-
Ученая степеньдоктор технических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеТехнические науки
-
РегионРоссия / Приморский край
Геннадий Владимирович Матохин, доктор технических наук, профессор – высококвалифицированный специалист в области сварочного производства Дальнего Востока и России. Сорок три года его биография связана с кафедрой сварочного производства Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), крупнейшего технического вуза Дальнего Востока.
Геннадий Владимирович поступил в ДВПИ (ДВГТУ) в 1963 г. Прошел “ нулевой” курс на «Дальзаводе», осваивал практическую сторону будущей специальности. Геннадия Матохина после защиты дипломной работы оставили на кафедре ассистентом. В 1976г. Матохин поступает в аспирантуру МВТУ им.Э. Баумана, и успешно в 1980 г. защищает там кандидатскую диссертацию.
После окончания аспирантуры молодой и перспективный ученый возвращается на кафедру сварки ДВПИ на должность старшего преподавателя. Его почти сразу же назначают заместителем декана кораблестроительного факультета. В 1982 г. Геннадий Владимирович избирается заведующим кафедрой, которую он и возглавляет до 1993 г.
Все эти годы на кафедре сварки глубоко исследовались проблемы прочности сварных конструкций. Сложившийся высокий научный потенциал коллектива кафедры позволил интенсивно развивать перспективные научные направления в области сварочной техники. Под руководством Матохина разрабатываются расчетные методы оценки ресурса сварных конструкций в различных эксплуатационных условиях. На хоздоговорной основе по этой тематике кафедра тесно сотрудничает с Приморским морским пароходством, «Востокрыбхолодфлотом», Первомайским СРЗ, Дальзаводом, другими предприятиями Дальнего Востока. Одновременно ученые проводят фундаментальные исследования процесса разрушения конструкционных материалов.
Актуальность и эффективность работ подтверждается участием сотрудников кафедры в федеральных и региональных научно-технических программах и прикладных научно-технических работах. В этот период выполнены федеральные научно-технические программы: «Развитие авиационного, космического, наземного и водного транспорта», «Перспективные технологии производства тепловой и электрической энергии» и другие. Преподавателями кафедры были получены гранты по фундаментальным исследованиям в области транспортных наук Госкомитета РФ по высшему образованию «Разработка основ комплексной системы экологической безопасности энергетических установок морских транспортных средств» и губернатора Приморского края «За научные достижения на благо социально-экономического развития Приморья».
В 1997г. Матохин Г.В., первый и единственный дальневосточник, защитил докторскую диссертацию по сварочному производству. В 1998 г. получил звание профессора. Геннадием Владимировичем Матохиным написано и опубликовано более 200 научных трудов, в которых осуществлено решение одной из фундаментальных задач механики разрушения – найдена связь между характеристиками, определяющими сопротивляемость развитию микротрещин и критериями, оценивающими сопротивляемость макроразрушению. Результаты исследований являются основой инженерных методов расчета прочности и долговечности сварных конструкций, предельные состояния которых определяются сопротивлением к образованию и развитию трещин. В рамках этого направления им сформирована школа по подготовке кадров высшей квалификации. Читает лекции по проектированию сварных конструкций, постоянно работает с аспирантами.
На базе научного коллектива кафедры в 1990 г. во Владивостоке была создана экспертная компания, осуществляющая работы по диагностике и экспертизе опасных производственных объектов.
В 1999 г. в России была создана Национальная ассоциация контроля и сварки (НАКС). На территориях появились региональные уполномоченные, которые занимаются аккредитацией сварочного производства. Матохин Г.В. стал одним из семи территориальных уполномоченных по России и возглавил аттестационный центр Тихоокеанского региона России. Эта организация работает в тесном сотрудничестве с государственными структурами, и в первую очередь с Ростехнадзором.
В последние годы расширились и укрепились международные творческие контакты с зарубежными коллегами, с инженерами-практиками Кореи, Японии, Америки, ведь все совместные проекты, включая крупнейшие по нефтедобыче на сахалинском шельфе, осуществляются под контролем ассоциации.