-
Ученая степеньКандидат педагогических наук
-
Ученое званиеДоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Москва
Окончила с отличием Московский педагогический государственный университет в 1997 г. по специальности «Педагогика и методика начального образования» (квалификация «Учитель начальных классов»).
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена в 2001 г. по защите диссертации «Формирование научных представлений о пространстве и времени у младших школьников» (специальность «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования»).
Ученое звание доцента по кафедре естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе (естествознание) присвоено Решением МО РФ в 2005 г.
Стаж научно-педагогической работы в вузе - 22 года: 1997 – 2010 г. – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедр педагогики начального обучения, естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ФОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»; с 2010 г. по настоящее время работает доцентом кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании, департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ).
Являлась экспертом УМО по педагогическим специальностям, разработчиком ФГОС ВО (блок «Методика преподавания естествознание»), рецензировала учебники, учебные пособия, монографии, диссертации, статьи по методике преподавания природоведения (естествознания, предмета «Окружающий мир») и дисциплинам предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» для начальной школы, учреждений СПО, вузов.
Читает лекционные курсы и ведет практические занятия по дисциплинам бакалавриата и магистратуры: «Методика обучения предмету "Окружающий мир"», «Особенности содержания и методики изучения курса "Окружающий мир"», «Основы экологической культуры младших школьников», «Технологии формирования экологической культуры во внеурочной деятельности младших школьников», «Проектирование программ экологического образования детей дошкольного возраста», «Основы естественнонаучного образования дошкольников и младших школьников», «Естествознание с методикой преподавания», «Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании естественнонаучных представлений», «Биоэкологические основы и технологии изучения курса "Окружающий мир"», «Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин», «Социально-гуманитарные основы и технологии изучения курса "Окружающий мир"» и др.
Является разработчиком магистерского модуля «Проектирование и реализация образовательных программ начального образования: предметная область "Обществознание и естествознание"», материалов бакалаврского модуля «Проектирование образовательных программ для начальной школы», лекционно-практических курсов «Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин», «Основы экологической культуры младших школьников» для студентов дистанционной формы обучения; дополнительных профессиональных программ повышения квалификации «Применение инновационных технологий в курсе «Окружающий мир» как реализация ФГОС НОО второго поколения» («Обучение младших школьников предмету «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО), «Научные основы школьных курсов естественнонаучного цикла», «Научные основы школьных курсов гуманитарного цикла», «Реализация деятельностного подхода в курсе «Окружающий мир» в условиях ФГОС НОО II поколения», «Образовательные технологии обучения исследовательской деятельности» и др.
Основные направления научной деятельности:
методика изучения естествоведения и обществознания в школе, вузе и классах раннего развития; непрерывное естественно-экологическое образование – дошкольное, школьное, вузовское; проектирование и реализация образовательных программ начального образования (предметная область "Обществознание и естествознание").
Автор 136 публикаций, в том числе 71 учебно-методической и 65 научных работ, используемых в педагогической практике.
Ее работы неоднократно становились призерами международных конкурсов: пособие «Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте» - победитель II Международного конкурса «Классика образования» в номинации «Экология и сельское хозяйство: к Году экологии в России» (2017); научные статьи «Деятельностная парадигма парадоксальной методики преподавания начального естествознания» - Диплом I степени за участие в конкурсе «Лучшая научная работа» в секции «Педагогические науки» по результатам работы Международной научно-практической конференции «Достижения современной науки» (2018), «Психологизация пропедевтического обществоведческого образования (на примере курса «Учись с увлечением»)» (в соавторстве с Н.В.Кузьминой) - Диплом II степени за участие в конкурсе «Лучшая научная работа» в секции «Педагогические науки» по результатам работы Международной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (2018).
В течение многих лет являлась руководителем секций Московского конкурса исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания», Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», организатором Городского конкурса детской фотографии и рисунка «Я открываю мир».
Постоянный участник многочисленных международных, Всероссийских, городских научно-педагогических конференций, круглых столов, практических семинаров и т.д.
Регулярно повышает квалификацию, в т.ч.: КПК «Психолого-педагогические технологии поддержания и развития творчества учащихся: реализация требований ФГОС» (72 ч, 2015), «Технология интерактивного обучения» (20 ч, 2015), «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» (72 ч, 2016), «Введение в историю искусства» (108 ч, 2017), «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя» (72 ч, 2017), «Экологическое образование и воспитание школьников в контексте ФГОС» (72 ч, 2019) и др.
В 2014 г. награждена грамотой Департамента образования г. Москвы за результативную плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования г. Москвы.
Научные публикации
Автор нескольких монографий, учебников, учебных пособий для вузов и СПО, среди которых:
1.Козина, Е.Ф. Методика преподавания природоведения: программа / Е.Ф.Козина, В.А.Сергеева // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования / Под ред. В.В.Даниловой. - М.: Флинта: Наука, 2000, 2001. - С.144-161.
2.Козина, Е.Ф. Специализация «Преподавание педагогики в средних профессиональных учебных заведениях» / Е.Ф.Козина, С.П. Баранов // Программы специализаций и спецкурсов по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования / Отв. ред. В.В.Данилова, А.Л.Чекин. - М.: Прометей, 2001. - С.45-48.
3.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004, 2008. - 496 с.
4.Козина, Е.Ф. Мир глазами ребенка: пространственно - временная модель / Е.Ф.Козина; Под науч. ред. А.И.Савенкова. - М.: Прометей, 2004. - 262 с.
5.Козина, Е.Ф. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» / Е.Ф.Козина. - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. – 52 с.
6.Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» / Е.Ф.Козина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
7.Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебное пособие / Е.Ф.Козина. - М.: Издательство «Прометей», 2011. - 448 с.
8.Козина, Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах (полный курс): учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. - М.: Экон-информ, 2013. - 228 с.
9.Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, М.В.Нехлюдова, М.С.Смирнова, Т.М.Смирнова. - М.: МГПУ, 2014. - 152 с.
10.Козина, Е.Ф. Модульная организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам естественнонаучного цикла: практикум / Е.Ф.Козина, И.В.Потапов, Т.М.Смирнова. - М.: МГПУ, 2017. - 132 c.
11.Козина, Е.Ф. Естествознание с методикой преподавания. Практикум: учеб. пособие для СПО / Е.Ф.Козина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 256 с. (Серия : Профессиональное образование)
12.Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата / Е.Ф.Козина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 454 с. (Серия : Авторский учебник).
13.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Е.Ф.Козина. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 256 с.
14.Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для СПО / Е.Ф.Козина. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. - 454 с. (Серия : Профессиональное образование).
15.Добротин Д.Ю., Горбаткина И.М., Козина Е.Ф., Курочкина И.Н., Нехлюдова М.В., Смирнова М.С. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»: монография / Д.Ю.Добротин, И.М.Горбаткина, Е.Ф.Козина, И.Н.Курочкина, М.В.Нехлюдова, М.С.Смирнова; под общ. ред. Д.Ю.Добротина. – М.: МГПУ, 2018. – 184 с.