-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Ставропольский край
кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ, лауреат Всероссийских конкурсов на лучшую научную книгу 2016-2010г. Сочи, Победитель Всероссийских конкурсов Патриот России (2014г., золотая медаль), Росточек: мир спасут дети (2014- золотая медаль), Победитель международного конкурса «Факел» (2015, золотая медаль).
Родилась в городе Георгиевске Ставропольского края.
1976 г . закончила Ростовский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология дошкольная (диплом А I № 507414 от 29.05.1976 г., рег. № 25) по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию» работала вначале в ясельной группе на должности медсестра в яслях № 6, затем переведена на должность методиста по дошкольному воспитанию в Георгиевский гороно.
1977 г.принята в порядке перевода на должность методиста краевого дошкольного кабинета краевого института усовершенствования учителей в г. Ставрополе
1978г. переведена на должность инспектора по дошкольному воспитанию в Ставропольский краевой отдел народного образования (ныне министерство образования и молодежной политики Ставропольского края).
1986г . переведена на должность заведующей дошкольного отделения Ставропольского педагогического училища
1989 г. там же переведена на должность заместителя директора по воспитательной работы.
1989 г. переведена воспитателем в ясли –сад № 47 города Ставрополя.
01.01.1990 год. Литвинова Р.М. переведена заместителем заведующего яслей-сада № 47 Ставрополя,
01.01.1991г переведена заведующим яслей-сада № 47 г.Ставрополя.
В перестроечный период, возглавив в 1991 году педагогический коллектив в должности заведующего яслей-сада № 47 Литвинова Р.М.начала осуществлять модернизацию дошкольного учреждения, преобразуя ясли-сад в учреждение нового типа - Центр эстетического воспитания «Искорка». Вскоре ясли-сад 47 переименован в Центр эстетического воспитания «Искорка». Ею создана новая модель дошкольного учреждения, которая апробирована на практике.
1991 год. Литвинова Р.М разработала долгосрочную экспериментальную программу (10 лет) по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и возглавила научное руководство эксперимента по данному направлению. Началось сотрудничество с СГПИ, к.п.н. Тарановой Т.Н., и Хорошко Н.Ф., доктором педагогических наук в рамках обновления эстетического воспитаниям детей дошкольного возраста и повышения квалификация через инновационные технологии в дошкольном учреждении.
Апробация новой модели эстетического воспитания детей дошкольного возраста позволила впоследствии создать и успешно апробировать Литвиновой Р.М. авторскую модель дошкольного учреждения нового типа, авторские парциальные программы педагогам дополнительного образования эстетического цикла: хореографии, хоровой и театральной студии, художественному труду, изобразительному искусству, английскому языку и обучение чтению с элементами письма. Работа в рамках данной модели открыла возможность печатания опыта работы дошкольного учреждения и распространения его не только в Ставропольском крае, но и за рубежом.
1992г. Литвинова Р.М. получает дополнительное образование «Практический психолог» Диплом о переподготовке № 41093 от 8.07 1992г. регистрационный № 093. Образовательный процесс в детском саду поставлен на научную основу
В 1994 году Литвинова Р.М. представляет опыт дошкольного учреждения по эстетическому воспитанию во Франции в городе Безье на международном коллоквиуме, где присутствуют представители образования разного профиля 11 европейских государств. Ее опыт работы напечатан во французском сборнике по итогам коллоквиума.
В Ставрополе Центр дошкольного воспитания «Искорка» под руководством Литвиновой Р.М. становится маяком для модернизации других дошкольных учреждений города и Ставропольского края. На базе учреждения проводятся городские и краевые, международные мероприятия.
1995-2000г. Литвинова Р.М. открывает новую экспериментальную площадку на базе своего учреждения по проблеме «Повышение квалификации педагогов в инновационном дошкольном образовательном учреждении». Новые психолого-педагогические исследования и формы работы с кадрами – школы исследовательской работы, общения, искусства постепенно входят в повседневную жизнь ДОУ. Литвинова Р.М. и педагогический коллектив находится в постоянном творческом научном поиске и неустанном внедрении инноваций. 1994, 1995, 1996, 1998 году дошкольное учреждение № 47 становится Победителем и лауреатом городских конкурсов по эстетическому воспитанию детей среди дошкольных учреждений города Ставрополя,
1998г.- Победитель Всероссийского конкурса «Лучший детский сад года».
02.12.2000 года Литвинова Р.М. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме эксперимента «Повышение квалификации педагогов в инновационном дошкольном образовательном учреждении» и получила Диплом кандидата наук КТ № 048 709 от 13.07.2001г.
Успешное руководство Литвиновой Р.М. экспериментальной деятельностью двух площадок, открывают новые горизонты исследований. Управление образования администрации города Ставрополя Литвинову Р.М. назначает научным руководителем новых экспериментальных площадок на базе ДОУ № 39 Ставрополя:
1. «Развитие полотипических черт у детей дошкольного возраста» (2001-2006г).
2.«Развитие патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами региональной культуры» (2006-2011)
3. «Формирование художественных ценностей у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры» (2011-2016).
2004 году Литвинова Р.М. переходит работать в вуз. Работает сначала доцентом, затем профессором кафедры начального и дошкольного образования СКИПКРО ПК и ПРО.
17.01.2007 -02.12.2012г. назначена заведующим и профессором кафедры дошкольного образования СКИПКРО ПК и ПРО. Осуществляя проведение курсов повышения квалификации руководителей и воспитателей Ставропольского края, Р.М. проводит большую учебно-методическую и научную работу: организует для преподавателей кафедры встречи с ведущими учеными страны по дошкольному образованию: Дороновой Т.Н., Гризик Т.И., Фединой Н.В., Воскобович В. В. и др.
2008-2010. Литвинова Р.М. руководит городской и базовыми площадками Федерального эксперимента по проблеме «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», научный руководитель Доронова Т.Н., заведующая дошкольным отделом Федерального института развития образования. По инициативе Литвиновой Р.М. созданы и успешно функционируют в крае 5 экспериментальных площадок на базе ДОУ № 17 г.Михайловска, №7 г.Железноводска, № 31 Пятигорска, 38 г.Светлограда, № 48 г.Ставрополя, в рамках Федерального эксперимента ФИРО. Вышеперечисленными базовыми площадками апробированы материалы Примерной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста авторского коллектива под руководством Дороновой Т.Н. На основании исследований и апробации программы, выпущены 3 учебных пособия «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», где определена система условий, методического обеспечения, обучения детей для выравнивания стартовых возможностей, получения дошкольного образования детьми разных социальных групп и слоев населения. Эти пособия актуальны до сих пор, так как используются в группах краткосрочного пребывания и других вариативных дошкольных организациях. Кроме того, в рамках федерального эксперимента апробированы технологии обеспечения подготовки воспитателя к работе в новых условиях в контексте региональной модели образования.
Глубокое, всестороннее исследование вышеназванных проблем обеспечения ценностного подхода помогло в отборе содержания дошкольного образования в рамках новых документов по дошкольному образованию – ФГТ и ФГОС ДО. Изучение региональной культуры малой Родины способствовало формированию духовно-нравственных качеств дошкольников, что обусловило необходимость введения структурных изменений в модель дошкольных учреждений Ставрополя и Ставропольского края.
2011-2012. В условиях коренного преобразования муниципальных систем дошкольного образования и, соответственно, методических служб районов и городов края, изменения их статуса, важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику, являются стажировочные площадки с развитой сетью базовых дошкольных образовательных учреждений. Это еще один путь поиска эффективной и адресной методической поддержки педагогов. Литвиновой Р.М. создан алгоритм организации работы новых 10 базовых площадок (затем присоединяется еще один) в системе краевого дошкольного образования в рамках модернизации муниципальной системы Ставропольского края.
Участие СКИРО ПК и ПРО в Федеральном эксперименте (Лот 1: 2011-2013г.г.) по модернизации муниципальных систем дошкольного образования позволило создать и оборудовать на средства выигранного Гранта РФ в 2011году 11 самых современных базовых дошкольных учреждений. Обучение дошкольных работников новым технологиям способствовало проведению курсов повышения квалификации кадров разного дошкольного профиля, как базовых ДОУ и дошкольных учреждений края, так и ДОУ субъектов РФ. Это позволило создать основательную базу для решения амбициозных задач, сформулированных в программе федерального эксперимента и Подпрограмме Ставропольского края по модернизации муниципальных систем дошкольного образования.
Федеральная стажировочная площадка – это временная структура, созданная в 2011 году на базе СКИРО ПК и ПРО (кафедры дошкольного образования), которая включает лучшие базовые дошкольные образовательные учреждения Ставропольского края, работающие в инновационном режиме. Стажировочная площадка осуществляет инновационную деятельность во взаимодействии с министерствами образования Ставропольского края и Российской Федерации, управлениями образованием администрации города Ставрополя, городов курортов Пятигорска, Железноводска, а также Новоалександровским, Шпаковским и Петровским районами, базовыми образовательными учреждениями, педагогическими, научными и другими организациями по вопросам своей компетенции. Поставлена и решена задача повышения профессиональной компетентности дошкольных работников Ставропольского края- управленцев, руководителей дошкольных учреждений, воспитателей, и организации их стажировки в базовых ДОУ. Работа организуется в очной форме, посредством реализации созданных на кафедре дошкольного образования образовательных программ по трем направлениям: «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» (авторы к.п.н. Литвинова Р.М., к.п.н.Золотухина. А.Ф.) , «Интерактивные формы работы с кадрами» (к.п.н.Литвинова Р.М. и док.п.н. Рамаева Н.Б.), «Интерактивные формы работы с детьми» (отличник народного просвещения РФ доцент Попова Л.А., рецензент- куратор док.п.н. Поштарева Т.В.). Основная цель – создание инновационного пространства, обеспечивающего условия для приобретения обновленных профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации программы ФЦПРО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» выполнена. Далее, мониторинг инновационной деятельности дошкольных учреждений помог выявить общие трудности всех категорий дошкольных работников, включая воспитателей адаптацию интерактивных форм работы с кадрами и детьми дошкольного возраста. В образовательные программы внесены изменения и дополнения.
Проведены курсы повышения квалификации в Ставропольском крае, а также сделаны выезды бригадой ученых под кураторством Литвиновой Р.М. в субъекты Российской Федерации – Карачаево-Черкесскую Республику (Черкесск), Кабардино-Балкарскую Республику (Прохладный) и Калмыкскую Республику (Элиста). Прочитаны лекции с показом 3-х видеофильмов по названию направлений и образовательных программ. Авторы видеофильмов Литвинова Р.М. и Завьялов С. – работник краевого телевидения.
На втором году прорабатывалась тема стажировки для всех категорий дошкольных работников и «Организация работы педагогов в сетевом сообществе». Инновационное движение опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, современные разработки и учитывает запросы практиков. По плану в феврале 2013года введена дистанционная форма работы обучения слушателей КПК.
31.11. 2013. завершены федеральные исследования по Лоту 1, проведен анализ полученных исследований, составлен план межрегиональной научно-практической конференции по подведению итогов работы базовых ДОУ и Ставропольской стажировочной площадки. По итогам федерального эксперимента выпущены 8 сборников под кураторством Литвиновой Р.М., которые отражали инновационные преобразования в дошкольных организациях в период создания новой модели дошкольного образования. Опыт федерального эксперимента отражен в журналах Всероссийского уровня, ВАК, международных конференциях – Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, а также Чебоксарах, Уфе, Стерлитамаке.
1998-2012г. Обобщенные материалы экспериментальных исследований под руководством Литвиновой Р.М. легли в основу 30 научных сборников и учебных пособий, вышедших в рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования. Они рекомендованы для работы практиков дошкольных организаций и преподавателей ВУЗов в данной области. Кроме того, Литвиновой Р.М. разработаны 10 моделей реорганизации дошкольного образования в рамках модернизации, которые направлены в Федеральный оргкомитет вместе с отчетами.
С 2007-2013 год Литвинова Р.М. является руководителем группы по аттестации дошкольных работников – воспитателей и руководителей ДОУ на 1-ю и высшую квалификационные категории при министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края. Здесь также система аттестации претерпевает изменения от персональной публичной защиты опыта работы воспитателей и руководителей дошкольных учреждений до компьютерного тестирования.
2008-2011. под руководством Литвиновой Р.М. реанимирован краевой конкурс «Воспитатель года», который не проводился в крае 8 лет.
Отличительной чертой общественной деятельности Литвиновой Р.М. является широкое взаимодействие с образовательными учреждениями, и с институтами культуры, писателями, композиторами Ставрополья для возрождения духовной культуры не только дошкольных работников, но и молодежи, традиций Кавказа и сохранения национально-исторического наследия Ставропольского края.
Литвинова Р.М выступает перед студентами вузов, слушателями курсов разного профиля, директорами образовательных учреждений, руководителями сферы образования не только на страницах журналов ВАК «Экономические и гуманитарные исследования регионов» (2012), «Воспитатель ДОУ» (№ 4, 2013), международных журналов РИНЦ «Инновационный вектор науки» (2014), «Приоритетные направления науки»(2015), «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы» (2015) и др.
Научное руководство Литвиновой Р.М. экспериментальной работой на базе дошкольной организации № 39 города Ставрополя в течение 15 лет позволяет педагогическому коллективу работать в большом эмоциональном подъеме. Нестандартные формы работы, мастер-классы педагоги демонстрировали на городских, краевых и международных научно-практических конференциях. Обобщенный опыт экспериментальных исследований данного коллектива дал возможность получить дошкольным учреждениям Ставропольского края инновационный материал для адаптации и внедрения в практику. Наиболее яркими и до сих пор актуальными являются выпущенные пособия под руководством Литвиновой Р.М. «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»(2006), «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» (2010), которые становятся лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, пользуются практически всеми работниками дошкольного образования не только в Ставропольском крае, но и отдельных субъектах Российской Федерации – Калмыкии, Карачаево- Черкесской республике и Кабардино-Балкарии.
Основное научное направление на кафедре дошкольного образования: Регионализация одно из стратегических направлений развития образования взрослых и детей дошкольного возраста.
Литвинова Р.М. создает образовательные программы для разных категорий слушателей курсов повышения квалификации по региональной культуре. Исследования показали низкий уровень знаний дошкольных работников да и преподавателей кафедры по данной теме. Вовлекаются практически все воспитатели Ставропольского края в исследовательскую работу по изучению истории и культуры малой Родины. Нет практически ни одного детского сада в крае, который бы не разрабатывал эту тему. Об этом свидетельствовали рефераты воспитателей и руководителей дошкольных учреждений, представляющих опыт работы на зачетах курсов повышения квалификации, аттестации на высшую и первую квалификационную категории, ежегодных городских августовских совещаниях, дипломы на курсах переподготовки кадров. Повысилась активность педагогов, изучающих культуру родного города, села, района, края. Постепенно складывается модель внедрения регионального компонента в модернизированный образовательный процесс в Ставропольском крае. Кафедрой дошкольного образования СКИПКРО под руководством Литвиновой Р.М. выпускаются пособия и обобщается опыт работы педагогов со всего Ставропольского края.
Наиболее востребованными можно назвать: «Дошкольное образование и социокультурный процесс (2007, выпуск к краевым Неверовским чтениям), «Коммуникативная культура руководителей образовательных учреждений» (2007), «Казаки на Ставрополье» (2008), «Интерактивные формы работы с кадрами» (2009), «Ставрополье в солдатской шинели» (2015).
Вехи профессионального становления Литвиновой Р.М., как признанного ученого и грамотного управленца, сопровождались получением заслуженных наград и званий.
1989 г. удостоена звания «Отличник народного просвещения РФ».
1997г. награждена именной премией главы города Ставрополя (Постановление главы города № 3140 от 02.10.1997г.)
1998. Указ Президента РФ от 23.02.1998 N 188 "О награждении государственными наградами Российской Федерации" Литвинова Р.М. – заслуженный учитель РФ
2003г. Победитель в краевом конкурсе в номинации «Лучшая программа по обучению детей правилам дорожного движения» (пр.663-МОСК от 18.11.2003г).
2006. Литвинова Р.М. - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого фондом развития отечественного образования в г. Сочи «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста». С. 2006.-180с.
2007. Литвинова Р.М. - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого фондом развития отечественного образования в г. Сочи «Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения». С. 2007.-217с.
2008. Литвинова Р.М. - лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого фондом развития отечественного образования в г. Сочи «Интерактивные формы работы с кадрами». С. 2008.-180с.
2009. Литвинова Р.М. - Победитель Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку, проводимого ФИРО, Москва, в рамках федерального эксперимента «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». Сб.1- 196с., сб.2. -196с.
2010. Литвинова Р.М. - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого фондом развития отечественного образования в г. Сочи Региональная культура: художники, писатели, композиторы». С. 2010. сб.1-380с., сб.2—250с.
2008-2010 Литвинова Р.М. руководит в Ставропольском крае федеральным экспериментом по апробации Примерной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста (авт.Т.Доронова). Результаты НИР базовых дошкольных учреждений (ДОУ № 17 Михайловска, 48 Ставрополя, 31 Пятигорска, 7 Железноводска, 33 Светлограда) были представлены Литвиновой Р.М. на Всероссийском научном семинаре дошкольных работников РФ 19-22 мая 2010 года, где получили высокую оценку ФИРО и отмечались дипломами, грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками издательства «Просвещения».
2014 Победитель Всероссийского конкурса «Патриот России» за авторский комплект по духовно-нравственному воспитанию - золотая медаль.
2014 Победитель Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» - за авторский комплект «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста» - золотая медаль.
2015 Победитель Международного конкурса «ФАКЕЛ» за научно-методическое издание «Ставрополье в солдатской шинели» к 70-летию Великой победы ВОВ - золотая медаль.
Научные публикации
1.Литвинова Р.М.Модернизация муниципальных систем дошкольного образования Ставропольского края. Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал ВАК. № 6, 2012. с.22-28.
2.Литвинова Р.М. Модернизация региональной системы дошкольного образования на Ставрополье. Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов международной научно- практической конференции. Ростов – на-Дону. 2012.с-82-84.
3.Литвинова Р.М. Качество условий дошкольного образования как ключевая характеристика государственного стандарта Международная научно-практическая конференция «Детский сад будущего: оценка качества в соответствие с ФГОС дошкольного образования», с.-245-253. Санкт-Петербург, сертификат. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции к 150-летию открытия первого детского сада в России(Санкт-Петербург, 24-25 марта 2014 года).
4.Литвинова Р.М. Диссеминация опыта работы стажировочной площадки во взаимодействии с субъектами РФ. Международная научно-практическая конференция 28 марта 2014г., Великий Новгород, с.114-125, сертификат.
5.Литвинова Р.М. Ценности региональной культуры как потенциал духовных знаний и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Материалы II Международной научно-практической конференция «Современное образование в России и за рубежом». РИНЦ. 13.05.2014г. Чебоксары, сертификат.
6. Литвинова Р.М. Знакомство детей и взрослых дошкольных образовательных организаций с этносом южных городов Ставропольского края. Международная научно-практическая конференция «Инновационный вектор развития науки». РИНЦ. Уфа. 06.08.2014. с.71-80
7. Литвинова Р.М. Использование музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края. Международная научно- практическая конференция «Приоритетные направления развития науки». РИЦ. 09.04. 2015С.21-26. Стерлитомак. Башкир.респ.
8. Литвинова Р.М. Национально-региональные факторы в воспитании взрослых и детей дошкольного возраста. Международная научно-практическая конференция. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. РИНЦ. Уфа. 15 мая 2015г. и др.
Учебно-методические материалы.
1. Литвинова Р.М. Учебно-методический комплекс к программе курсов повышения квалификации методистов, специалистов дошкольного образования, руководителей ДОУ и управлений образованием «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». С. СКИРО ПК и ПРО. 2012.73с.
2.Литвинова Р.М. Лекции к программе курсов повышения квалификации специалистов, методистов дошкольного образования, руководителей ДОУ и управлений образованием «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». С. СКИРО ПК и ПРО.-209с.
3.Литвинова Р.М. Модернизация муниципальных систем дошкольного образования. Методические материалы для дошкольных работников. С. 2012.-208с.
4.Литвинова Р.М. Инновационные ориентиры в дошкольном образовании (методические рекомендации для практических работников ДО). С. СКИРО ПК и ПРО. 2012.-198с.
5.Литвинова Р.М. Ставрополье в солдатской шинели. Научно-методическое издание для преподавателей вузов и дошкольных работников. ООО «Литера». С.2015. -204с. Золотая медаль на Международном конкурсе «ПАТРИОТ РОССИИ» в Новосибирске, 2015. к 70-летию Победы ВОВ.
Лекции:
Курсы повышения квалификации (КПК) «Основы деятельности муниципальных методических служб в условиях внедрения ФГОС ДО» (для специалистов дошкольного образования управлений образований Ставропольского края).
1. Роль муниципальной методической службы в организации работы ДОО по адаптации и введению ФГОС ДО
2.Формирование методического и технологического инструментария педагога, обеспечивающего реализацию требований ФГОС ДО.