-
Ученая степенькандидат социологических наук
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеСоциологические науки
-
РегионРоссия / Республика Саха (Якутия)
Область научных интересов: социология языка, этносоциология, языковые права коренных народов и национальных меньшинств; полилингвизм как социолингвистическая характеристика; система этнокультурного и языкового образования коренных народов.
В 2010 г. в Диссертационном совете Д 212.022.01 при Бурятском государственном университете защитила диссертацию на тему «Социальные основания реализации языковых прав коренных малочисленных народов Севера в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия)» на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы.
Трудовую деятельность в 2002 г. начала младшим научным сотрудником сектора социальных проблем Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН; участвовала в работе ИПМНС СО РАН над разработкой «Концепции по возрождению, сохранению и развитию языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в первой четверти XXI века», в работе над поправками к Закону «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» и др. В 2005 г. участвовала в проекте «Языки малочисленных народов Севера в системе этнокультурного взаимодействия» по Программе фундаментальных исследований ОИФН РАН «Историко-культурная эволюция, современное положение и перспективы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»
С 2008 г. работала старшим научным сотрудником научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института искусств и культуры; в 2009 году участвовала в создании Интернет-портала «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра» – www.arcticmuseum.com, в рамках одноименного международного проекта, поддержанного Бюро ЮНЕСКО в Москве и ИКОМ. В 2012 году - участие в федеральной целевой программе «Культура России» по направлению программы: V. Развитие образования в сфере культуры и искусства. Организация и проведение II Международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» в г. Якутске. В 2014 году выиграла грант на научную стажировку в Варшавском университете по программе Erasmus Mundus Action 2 Aurora – Towards Modern and Innovative Higher Education.
В 2010-2012 гг. являлась заведующей научно-исследовательским отделом, вела организацию научно-исследовательской деятельности Арктического государственного института искусств и культуры. При ее участии были организованы и проведены 3 международные, 2 всероссийские, ряд республиканских научно-практических конференций, таких как «Художественное образование в культурном пространстве Арктики», «Единое пространство культуры Евразии», «Сакральный ландшафт: правовой и духовный аспекты», «Арктическая цивилизация: вчера, сегодня, завтра» и др.
Научные публикации
1. Голос Арктики: средства массовой коммуникации как фактор реализации языковых прав коренных народов // Культура Арктики: коллективная монография [под общ. ред. д-ра соц.н У.А. Винокуровой]. Якутск: ИД СВФУ, 2014. – 344 с. С.244-254
2. Социолингвистическая ситуация в полиэтническом регионе (на примере Республики Саха (Якутия)) // Формирование и развитие языковой личности в полиэтнической среде: коллективная монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 120 с. С.7-24
3. Этническая социология: культурологический, социолингвистический аспекты// Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-методическое пособие / В.Г.Зарубин (науч. ред.) – Выпуск третий – Ростов н/Д : Легион -М; СПб : РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 512 с.: цв. ил. (гриф УМО МОиН РФ). С. 180-202.
4. Языки коренных малочисленных народов Севера в зеркале переписей населения// Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. №5 (84). С. 226–230.
5. Ориентации студенческой молодежи Якутии на полилингвистическое образование // Вестник Пятигорск. гос. лингв. ун-та. 2010. № 3. С. 410–412.
6. Этнолингвистическое образование коренных народов: историко-правовые аспекты языковой политики Российской Федерации XX-XXI вв. // Фундаментальные исследования, №2 (9). 2015.
7. Право на идентичность: социально-правовые аспекты языковой политики Российской Федерации // Журнал "Международный журнал экспериментального образования", №3 (часть 3), 2015. С. 412-415
8. Language and Identity: polylingualism as sociolinguistic characteristics of the Russian Arctic // International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2015. – № 2 – URL: www.science-sd.com/461-24908