-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Красноярский край
Руководитель проекта «Разработка, применение и экспертиза психологических технологий развития инновационных профессионально-личностных качеств студентов и педагогов в педагогическом вузе» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева (2012 – 2016 гг.) при поддержке Министерства образования и науки РФ
Член редакционной коллегии журнала «Историческая психология и социология истории» (Ин-т Востоковедения РАН, изд. дом «Учитель»)
Руководитель магистерской программы «Психолингвистика в образовании и социально-гуманитарных практиках» (2013 – 2016 гг.)
Заведующая кафедрой психологии КГПУ им. В.П. Астафьева (2006 – 2014 гг.).
Антикризисное управление проектным направлением «Исследования проблем развития человека на базе Гуманитарной технологической платформы» (5 проектов) ПСР КГПУ им. В.П. Астафьева (2012 – 2013 гг.)
Инициатор создания в КГПУ им. В.П. Астафьева Лаборатории нейропсихологии в образовании (2005 г.).
Окончила Красноярский государственный университет (ныне – СФУ), филологический факультет (1990 г.),
РАГС при Президенте РФ, аспирантура кафедры психологии профессиональной деятельности и акмеологии (1998 г.) с защитой диссертации по специальности «Политическая психология» на тему «Роль языковой картины мира в политической коммуникации».
Читает курсы «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психотехнологии опережающего образования», «Социальные технологии и экспертиза социальных систем», «Политическая психология», «Политическая конфликтология», курсы по выбору «Психология речи», «Психологическое содержание языковых структур», «Возрастная психология и онтопсихолингвистика», «Психосемантика сознания», «Психология стратегического и проектного управления», другие.
Участник 27 и 28 Московской международной книжной выставки-ярмарки (2014, 2015), Парижского книжного салона (2015, 2016), Московского салона образования (2016)
Лектор Moscow Science Week – 2015
Автор общей теории рефлексии и динамической теории рефлексии в онтогенезе человека (2005 г.), концепции речи как феномена и психического процесса, отличного от феномена и процессов использования языка; нейропсихологической концепции структур обработки/продуцирования высказывания (2011); новейшей психологической концепции социальной дистанции (2015); впервые в мировой науке системно описала эффекты речи – интрапсихические, коммуникативные, социально-психологические (2005-2016)
Автор концепции опережающей профессиональной компетентности педагога и технологий ее формирования (2012 г.)
Автор концепции нового содержания психолого-педагогического образования (2005 г.)
Впервые в мире системно, на основе анализа более 6000 единиц речи исследовала развитие социального сознания в детских возрастах по фактам речи (подготовлена докторская диссертация, монографии готовятся к печати). По материалам базы данных исследования подготовлено 3 магистерских диссертации: 1) Денисова А.Г. Полообусловленность структуры и содержания социальных представлений в раннем детском возрасте (2015) (исследовано 120 социальных представлений); Замкина Т.Ю. Структура и содержание социального сознания детей младшего и среднего дошкольного возрастов: психолингвистический анализ (2015) (исследовано 90 социальных представлений); Шлетгауэр Т.В. Гендерные особенности структуры и содержания социального сознания в старшем дошкольном возрасте (2015) (исследовано 90 социальных представлений).
Автор методик: психолингвистического анализа политических текстов (1991-1994 гг.), психосемантического исследования политического сознания и настроения (1995-1996 гг.), мультидисциплинарного исследования речи (2007), методики диагностики уровня и потенциала развития стратегического сознания (2008, совм. с А.А. Дьячук), диагностики инновационной готовности (2012, совм. с Ю.Г. Козулиной, О.М. Миллер), социальной креативности (2012);
В 2011 г. основала направление и школу геополитической психологии личности и групп (подготовлен ряд дипломных работ, 2011 – 2016 гг.).
Лучший политический социолог Красноярского края по версии «Независимой газеты» (1996 г.)
Сертифицированный тренер
Эксперт Красноярского краевого НОУ, Красноярского краевого экспертного сообщества по социально-экономическому развитию и развитию образования
Член Межведомственной комиссии по занятости и психологической поддержке населения Администрации Красноярского края, комиссии по кадрам ФССП РФ по Красноярскому краю, Общественного Совета ФСНСС РФ по Красноярскому краю
Эксперт Федеральных служб, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, судебный эксперт
Эксперт Министерства образования Красноярского края по программам развития дополнительного образования
Почетный член Сибирского отделения общественного совета общероссийской организации «Общество психологов силовых структур»
Монография «Речь как психический процесс» (2013) представлена в академическом библиотечном фонде Harvard University, USA.
Представитель научно-педагогической династии, работающей в образовании Красноярского края и Всероссийских институтах образования и науки с 1927 года – 90 лет.
Научные публикации
Автор 125 научных и учебно-методических работ, в том числе:
Роль языковой картины мира в политической коммуникации. Дисс. … канд. психол. наук. – М.: РАГС, 1998.
Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009; 2-е изд. Красноярск, 2013.
Речь как феномен и психический процесс: монография, 2016.
Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учеб. пособие. Красноярск, 2014.
Социальное сознание и речевое поведение в динамике детского возраста (3-10 лет): Учеб. пособие. Красноярск, 2016.
Социальная психология детского и подросткового возрастов: Учеб. пособие. / А.Ю. Бургардт, И.Г. Маланчук. Красноярск, 2016.
Проблемы психологии детского развития. Общие вопросы: Учебное пособие / А.Ю. Бургардт, И.Г. Маланчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016.
Проблемы психологии детского развития: дошкольный и младший школьный возрасты: Учебное пособие / А.Ю. Бургардт, И.Г. Маланчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016.
Инновационная компетентность педагога. Инновационная готовность, профессиональная креативность: Технологии развития: Учеб. пособие / Козулина Ю.Г., Маланчук И.Г. Красноярск, 2014.
Социальная психология. Социальная психология образования: Учеб. пособие / Отв. ред. И.Г. Маланчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013.
Возрастная социальная психология: младенчество – раннее детство – дошкольный возраст: Учеб. пособие / А.Ю. Бургардт, И.Г. Маланчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013.
Исследование политической коммуникации методами психолингвистики: технология анализа газетных текстов // Ключевые слова текущего момента: Материалы к спецкурсу. – Красноярск: КГУ, 1993. (Соавт. Ю.Н. Москвич, Т.В. Шмелева и др.).
К построению программы мультидисциплинарного исследования речи // Поверх барьеров: Человек, текст, общение: Тезисы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2006.
О двух тенденциях упорядочения вокального сигнала в антропогенезе // Школа и личность. – Красноярск, 2007.
Коммуникативные и коммуникативно-связанные потребности как фактор продуцирования речи (на материале детской речи) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007 (1). – Красноярск, 2007.
Мультидисциплинарное исследование детской речи: результаты и перспективы // Материалы IV Всероссийского съезда РПО, 18-21 сентября 2007 года: в 3 т. – Т.2. – М. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007.
Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека (статья первая) // Сибирский психологический журнал, 2009. №31.
Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека: речь и довербальное социальное мышление // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева 2009 (1). Красноярск: КГПУ им. В.П.Астафьева, 2009.
Возрастная динамика концептуализации речи в коммуникативном сознании ребенка: фактор адресата // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011 (3).
Геополитическая психология населения и региональные стратегические программы: развитие образования. Доклад на экспертном семинаре Форума Сибирской открытой университетской конвенции, 14.09.2011; см. также: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29024
Психолого-лингвистическая экспертиза образовательных практик // Таврический научный обозреватель, 2015. №5. С.90-93. (соавт. Денисова А.Г., Замкина Т.Ю., Кудряшова Ю.А., Шлетгауэр Т.В.).
Анализ социальных представлений по фактам речи и языка // VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2016». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1392/19834 (Соавт. Денисова А.Г., Замкина Т.Ю., Шлетгауэр Т.В.).
Типология речевых жанров / форм речи в современных филологических и психологических исследованиях и проблема диагностики психологического содержания речевой коммуникации // VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2016». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1392/19970 (Соавт. Марсова В.В.).
Исследование социальных представлений младших дошкольников как основа развития качества дошкольного образования // VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2016». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1392/19727 (Соавт. Замкина Т.Ю.).
Гендерные особенности центральной области социального сознания старших дошкольников // VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2016». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/23884.pdf (Соавт. Шлетгауэр Т.В.).