (с 1987), старшим преподавателем (с 1991), доцентом (с 1993) на кафедре литературы Новгородского пединститута. С сентября 1993 по август 1996 годы был докторантом при кафедре русской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург). С сентября 1996 – доцент кафедры теории литературы и журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. С сентября 1997 года – доцент кафедры русской классической литературы Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В 1999 году защищает докторскую диссертацию «Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века» (специальность 10.01.01 – русская литература). С 2000 состоял профессором кафедры русской классической литературы Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. С 2000 года по 2005 – профессор и заведующий кафедрой нравственного и эстетического воспитания Института непрерывного педагогического образования НовГУ (с 2006 – заведующий секцией нравственного и эстетического воспитания на кафедре педагогики и методики начального образования ИНПО НовГУ).

Круг научных занятий: духовные направления в русской словесности, теория словесности, история русского литературного языка, нравственно-воспитательные основы образования, духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении родной словесности.

Автор 68 печатных работ (в том числе монографии и учебных пособий).

Преподает «Введение в литературоведение», «Старославянский язык», «Древнерусскую словесность», «Духовные направления в русской словесности», «Духовно-нравственные основы культуры и образования», «Нравственные основы и психологию художественного творчества».

Руководит аспирантами по 3 научным направлениям: 10.01.01. – русская литература; 13001 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13008 – теория и методика профессионального образования.

С Июня 2002 – член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО, Москва).

С 2001 г. по настоящее время является председателем оргкомитета ежегодной Всероссийской (с 2006 г. – Международной) научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования», проводящейся в Великом Новгороде 9 – 13 мая. Является составителем одноименных ежегодных сборников, включающих статьи по материалам докладов этой конференции (Изд-во НовГУ, Великий Новгород, 2001–5).

Член специализированного диссертационного совета Д 212. 168.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук, а также специализированного диссертационного совета Д 212. 168.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого.

Основные печатные труды.

Моторин А. В. Эволюция художественного миропонимания в творчестве А. С. Грибоедова // Русская литература. 1993. № 1. С. 21 - 36. 1,5 п. л.

Моторин А. В. Образ Иерусалима в русском романтизме // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб.: Наука, 1996. С. 61 - 89. 2 п. л. 1 500 отт.Моторин А. В. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века / РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). - Новгород, 1998. 212 с. 13, 25 п. л.

Моторин А. В. Русские писатели о словесных нашествиях иностранцев // Карамзинский сборник: Россия и Европа: Диалог культур. Ульяновск: Карамзинская лаборатория, УлГПУ, 2001 С. 208 – 215. 0,5 п. л.

Моторин А. В. О сущности народного просвещения в России // Связь времен: Материалы пятой всероссийской научной конференции в школе народного искусства им. императрицы Александры Федоровны. СПб., 2001. С. 95 – 101. 0,25 п. л.

Моторин А. В. Нравственно-воспитательные возможности старославянского языка // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. Вып. 5.: В 2 кн. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. Кн. 1. С. 183 – 189. 0,5 п. л.

Моторин А. В. Соотношение народной и мировой словесности в осмыслении русских романтиков // Сравнительное литературоведение: Теоретический и исторический аспекты. Материалы Международной научной конференции «Сравнительное литературоведение» (V Поспеловские чтениия) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра теории литературы. М.: Издательство Московского университета, 2003. С. 148–158. 0,5 п. л.

Моторин А. В. Духовно-нравственные основы художественного творчества // Педагогическое образование и наука: Научно методический журнал / Международная академия наук педагогического образования (МАНПО). 2004. № 4. С. 63–66. 0,3 п. л.