-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Калужская область
Козлова Елена Борисовна родилась 15 декабря 1959 г. в семье инженера и учительницы. В 1985 году закончила Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена по специальности "Дошкольная педагогика и психология". Работала в педагогических училищах Псковской области и г. Калуги в качестве преподавателя педагогики и психологии. В КГУ им. К.Э.Циолковского работает с 1993 года, на должности старшего преподавателя – с 1994 года, на должности доцента – с 2003 года. В период с 1998 по 2003 г.г. углублённо изучала проблему оптимизации подготовки педагога-психолога на факультете начального образования, в результате чего успешно защитила в 2003 году кандидатскую диссертацию "Развитие готовности будущих педагогов-психологов к расширению смысловой функции мотивации младших школьников средствами художественной литературы" по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.
Область научных интересов – влияние искусства и средств массовой информации на психику человека.
Научные публикации
Автор 123 публикаций, из них 28 учебно-методических пособий, 3 монографии, 8 работ входят в перечень рецензируемых научных журналов (ВАК).
Участвовала в составе рабочей группы региональной пилотной площадки по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) на территории Калужской области (2016-2017 уч.г.).
Научные исследования в качестве руководителя и исполнителя (с привлечением магистрантов и студентов) были поддержаны Правительством Калужской области и Российским Гуманитарным Научным Фондом (11 проектов).
С 2015 г. - научный руководитель и разработчик основных рабочих программа дисциплин по программе подготовки магистров по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Коучинг в педагогическом и социальном сопровождении детей и молодёжи в современных социально-культурных условиях».
1.Козлова Е.Б. Влияние информационной среды на психику человека. /V Российская научно-практическая конференция «Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (медико-психологические, социальные, правовые и экологические аспекты)». Смоленский гуманитарный университет, 2007, 21-22 сентября, С. 168-173
2.Козлова Е.Б. Влияние средств массовой информации на психическое здоровье детей и подростков: мотивационно-смысловой аспект /Материалы IХ Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (12 декабря 2008), Москва. – 0,5 п.л. Материалы конференции опубликованы на информационно-аналитических сайтах «Россия и современный мир: тенденции развития и сотрудничества» www.rim.inion/ru, «Россия: ключевые проблемы и решения» www.rkpr.inion.ru
3.Козлова Е.Б. Влияние информационной среды на психику ребёнка. Учебно-методические рекомендации для педагогов, психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, социальных педагогов, студентов педагогических вузов. - Калуга, 2008. – 153 с.
4.Козлова Е.Б. Кириллова М.В., Козлова М.И. Психологические аспекты влияния информационной среды на смысловую функцию мотивации ребёнка /Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 10.-АНО «Калужский научный центр». – Калуга, 2009 - 0,8 п.л. – С. 317 – 330
5.Козлова Е.Б., Макарова В.А. Социально-психологическое сопровождение адекватного гендерного образа у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2009. – 297 с.
6.Козлова Е.Б. Средства массовой информации как фактор проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Материалы Международной научной конференции "Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст". - г. Минск, Институт философии НАН Беларуси, 11–13 ноября 2009 года – 0,2 п.л. (на рус. яз.), код доступа к материалам конференции http://www.philosophy.by/ru/library/conf09_gcs.htm,
7.Козлова Е.Б. Исследование влияния информационной среды на агрессивное поведение детей и подростков в структуре готовности педагога-психолога к профессиональной деятельности / Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции (12-13 ноября 2009 г., г. Казань). В 2-х ч. /Под ред. Д.А. Валеевой, Г.Ж. Фахрутдиновой. – Казань, ТГГПУ, 2009. – Ч. 2. – 505 с. -С. 280-282.
8.Козлова Е.Б. Влияние средств массовой информации на явления агрессивности в поведении детей и подростков /Материалы Х Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (17-18 декабря 2009), Москва. – Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук – 0,5 п.л. Материалы конференции опубликованы на информационно-аналитических сайтах «Россия и современный мир: тенденции развития и сотрудничества» www.rim.inion/ru, «Россия: ключевые проблемы и решения» www.rkpr.inion.ru)
9.Козлова Е.Б. Средства массовой информации как фактор проявления агрессивного поведения детей и подростков (на примере телевидения)». Учебно-методическое пособие. - Калуга, 2009.-96 с.
10.Козлова Е.Б., Гущина Н.А., Козлова М.И. Ефремова Н.В., Беляева М.В. Информационная среда как фактор агрессии и аутоагресии детей и подростков /Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 11.- Калуга, 2010, С. 475-486.
11.Козлова Е.Б. Психологические особенности общения членов сетевых сообществ / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. 2010. – Калуга, Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 462 с. – С. 357-361. -0,3 п.л. - на рус. яз.
12.Козлова Е.Б. Влияние средств массовой информации на общение детей и подростков / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. – Калуга, Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 318 c.-С. 138-141. - 0, 25 п.л. - на рус. яз.
13.Козлова Е.Б. Мотивация использования Интернет-ресурсов учащимися и студентами, входящими в сетевые сообщества (на примере Калужской области)/ Материалы ХI Международной научной конференции "Модернизация России: ключевые проблемы и решения" (16-17 декабря 2010), Москва. – Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (0,6 п.л., на рус. яз.), опубликованы в изданиях ИНИОН РАН и/или на информационно-аналитических сайтах «Россия: ключевые проблемы и решения» www.rkpr.inion.ru, «Россия и современный мир: тенденции развития и сотрудничества» www.rim.inion.ru.
14.Козлова Е.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция нарушений личностного развития, связанных с чрезмерным увлечением ребёнком компьютером. Рекомендации для учителей и родителей - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010.-48 с.
15.Козлова Е.Б. Особенности использования Интернет-ресурсов студентами факультета начального образования / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011 – 254 с. – С. 129-132. -0,3 п.л. - на рус. яз.
16.Козлова Е.Б. Влияние Интернета на структуру личности пользователя-студента / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011 – 254 с. – С. 124-128 -0,3 п.л. - на рус. яз.
17.Козлова Е.Б. Специфика оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями в реабилитационных центрах /Актуальные проблемы реабилитологии: сборник материалов научной школы / М-во образования и науки РФ. Казан. нац. исслед. технол. ун-т/ - Казань: КНИТУ, 2011. – 208 с. – С. 110-115.
18.Макарова В.А., Козлова Е.Б. Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей: коллективная монография. - Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского: – Калуга, 2015.-216 с.
19.Козлова Е. Б. Формирование психологически комфортной и без-опасной образовательной среды как условие подготовки студентов к педагогической деятельности в соответствии с требованиями професси-онального стандарта педагога// Педагогическое образование в России, № 12, 2015, С. 119 – 123
20.Козлова Е.Б., Гущина Н.А. Изучение ценностно-смысловой готовно-сти педагогов к первичному социальному воспитанию ребёнка в до-школьном детстве/ Научные труды Калужского государственного уни-верситета имени К.Э. Циолковского – Калуга, 2016, С. 74-79
21.Макарова В.А., Козлова Е.Б. Психолого-педагогическая работа во-жатых в оздоровительном лагере по профилактике суицидального по-ведения подростков - пользователей социальных сетей /Материалы Все-российской научно-практической конференции «Государственная мо-лодежная политика в системе развития человеческого капитала: наука и практика». - 24-25 апреля 2017 г. / Под ред. Т.К. Ростовской, Н.Л. Сма-котиной, С.Н. Фоминой. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. – 562 с. , С. 320-324
22.Козлова Е.Б. Изучение возможностей применения коуч-технологий в образовании как средство саморазвития личности магистрантов психо-лого-педагогического направления подготовки //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. М.: Издательство «Аналитика-Родис», 2019, № 1А, С. 272-281.
23.Козлова Е.Б. Проблемы понимания и принятия принципов коучинга магистрантами психолого-педагогического направления подготовки // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (23 августа 2019 г., г. Челябинск) – Уфа: Аэтерна, 2019. – 136 с., С. 123-127.
24.Козлова Е.Б. Педагогические идеи К.Э. Циолковского и современное образование / Научное наследие и развитие идей К.Э. Циолковского. Материалы 54-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Часть 2. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»). 2019. 405 с., С. 337-339
24.Козлова Е.Б. Возможности применения коуч-технологий в современ-ном образовании // Современный этап мирового научного развития: материалы международной практической конференции (29 августа 2019 г., Екатеринбург), Отв. редактор Зарайский А.А. – Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», Саратов 2019, 119 с., С. 80-83.