Морозов Игорь Алексеевич
  1. Ученая степень
    Кандидат филологических наук, доктор исторических наук
  2. Научное направление
    Исторические науки
  3. Регион
    Россия / Москва

Сфера научных интересов:

этология человека, социальная антропология, фольклор и этнография русских, история и теория игры, социолингвистика

Занимается исследованием проблем:

1. «Поведение человека в традиционном и современном обществе», в том числе роль игровых факторов в формировании личности и определении жизненных стратегий, кросс-культурный анализ социального пространства, этология эмоций и гендерная специфика поведения человека, этические аспекты коммуникации между живыми и неживыми объектами.

2. «Традиционная и современная культура русских и локальные этнокультурные общности на общерусском культурно-языковом пространстве», в том числе анализ категорий традиционного праздника и его структурно-семантических составляющих, функционирование празднично-игрового комплекса в традиционном и современном быту, социорегулятивные функции игры, характеристика способов взаимодействия игровых и обрядовых форм, проблемы трансформации и функционирования традиционных культурных и языковых форм в современных условиях.

3. «Живое/неживое в этнокультурных и языковых контекстах», в том числе ментальные образы «живого» - «неживого», концепт «смерти» в инструментарии социальных и политических технологий, современные погребальные и коммеморативные практики на европейском пространстве.

Образование и трудовая деятельность:

В 1981 г. окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (филологический факультет, кафедра русского языка). Специализировался на этнолингвистике.

С 1984 по 1989 гг. работал научным сотрудником Отдела географических названий Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэросъемки и картографии (г. Москва).

С 1986 по 1989 гг. учился в аспирантуре Института славяноведения и балканистики АН СССР (сектор этнолингвистики и фольклора), принимал участие в сборе материалов и написании ряда статей для первого и второго томов «Словаря славянских древностей».

С 1989 г. участвовал в полевых фольклорно-этнографических исследованиях по традиционной празднично-игровой культуре в ряде регионов России (Удмуртская республика, Ставропольский край, Чеченская республика, Вологодская область).

С 1992 по 2001 гг. работал в Государственном республиканском центре русского фольклора (сначала научным сотрудником в отделе традиционного русского досуга, затем — старшим научным сотрудником в отделе историко-теоретических и философских проблем традиционной культуры). Занимался сбором и систематизацией данных по народным праздникам, развлечениям и играм, проблемами адаптации в современных условиях традиционного игрового фонда, историей и теорией традиционных развлечений и игр, этнодиалектными исследованиями.

С 2001 по 2008 гг. — старший научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии РАН. Занимался сбором и систематизацией данных по традиционной и современной культуре русских европейской части России, подготовкой и изданием региональных этнодиалектных словарей, теорией и историей праздника и игры.

С 2008 по 2013 гг. — ведущий научный сотрудник сектора кросс-культурной психологии и этологии человека ИЭА РАН. Занимался изучением традиционных и современных форм игрового поведения, невербальной коммуникацией, кинесикой, персонально-личностными аспектами социального пространства, ролью игровых факторов в индивидуальных жизненных стратегиях.

С 2014 г. — главный научный сотрудник сектора/центра кросс-культурной психологии и этологии человека ИЭА РАН. Занимается исследованием культурных трансформаций под влиянием глобальных социально-политических процессов, технологических инноваций и масс-медиа; разработкой проблематики «живого» / «неживого», в том числе этических аспектов коммуникации между живыми и неживыми объектами; изучением современных погребальных и коммеморативных практик на европейском пространстве.

Член редколлегии журнала «Этнографическое обозрение» 

Кандидатскую диссертацию по специальности «филология» на тему «Женитьба добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой “свадьбы” / “женитьбы”» защитил в Институте мировой литературы РАН в 1998 г.

Докторскую диссертацию по специальности «Этнография, этнология и антропология» на тему «Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма» защитил в Институте этнологии и антропологии РАН в 2010 г.

С 1978 по 2020 гг. участвовал более чем в ста экспедициях различного профиля, в том числе в качестве руководителя, в различных регионах России, Украины, Белоруссии, а также проводил исследования по современной погребальной культуре в ряде европейских стран.

Принимал участие в I, III, IV, VI (руководство секцией), VIII, IX (руководство секцией), X, XII, XIII (руководство секцией) Конгрессах этнографов и антропологов России и в III Конгрессе фольклористов России (руководство секцией).

Руководитель и участник более десяти научных и издательских проектов РГНФ, РФФИ, РНФ, Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН (2009–2020 гг.).

Научные публикации

Автор более 300 научных работ (научных монографий, этнодиалектных словарей, статей), опубликованных в России, во Франции, США, Чехии, Белоруссии, в том числе:

Индивидуальные и коллективные монографии

•Морозов И.А., Слепцова И.С., Самоделова Е.А., Куприянов П.С., Чеснокова Е.Г. Логика трансформаций: региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов / отв. ред. И.А. Морозов, И.С. Слепцова. М.: Индрик, 2019. The Logic of Transformations: Regional and Local Specificities of Cultural and Linguistic Processes. 

•Технологии и телесность / Колл. авт., отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2018. Technologies and Corporeality. Collective monograph. 

•Традиционная культура русского народа в период 1920-1930-х годов: трансформация и развитие. Колл. монография / Колл. авт., отв. ред. В.А. Липинская. М.: «Индрик», 2016. 616 с., ил. Traditional Culture of the Russian People during the Period of 1920-1930: the Transformation and Development. Collective monograph. 

•Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма). М.: Изд-во «Индрик», 2011. 352 с. The Phenomenon of the Dolls in traditional and modern Culture (Cross-cultural Study of the Ideology of Anthropomorphism). 

•Морозов И.А., Бутовская М.Л., Махов А.Е. Обнажение языка (кросс-культурное исследование семантики древнего жеста). М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2008. 320 с. Baring the Tongue (Cross-cultural Study of the Semantics of an Ancient Gesture). 

•Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX — XX вв.). М.: Изд-во «Индрик», 2004. 920 с. The Circle of Game. The Holiday and the Game in the Life of the Peasant the European North of Russia (XIX-XX centuries). 

•Долганова Л.Н., Морозов И.А. Игры и развлечения удмуртов. 2-е изд., доп. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2002. 384 с. The Games and Entertainments of Udmurts.

•Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. 352 с. The Marriage Good Fellow: Origins and Typology of Traditional Youth Entertainment with the Symbolics of «Wedding»/«Marriage». 

Сборники, словари

•Динамика традиции в региональном измерении. Трансформационные процессы в культуре и языке Костромского края / Отв. ред. и сост. И.А. Морозов, И.С. Слепцова. М.: ИЭА РАН, 2016. 444 с., илл. The Dynamics of the Tradition in the Regional Dimension. Transformation processes in the culture and language of Kostroma region. 

•Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Т. 1, 2 / Колл. авт. И.С. Кызласова, А.П. Липатова, М.Г. Матлин, И.А. Морозов и др. М.: Изд-во «Индрик», 2012. 656+656 с., ил., карты. The Traditional Culture in the Region of Ulyanovsk Prisurye. The Ethnodialect Dictionary. 

•Личность: игра и реальность / Сост. И.А. Морозов, И.С. Слепцова (Кызласова); отв. ред. М.Л. Бутовская. М.: ИЭА РАН, 2010. 336 с. Personality: Game and Reality. 

•Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова и др. Рязань: РОНМЦНТ, 2001. 488 с. The Traditional Culture of the Ryazan Region in the First Half of the XX Century. The Shatsky Ethnodialect Dictionary. 

•Мужской сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации / Сост. И.А. Морозов, отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: Изд-во «Индрик», 2007. 264 с. Mens Collection. Vol. 3: The Man in an extreme Situation. 

•Мужской сборник. Вып. 2. «Мужское» в традиционном и современном обществе / Сост. И.А. Морозов, отв. ред. Д.В. Громов, Н.Л. Пушкарева. М. : Изд-во «Лабиринт», 2004. 264 с. Mens Collection. Vol. 2: A “Male” in the traditional and modern Society. 

•Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре / Сост. И.А. Морозов, отв. ред. С.П. Бушкевич. М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. 224 с. Mens Collection. Vol. 1: The Man in Traditional Culture. 

•Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова, Е.Б. Островский, С.Н. Смольников, Е.А. Минюхина. М.: ИЭА РАН, 1997. 432 с. The Traditional Culture in the Region of North Belozerje. The Ethnodialect Dictionary. 

Избранные статьи

•Морозов И.А. Жизнь после смерти в современных обществах: традиции и новации // Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. С. 6-15. Life after Death in Modern Societies: Traditions and Innovations. 

•Морозов И.А., Шрайнер А.А. Смерть кладбища: новые погребальные традиции на европейском пространстве // Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. С. 62-87. Death of the Cemetery: New Funeral Traditions in European Space. 

•Морозов И.А. «Красота» и логика артификации: к анализу объектов постфольклорного творчества // Фольклор в культуре повседневности: Сборник статей / Науч. ред. Н.И. Жуланова и Л.В. Фадеева, отв. ред. Т.Н. Суханова. М.: ГИИ, 2019. С. 258-275. “Beauty” and the logic of artification: to the analysis of the objects of post-folklore. 

•Морозов И.А., Ткачук Л.А. «Правила смерти»: концепты «неправильный мертвец» и «неправильное погребение» в инструментарии социальных и политических технологий // Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 11-26. “The Rules of Death”: Concepts “Wrong Dead Man” and “Wrong Burial” in the Tools of Social and Political Technologies. 

•Морозов И.А. Смерть и посмертное существование в социальных стратегиях: зачем люди создают правила общения с мертвыми // Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 5-10. Death and posthumous existence in social strategies: why do people create rules for communicating with the dead. 

•Гудова Е.А., Земнухова Л.В., Карасёва А.И., Кожевникова М., Круткин В.Л., Курленкова А.С., Маляр А.А., Михель Д.В., Морозов И.А., Сироткина И.Е., Соколова Е.К., Соколовский С.В. Новые технологии и телесность как предмет антропологических исследований // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 11-82. Forum 38: Body and Technology. 

•Морозов И.А., Слепцова И.С. Культурные трансформации и глобализационные тренды: к вопросу о статусе «новых локальностей» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 4. С. 7-37. Cultural transformations and globalization trends: to the question of the status of “new localities”. 

•Морозов И.А. Игры в кадре: традиционные развлечения в повествовательной ткани мирового кино // Традиционная культура. 2018. № 2(19). С. 64-77. Games in the frame: Traditional entertainment in the narrative fabric of the world cinema. 

•Морозов И. «Кодекс робота»: к вопросу об этических основах «постгуманистической цивилизации» // Технологии и телесность / отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 309-358. “Codex of the Robot”: to the question of the ethical foundations of “posthuman civilization”. 

•Морозов И.А., Слепцова И.С. Обрядовые и игровые формы похорон и ряженье покойником у русского населения Европейской части России (к вопросу об эволюции форм) // Palaeoslavica. Т. 25. 2017. № 1. P. 25-54. The ritual and gaming forms of the funerals and the festive custom to dress up as a deceased among the Russian population of the European part of Russia (to the question of the evolution of forms). 

•Морозов И., Слепцова И. «Новые игры» в дискурсивных практиках эпохи Великого перелома // Studia Slavica. Vol. 21. 2017. № 1. S. 65-75. “New Games” in Discursive Practices of the “Great Break Era” (1930-s). 

•Морозов И.А., Слепцова И.С. «Искусство обновления форм»: скрытые знаки традиции и ее движущие силы // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 109-122. “The Art of Renovating Forms”: Hidden Symbols of Tradition and Its Driving Forces. 

•Морозов И.А. Локальные традиции и меняющиеся идентичности // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 5-14. Local Traditions and Changing Identities. 

•Морозов И.А. Отличительные признаки локальных традиций: Акции с участием ряженых // Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике: проблемы и перспективы. М.: ГРЦРФ, 2015. С. 37-52. Distinctive characteristics of local traditions: Promotions involving mummers. 

•Морозов И.А., Слепцова И.С. Конструирование персонального пространства в контексте социальной реальности (на примере интерьера) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 4 (69). С. 167-183. Constructing Personal Space in the Context of Modern Interiors. 

•Морозов И.А. Корни древа: интерпретации архетипического образа «дерева» в современном кинематографе // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 60-72. The Roots of the Tree: Interpretations of the Archetypal Image of the “Tree” in Contemporary Cinema. 

•Морозов И.А. Пища «богатая» и «бедная»: пищевые маркеры социокультурных иерархий // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 13-23. The Food “Rich” and “Poor”: Food Markers of Sociocultural Hierarchies. 

•Морозов И. Странная игрушка: могут ли мальчики играть с куклами? // Художественная кукла. Истоки и современность. Материалы II Международной конференции: «Кукла и социум» (Москва, 17 февраля 2011 г.). М.: Изд-во «Дизайн-Хаус», 2012. С. 16-27. Unusual toy: can the boys to play with dolls?

•Морозов И.А., Фролова О.Е. Живое/неживое в культурных и языковых контекстах // Славянский и балканский фольклор. Вып. 11: «Виноградье» / Отв. ред. А.В. Гура. М.: Изд-во «Индрик», 2011. С. 61-71. “Live” and “Non-live” in Russian language Picture of the World. 

•Морозов И.А. Игровой «дом» (в контексте современных детских игровых практик) // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. М.: Наука, 2009. С. 737-779. House for Games (in the context of childrens game practice). 

•Морозов И.А. Переживание смерти в игре как аспект становления личности // Категории жизни и смерти в славянской культуре. Сборник статей. М.: Институт славяноведения РАН, 2008. С. 93-110. The experience of death in the game as an aspect of identity formation. 

•Морозов И.А. «Мужские слезы» и эмоции пограничных состояний // Мужской сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации. М.: Изд-во «Индрик», 2007. С. 43-61. «Mens tears» and the emotions of the borderline statuses. 

•Морозов И.А. Игровые сообщества: гендерный аспект // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 69-84. Gaming Communities: Gender Aspect. 

•Морозов И.А. Структура и семантика традиционного застолья: обычаи, верования, магия, связанные с его началом и завершением // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2002. № 2. С. 18-31. The structure and semantics of the traditional tableful: customs, beliefs, magic, associated with its beginning and completion. 

•Морозов И.А. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе // Традиционная культура. Научный альманах. 2001. № 1. С. 20-28. The «game» and «ritual» in modern scientific discourse. 

•Морозов И.А. Игры народные//Славянские древности: этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 380-386. Folk Games. 

Электронные версии книг и статей

Academia.edu

РИНЦ

ИЭА РАН

Research Gate

Библиография

ИЭА РАН

ИСТИНА

ORCID

Биографические сведения

• Российские фольклористы. Справочник / Сост. Л.В. Рыбакова. М., 1994. С. 87, № 328.

• Slovenski folkloristi: lični podaci i adrese / priredio Ljubinko Radenković. Beograd : Balkanološki in-t SANU, 2008. S. 61.

• Решетов А.М. Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов, XX век. СПб., 2012. С. 363-364. 

• Википедия.


Последняя редакция анкеты: 3 июля 2025