Лелис Елена Ивановна
  1. Ученая степень
    доктор филологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Елена Ивановна Лелис родилась 29.11.1965 г. в г. Кишиневе. Закончила филологический факультет Кишиневского государственного университета по специальности \"Филолог. Преподаватель (русский язык и литература). В 2001 г. в Казанском гоударственном университете защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 - русский язык на тему \"Эстетические функции ключевых слов в рассказах А.П. Чехова\". В 2013 г. в саратовском государственном университете защитила докторскую диссертацию по специальности 10.02.01 - русский язык на тему \"Подтекст как лингвоэстетическая категория в прозе А.П. Чехова\". В настоящее время работает в должности заведующего кафедрой журналистики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Научные публикации

1.Смысловая сфера ключевых слов на композиционном срезе (на материале повести А.П.Чехова \"Степь\") // Всесоюзная студенческая научная конференция по гуманитарным наукам. Тезисы докладов. М., 1988.

2.Ключевые слова в рассказе А.П.Чехова \"Дама с собачкой\" // Болгарская русистика. София, 1989, № 2.

3.Архитектоническая функция цветописи в рассказах А.П.Чехова 90-х годов (тезисы) Научно-методическая конференция преподавателей за 1991/92 учебный год. Кишинев, 1992.

4.Идиолейтмотив серого в поздних рассказах А.П.Чехова // Вопросы грамматики, стилистики и методики русского языка. Кишинев, МолдГУ, 1993.

5.О тайном и явном в \"Даме с собачкой\" (ключевые слова в рассказе А.П.Чехова) // Словесник Молдовы. Кишинев, 1993, №5-6.

6.Дискуссия на тему: \"С кем, по-вашему, А.П.Чехов связывал будущее России - с Трофимовым или Лопахиным?\" // Педагогический журнал. Кишинев, 1997, №4-6.

7.Художественное слово как средство образного мышления // Педагогический журнал. Кишинев, 1997, №4-6.

8.Динамика композиции и смысловая структура текста (роль ключевых слов) // XXVI итоговая студенческая научная конференция. Ижевск, 1998.

9.Ключевые слова и смысловая структура текста (к методике изучения рассказа А.П.Чехова \"Ионыч\") // Материалы Республиканской научно-практической конференции 16 апреля 1998 г. Кишинев, МолдГУ, 1998.

10.О причинах множественности интерпретаций художественного текста // Материалы Республиканской научно-практической конференции 16 апреля 1998 г. Кишинев, МолдГУ, 1998.

11.Магическое притяжение (Л.Н.Толстой на Северном Кавказе) // II Международный Конгресс \"Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру\". 15-18 сентября 1998 г. Пятигорск, 1998.

12.Язык жестов в прозе А.С.Пушкина // Межвузовская научно-практическая конференция 28-29 мая 1999 г. Пятигорск, 1999.

13.Философия счастья (композиционно-смысловой анализ рассказа А.П.Чехова \"В родном углу\") // Вопросы литературоведения и методики преподавания литературы. Тирасполь, 2000.

14.Маска тигра или маска зайца? /\\ Педагогический вестник. Кишинев, 2000, №4.

15.Роман Франсуа Рабле \"Гаргантюа и Пантагрюэль\": Ренессансный реализм // Научно-практическая конференция \"Франсуа Рабле и раблезианство: вчера, сегодня, завтра\". Пятигорск, 2000.

16.Эстетические функции ключевых слов (на материале рассказов А.П. Чехова) // (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук). Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 24 с.

17.Синергетические свойства ключевых слов художественного текста в организации языковой гармонии (к проблеме воспитания у студентов-филологов эстетического отношения к языку) // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Международн. науч. конф. Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина и др. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – Т.2.

18.Системность семантических связей и многозначность ключевых слов художественного текста // Пятая Российская университетско-академическая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Часть 1. Ижевск, 2001.

19.Роль ключевых слов в структурно-семантическом строении рассказа А.П.Чехова «Соседи»: языковой образ автора // Эстетические и лингвистические аспекты анализа текста и речи. К 85-летию высшего профессионального образования на Урале. Сборник статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции 20-22 февраля 2002 г. Т.3. Соликамск, 2002.

20.Изображение эмоционального состояния героя как лингвостилистическая проблема (на материале рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой») // Вестник Удмуртского университета. Русский язык. 2002, № 6.

21.Смысловая структура текста (от пушкинской к чеховской прозе) // Онегинские чтения: Бессарабская весна. Сборник статей. Кишинев, 2003

22.Грамматический аспект эстетических возможностей ключевых слов художественного текста (к проблеме идиостиля А.П.Чехова) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Филологические науки». Вып. 2. Ижевск, 2003.

23.Синергетический подход к изучению художественного текста (на материале рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой») // Вестник Удмуртского университета. Серия «Филологические науки», 2004, № 5. Вып. 2

24.Обучение как коммуникативный процесс (некоторые выводы о педагогической практике студентов-филологов) // Русская речь в Удмуртии. Межвузовский сборник статей. Ижевск, 2004.

25.Особенности методики лингвостилистического анализа художественного текста в средней школе // Русская словесность на рубеже веков: методология и методика преподавания русского языка. Материалы Российской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения проф.И.П.Распопова. Воронеж, 2004.

26.Формирование языковой личности в школе // Школа – вуз – школа: Актуальные проблемы гуманитарного образования. Ижевск, 2005. Материалы Республиканской научно-практической конференции учителей. Ижевск, 2005.

27.Поэтика заглавий чеховских рассказов) // Филологический класс. Региональный методический журнал учителей-словесников Урала. Екатеринбург, 2005, № 14.

28.Средства активизации мыслительной деятельности студентов (из опыта проведения спецкурса на филологическом факультете) // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов. Ижевск, 2005.

29.Ключевое слово (о поэтике заглавий чеховских рассказов) // Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука – вуз – школа. Материалы XI российской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005.

30.Языковая личность и интеллект (методический аспект) // Стилистика и риторика: прошлое, настоящее, будущее. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной памяти профессора Удмуртского государственного университета И.Э.Еселевич Ижевск, 2005.

31.Концепт «свобода» в идиолекте А.П.Чехова (к вопросу о языковой личности автора) // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. 2006. № 5 (2).

32.Деятельностный подход к обучению (коммуникативный аспект) // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. 2006. № 5 (2).

33.Развивающий потенциал работы с текстом на уроках русского языка в средней школе // Седьмые Короленковские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Глазов, 2006.

34.Синергетика художественного текста // Славянские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Вып. 3. Кишинев, 2006.

35.«Творческое» задание на ЕГЭ по русскому языку и воспитание у школьников филологической культуры // Проблемы современной филологии в вузовском образовании // Материалы Международной научно-практической конференции. Ижевск, 2006.

36.Роль экспрессивно-оценочной лексики в понимании художественного сознания С.Есенина // Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука – вуз – школа. Материалы XI российской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2007.

37.Поэтика подтекста в прозе А.П.Чехова (к постановке проблемы) // Славянские чтения – 5. Кишинев, 2008.

38.«Черный монах» А.П.Чехова: поиск подтекстовых смыслов // Проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе Вып. 4. Воронеж, 2008.

39.Философия скуки у А.П.Чехова: текст – подтекст – интертекст // Духовная традиция в русской литературе. Ижевск, 2008.

40.Роль подтекста в интерпретации финала повести А.П.Чехова «Скучная история»

41.Русский язык и русская речь в ХХI веке: проблемы и перспективы. Ижевск, 2008.

42.Русский язык: шаг за рамки школьной программы // Проблемы современной филологии в вузовском образовании: Материалы II Международн. научно-практ. конф. Ижевск, 2008.

43.Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт работы // Мастерская учителя: опыт – находки – перспективы. Материалы II и III Республиканских научно-практических конференций учителей-словесников. Ижевск, 2008.

44.Современный российский менталитет и воспитание школьников // Мастерская учителя: опыт – находки – перспективы. Материалы II и III Республиканских научно-практических конференций учителей-словесников. Ижевск, 2008.

45.Слово в меняющемся мире (русский язык начала XXI века: актуальная лексика) // Мастерская учителя: опыт – находки – перспективы. Материалы II и III Республиканских научно-практических конференций учителей-словесников. Ижевск, 2008.

46.Подтекст в повести А.П.Чехова «Скучная история» (опыт прочтения) // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов/н/Дону, 2009.

47.Можно ли «извлечь» подтекст из художественного текста? // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы научно-практ. конф. Часть 2. Ижевск, 2009.

48.Слово и подтекст в рассказе А.П.Чехова «Архиерей» // Вестник Нижегородского государственного университета, Н.Новгород, 2009, № 6.

49.Подходы к изучению подтекста // Язык и литература в научном диалоге. Сб. науч. статей. Ижевск, 2010.

50.«Архиерей» А.П.Чехова (архитектоника рассказа как ключ к подтексту) // А.П.Чехов и мировая культура: к 150-летию со дня рождения писателя. Материалы международн. науч. конф. Ростов/н/Дону. 2010.

51.Об одном аспекте архитектоники художественного текста и его роли в формировании подтекста (по рассказу А.П.Чехова «Архиерей») // Русский язык: исторические судьбы и современность: Материалы IV Международн. Конгресса исследователей русского языка. М., 2010.

52.Слово как идейно-эстетическая константа подтекста // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2010, Вып. 4.

53.Разные виды подтекста в рассказе А.П. Чехова «Студент» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010, № 7 (112).

54.Об одном примере из иллюстративного материала к «Словарю русского языка» (погружение в чеховскую поэтику) // Слово. Словарь. Словесность. СПб., 2010. С.372-377.

55.К проблеме видов подтекста в рассказе А.П. Чехова «Спать хочется» // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2011. Вып. 4. С. 115-118.

56.К вопросу о терминологической сущности феномена «подтекст» // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2011. Вып. 4. С. 119-124.

57.Роль фоники в экспликации подтекстовых смыслов (на материале повести А.П. Чехова «Степь» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия «Общественные и гуманитарные науки». 2012. № 1 (122). С.56- 60.

58.Широкий и узкий подходы к пониманию подтекста // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2012. Вып. 2. С.70-74.

59.Роль лексической структуры художественного текста в экспликации подтекстовых смыслов (на материале рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». Т. 3. № 1. 2012. С. 59-64.

60.Полифоническое пространство рассказа А.П. Чехова «Архиерей» как эстетическая сфера экспликации его подтекстовых смыслов // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. т. 14. № 2. С. 449-454.

61.Грамматическое единство художественного текста как средство реализации его смысловой структуры // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2012. – Вып. 4. – С. 130–135.

62.Роль звуковых повторов в формировании подтекстовых смыслов прозаического текста // Многоязычие в образовательном пространстве: сб. статей. Вып 4 / Сост. и ред.: Т.И. Зеленина, Л.М. Малых. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – С. 200–205.

63.Феномен чеховского подтекста // Язык. Культура. Коммуникация: Программа и тезисы докладов к конференции. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – С. 54–55.

64.Фоноритмическая организация художественного текста как поле формирования подтекста // Вестник Удмуртского университета. Серия 5: «История и филология». – Выпуск 2. – 2013. – С. 94–100.

65.Человек и время в прозе А.П. Чехова: языковые средства экспликации подтекстовых идеосмыслов // Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных статей / под ред. Н.И. Пушиной, Н.В. Маханьковой. – Ижевск: Удмуртский ун-т. 2013. – С. 97–102.

66.Грамматические средства формирования подтекста у А.П. Чехова // Язык и литература в научном диалоге. Вып. 2: Актуальные проблемы современной филологии / под ред. Т. Р. Копыловой. – Ижевск: Удмуртский университет. – Universidad de Granada, 2013. С. 30–40.

67.Роль грамматики в реализации смыслового потенциала художественного текста // Язык и литература в научном диалоге. Вып. 2: Актуальные проблемы современной филологии / под ред. Т. Р. Копыловой. – Ижевск: Удмуртский университет. – Universidad de Granada, 2013. С. 200–209.

68.Грамматика смысла (по рассказу А.П. Чехова «Гусев») // Вестник Удмуртского университета. Серия 5: История и филология. Выпуск 4. – 2013. С. 116-121.

69.Грамматические средства формирования подтекстовых смыслов в рассказе А.П. Чехова «Гусев» // Вестник Удмуртского университета. Серия 5: История и филология. Выпуск 4. – 2013. С. 108-115.

70.Об одном приеме экспликации подтекста (на материале повести А.П. Чехова «Скучная история») // Славянские чтения. – Вып. 2. – Кишинев: Изд-во Славянского университета, 2013. – С. 130–137.

71.Подтекст как лингвоэстетическая категория в прозе А.П.Чехова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 424 с.

72.Подтекст как лингвоэстетическая категория в прозе А.П. Чехова (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук). - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 47 с.

73.Грамматические средства формирования подтекста в прозе А.П. Чехова (словообразовательный уровень) // Вестник Удмуртского университета. Серия 5: История и филология. Выпуск 2. – 2014. С. 71-75.

74.Лексические средства формирования подтекста в прозе А.П. ЧеховаПечат.Человек в информационном пространстве: сб. науч. тр. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2014. – С.152-156.

75.Языковые средства формирования подтекста в рассказе А.П. Чехова «Гусев»Печат.Материалы Всероссийской юбилейной научно-методической конференции, посвященной 55-летию кафедры русского языка Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова: СПб., 2015. С. 216-220.

76.Текст и подтекст (на материале повести А.П. Чехова «Скучная история»)Печат.Язык. Культура. Образование: Материалы Межвузовской научно-практической конференции 28 октября 2014 г. В 2 ч. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015. С.117-121.

77.Проблемы российского медиаобразования: выбор модели Печат.Гуманитарные научные исследования: Электронный научно-практический журнал Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/03/14471 (Дата публикации: 15 марта 2016 г.)

78.Текст: проблема явных и скрытых смыслов (на материале рассказа А.П. Чехова «Студент»)Печат.Неделя науки и творчества материалы Межвузовского научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященного Году российского кино: в 5 частях. Ответственный редактор А. Д. Евменов. 2016. С. 51-56.


Последняя редакция анкеты: 31 марта 2017