-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Волгоградская область
Лапп Елена Александровна работает на кафедре специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» с 2003 г. В 1988 году закончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Педагогический стаж – 30 лет, в том числе стаж работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях – более 10 лет, стаж научной работы – 17 лет.
Кандидатская диссертация защищена по проблеме «Формирование связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития средствами графического моделирования». Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Московского педагогического государственного университета 19.02.2007 г. и утверждена в 2007 г. Высшим аттестационным комитетом РФ.
Читает лекционные курсы для студентов-будущих дефектологов по дисциплинам: «Методика преподавания русского языка в специальной школе», «История олигофренопедагогики», «Организация логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта», «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Организация логопедической работы с детьми с нарушением зрения», «Введение в профессиональную деятельность».
Работа с магистрантами по направлению «Специальное (дефектологическое) образование" ведется по курсам «Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования», «Технология написания статей по проблемам дефектологии», «Моделирование активной образовательной среды», «Основы альтернативной коммуникации», «Методика преподавания в высшей школе» и др.
Елена Александровна принимает активное участие в научной работе кафедры специальной педагогики и психологии: является руководителем областного научно-практического семинара специалистов г. Волгограда и области, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; осуществляет научное консультирование экспериментальной деятельности образовательных учреждений и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных системах. Является руководителем региональной инновационной площадки «Проектирование и реализация специальных условий социализации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях малого города» на базе МКОУ Основная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина городского округа город Фролово», куратором Школы дефектолога «Ресурс», руководителем проектов «Региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог Волгоградской области», «Международный конкурс творческих работ молодых педагогов «Идея», «Всероссийский конкурс «Лучшая статья, исследовательская работа», «Международный научно-методический семинар «Специальное образование в меняющемся мире».
Е.А. Лапп – председатель Волгоградской региональной общественной организации «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов». Елена Александровна активно сотрудничает с Полтавским национальным педагогическим университетом им. В.Г. Короленко (Украина), Барановичским государственным университетом (Республика Беларусь), Бурятским государственным университетом (Улан-Удэ), Бурятским региональным институтом образовательной политики (Улан-Удэ), учебным центром «Логопед-мастер» (Москва), Каршинским государственным университетом Карши, Узбекистан), коррекционной школой № 25 г. Улан-Батор (Монголия).
Елена Александровна Лапп – лауреат Премии в области образования города-героя Волгограда в 2019 году, Победитель Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского (Рыбаковфонд), Победитель грантового конкурса для преподавателей магистратуры БФ В. Потанина, Победитель конкурса «Практики личной филантропии» БФ. В. Потанина.
Научные публикации
Е.А. Лапп – автор более 120 научных и учебных публикаций, в т.ч.
Лапп Е.А.Готовность учителя к работе с детьми с задержкой психического развития (монография). – Саарбрюкен (Германия):LAMBERT Academic hublishing. – 2011. – 311 с.
Лапп Е.А.Модульный подход в проектировании учебного плана бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: теоретические основания и проблемы реализации // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1.2. Педагогика. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. – С.145-150.
Лапп Е.А.Проектирование модульной программы с учетом анализа потребности в умениях на региональном рынке труда //Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - № 1(21), 2012. – С.53 – 58.
Лапп Е.А.Специфика мотивации учебной деятельности студентов - будущих дефектологов // Специальное образование: научно-методический журнал/ ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т», Ин-т спец.образования. – Екатеринбург, 2012. - № 1. – 187 с. – С. 89-97
Лапп Е.А.Формирование методических компетенций будущих дефектологов в условиях учебно-педагогических практик // Сибирский педагогический журнал / Новосибирск. - № 7. – С. 205-210.
Лапп Е.А.Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов // Вестник ЧГПУ / ФГБОУ ВПО «Челяб.гос.пе.ун-т». – Челябинск, 2012. - № 4. – С.94-103.
Лапп, Е.А. Педагогическая технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров у будущего учителя детей с ЗПР / Е.А. Лапп [Электр.ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-17535 (дата обращения: 27.02.2015).
Лапп, Е.А. Экспертиза образовательной среды специального (коррекционного) учреждения [Текст] // Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова //Фундаментальные исследования. – 2015. - № 2 (часть 1). – С. 145-149. (0,3 п.л.) (авторство не разделено)
Лапп, Е.А. Концепция освоения курса «Подготовка специалистов для работы с детьми С ЗПР в контексте современных ФГОС» с использованием дистанционных технологий [Электр.ресурс] / Лапп Е.А., Ярикова С.Г. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 4. - URL: www.science-education.ru/127-20935 (дата обращения: 31.07.2015) (авторство не разделено)
Лапп, Е.А. Паспорт специальной профессиональной компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности студентов-дефектологов [Текст] / Е.А. Лапп // Бизнес.Право. Образование. – 2015. - № - 3 (32) – С.266-270 (0,3 п.л.)
Лапп, Е.А. Подходы к проектированию паспорта и программы компетенций по магистерским программам направления 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» [Электр.ресурс] / Лапп Е.А. С.Г. Ярикова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 365-371. (0,4 п.л.)URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35752 (дата обращения: 23.08.2016) (авторство не разделено).
Лапп Е.А., Ярикова С.Г. Актуальные проблемы профессионального образования дефектологов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25131 (дата обращения: 12.09.2016) (авторство не разделено).
Лапп Е.А., Ярикова С.Г. Правовой абрис концепции подготовки педагога к содержательно-процессуальной деятельности с детьми с ЗПР в условиях стандартизации образования // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 525-529.
Лапп Е.А. Концептуальная модель профессионально-уровневой подготовки дефектологов к работе с детьми с ЗПР // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 4 (37). - С. 309–315.
Лапп Е.А. Подготовка педагогов к работе с детьми с задержкой психического развития в исторической ретроспективе // Дефектология, 2017. - № 4. - С 68-78.
Лапп Е.А. Школа-интернат как научно-методический центр поддержки субъектов интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Лапп, С.Г. Ярикова //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса . – 2017. – № 4 (41). – С.362-366.Лапп Е.А. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии / Е.А. Лапп, С.Г. Ярикова //Перспективы науки и образования. 2019. - № 4 (40). - С. 335-350.
Учебно-методические работы:
Логопедический практикум во вспомогательной школе (уч.-мет. пособие). –Волгоград: Перемена, 2005.– 95 с.
Организация логопедической работы во вспомогательной школе (уч.-мет.пособие).–Волгоград: Перемена, 2005. – 51 с.
Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты
(уч.-практ.пособие – практикум). –Москва: Сфера, 2006. – 256 с.
Итоговый экзамен по олигофренопедагогике (метод. рекомендации). –Волгоград: Перемена, 2007. – 62 с.
Письменная речь у младших школьников с ЗПР (книга для учителя).- Пособие для педагогов системы коррекционно-развивающ.обучения и студентов дефектол.спец. – Ростов на/Д: Феникс, 2007.–203 с.
Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий
(практ. пособие). _Волгоград: Учитель , 2008. – 138 с.
Методика преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебно-методический комплекс (уч.-мет. пособие). –Волгоград: Перемена, 2008. – 104 с.
Современный логопедический урок: опыт работы (автор-сост.). -Волгоград: Учитель, 2010. - 231 с.
Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование) // Материалы заседания учебно-методической комиссии по направлению «Специальное (дефектологическое) образование) УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров. Волгоград 26-27 октября 2011 г. /Сост. Б.П. Пузанов, Е.А. Лапп, Е.З. Яхнина . – Волгоград: Изд-во: ВолГУ, 2012. – 117 с.
Учебно-научная и научно-исследовательская деятельность бакалавра: учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 116с.
Формирование инициативной письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития (учебное пособие). -Волгоград, Учитель, 2013 – 153 с.
Обучение в классах КРО (учебное пособие). -Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2014 – 187 с.
Проектирование и реализация коррекционно-педагогического процесса в условиях активной образовательной среды (учебное пособие). - Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2014. – 157 с. (соавт. Шипилова Е.В.)
Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС (учебное пособие). - Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2014 – 178 с. (соавт. Шипилова Е.В.)
Коррекционная педагогика. проектирование и реализация педагогического процесса (учебное пособие). -Москва: ЮРАЙТ, 2016. Сер. 64 Авторский учебник (1-е изд.). – 147 с. (соавт. Шипилова Е.В.)
Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания. Инструктивно-методические материалы / Сост. Лапп Е.А., Шипилова Е.В. – В-д, Учитель, 2016. – 199 с.
Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке педагогов специального и интегрированного образования (учебное пособие) . - Волгоград: ВолГУ, 2016 – 198 с. (соавт. Сергеев А.Н., Шипилова Е.В., Ярикова С.Г.)
Обучение и воспитание детей с ЗПР: проектирование и реализация процесса подготовки будущих дефектологов (учебное пособие). - Волгоград: ВолГУ, 2018 – 424 с. (соавт. Серенко М.Н., Ярикова С.Г., Яриков В.Г.)
Нормативно-правовые основы деятельности педагога инклюзивной практики (учебное пособие). - Волгоград: ВолГУ, 2019. – 244 с.(соавт.Шипилова Е.В.)