-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Москва
Ковалева Наталья Борисовна
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Организатор и руководитель ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования». Автор идеи и научный руководитель Герменевтического клуба МПГУ. Руководитель научно-исследовательской площадки МПГУ «Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся», научно-исследовательской работой студентов и герменевтических проектов кафедры
Член Общества психологов СССР, Российского психологического общества.
В 1978 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1989 г. - аспирантуру ВНИИ технической эстетики.
В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач».
В 1980-1991 гг. - научный сотрудник группы методологических проблем эргономики ВНИИТЭ. Лектор, тренер и консультант на курсах повышения квалификации изобретателей при ГКНТ и преподавателей техникумов легкой промышленности; на передаче «Что? Где? Когда?»; в бизнес школе, банках и образовательных центрах.
В 1993-1996 гг. - старший научный сотрудник Российско-американского центра непрерывного образования НИИ теоретической педагогики и международных исследований в образовании.
В 2006-2012 г.г. заведовала лабораторией «Технологии понимания» НИИ инновационных стратегий развития общего образования.
С 2013 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории философии образования и дидактики ГБНУ «Московский институт развития образования». затем зав.лабораторией маркетинга и экспертизы педагогических технологий ГБНУ МИРО
С августа 2014 г. по настоящее время доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университет
Область профессиональных интересов: психология личности; психология развития (в том числе детей с ОВЗ и делинквентных подростков), психологическая и педагогическая антропология и антропопрактика; психология одаренности, рефлексивная психология творчества , психология коллективного творчества, психотерапия, психодиагностика, п госпитальная педагогика и педагогика сотворчества, психология творческого мышления, аксиология; акмеология, психология искусства; психология игры. герменевтика, , психосемантика психолингистика, проектная и исследовательская деятельность; психодидактика; философия науки; мышления; культурология;
В 1980-х гг. занималась вопросами возникновения и развития знания в науках нового типа. Участвовала в разработке концепции и методов рефлексивной школы творческого мышления.
В начале 1990-х гг. занималась исследованием креативности и игровых методов США и построением программы образования города Перми.
Автор рефлексивной теории коллективного творчества (совместно с В.К. Зарецким, 1987), рефлексивно-позиционного подхода к организации совместной творческой деятельности (1991) и развитию творческой личности и метапредметных способностей детей и молодежи и становлению профессионализма (2010). и трех производныхгуманитаных технологий нового типа: сюжетно-деятельностной игры (2013) и медиагерменевтики (2015).
Автор ряда инновационных технологий (медиагерменевтика, сюжетно-деятельностная игра), апробированных в десятках образовательных программ основного и дополнительного образования.
Государственные и ведомственные награды
Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2006).
Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2012).
11 октября 2018. Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ № 02731
12 октября 2018 года Диплом лауреата Международной выставка-презентация учебно-методических изданий, Сочи, 2018 за 2 издания.
31 мая 2019. Диплом лауреата Международной Книжной выставки ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк, 29-31 мая 2019 за 2 издания.
26.06.2019. Диплом лауреата конкурса лучших научных работ МПГУ в номинации лучшая научная работа в области социально-экономических и общественных наук. II место (2019).
Достижения и поощрения
08.04.2016. Грамота за вклад в формирование культуры научного исследования, развитие творческого потенциала студентов и плодотворное сотрудничество в создании новых гуманитарных технологий ( СПБ, ЛГУ им. А.С.Пушкина)
28.11.2016. Грамота за яркие результаты, полученные в рамках научно-исследовательской площадки по теме исследовательской площадки МПГУ под руководством Н.Б. Ковалевой
02.12 2017. Грамота за творческий систематический вклад в дело воспитания детей и молодежи, высокое качество преподавания и научно-исследовательской работы
26.11. 2018. Благодарственное письмо за методическую разработку и подготовку мастер-классов «Перспективные профессии 21 века», «Проектирование профессии будущего: новые территории», «Как стать профессионалом в обществе будущего» в рамках профориентационного марафона «Я и моя карьера»
24.06.2019. Грамота за качественную подготовку и проведение мероприятий просветителько-образовательного проекта «Университетские Субботы» в 2018,2019 учебном году.
10.08.2019. Диплом научного руководителя за отличную подготовку студентки Гудковой А.А., получившей 1 место в блиц олимпиаде Всероссийского конкурса "Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС". Номер диплома: TSR – 4093.
27.01.2020. Благодарность за блестящую организацию V Всероссийская научно-практическая конференция МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды» и высокие достижения в научно- практической деятельности
Дополнительная информация
Н.Б. Ковалева является продуктивным руководителем НИРС кафедры: при ее консультировании сделано около 200 докладов и мастер-классов, опубликовано более 130 научно-исследовательских работ, получено более 30 дипломов и грамот как победителей во всесоюзных и международных конкурсах студенческих работ. За 5 лет при ее научном руководстве блестяще защищено 17 дипломных работ. В 2019 и 2020 состоялся выпуск двух групп бакалавров кафедры психологической антропологии, успешно закончивших программу «Практическая психология детства». Еще одним важным направлением приложения сил является Герменевтический клуб, совместно с участниками которого регулярно проводят встречи по обсуждению значимых культурных образцов, выездные образовательные сессии, тренинги, конференции, сюжетно-деятельностные игры форумы, лагерные программы, посвященные актуальным проблемам и важным событиям.
Н.Б. Ковалева активно принимает участие в проекте «Университетские субботы» с января 2013 года; развивает герменевтические проекты кафедры, ведет вебинары и лекции по проблемам психолого-педагогических условий развития личности, сценирования развивающих занятий, принципов организации коллективного творчества и сотрудничества в рамках дополнительного образования, ее видео-лекции представлены на порталах «Универсарий» и «Фоксфорд», МПГУ
Наукометрические показатели: РИНЦ: – общее количество размещенных статей 56, число цитирований 1135, индекс Хирша =14; H-index Web of Science =3.
Учебные курсы бакалавриата и магистратуры МПГУ
Общая программа «Практическая психология детства»;«Введение в возрастную психологию, «Возрастная психология и педагогика», «Психология развития», «Психологическая антропология», «Герменевтика культуры» «Диагностика и развитие познавательных процессов», «Диагностика и развитие личности»; «Психология развития», «Нарративные практики», «Основы психотерапии», «Психология творчества и рефлексии», «Психологическая служба в образовании», «Технологии проектной и исследовательской деятельности», «Медиация: тренинг управления», «Психология понимания в современной медиасреде», «Психолого-педагогические модели и технологии организации образовательного процесса», «Психология мышления и сознания, в том числе детей с ОВЗ. Виртуалистика»; «Медиагерменевтика» (авторское направление в науке), «Коллективная психология творчества» «Рефлексивная психология» «Медиаобразование»; «Символы и знаки» «Психология коллективного творчества», «Психология творчества и одаренности», «Психология понимания», «Психология общения», «Сопровождение семьи особого ребенка в послешкольный период» («Психологическое сопровождение семьи особого ребенка»), «Групповые технологии в работе с родителями детей, находящимися на длительном лечении»
Программы молодежных форумов и сюжетно-деятельностных тренингов и «Человек 21 века: ценности, поступки, мировоззрение», «Феномены понимания в эпоху цифры», «Выбор профессии будущего», Мост через бездну: становление профессионалом будущего», «Образ профессионала третьего тысячелетия» «Настоящее творчество или как преодолеть стереотип»; тренинги эффективной коммуникации, командообразования»
Программы ПК и ППК для педагогов и психологов:
«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников», «Активные методы обучения» «Введение различных типов деятельности в образовательный процесс» « Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности», «Психология медиации», «Возрастная психология и антропология», «Рефлексивно-позиционные технологии развития личности и способностей учащихся»
«Проектирование профессии будущего» ( для 7-11 классов)
Исследовательские проекты и гранты (за последние 5 лет)
- НИР-11 «Уровневые, институциональные и категориальные особенности содержания ДПО» (МИОО, 2015)
- 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Россотрудничество. 2015)
- 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Россотрудничество. 2015)
- НИР «Исследование дидактических подготовок формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания№ 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (МПГУ, 2015- 2017)
- Грант РФФИ №18-513-00003 Бел_а "Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи" (2018 – 2020). соисполнитель
Организация и участие в конференция в качества эксперта и докладчика
(за последние 5 лет)
1-V Весенняя школа психологов, МПГУ; 2015-2019 (организатор и основной ведущий)
1-V Фестиваль образовательных технологий современной антропопракики, МПГУ, 2015-2019
(автор программы, организатор, ведущий секций, пленарный доклад)
1-V Межвузовская конференция молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития», МПГУ: весна 2015- 2019, ведущий секций
XIII-XIV Международная конференция «Психология 21 века», ЛГУ им. А.С. Пушкина 2016-2019, (ведущий секций, пленарные доклады)
II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: история и современность», МПГУ, 2016, 10-11 октября (чден комитета, пленарный доклад, секция)
Международная научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания» в рамках конгресса к 120- летию Л.С. Выготского, МПГУ, 2016, 15-16 ноября (член комитета, ведущий секции, доклад)
Международная молодежная конференция по энергетике в рамках Международной выставки молодежных проектно-исследовательских работ MILSET Vostok Expo-Sciences, МПГУ, 2016 , 17-19 ноября (пленарный доклад, руководитель)
VIII Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» МПГУ, 2016, 17-19 ноября (член оргкомитета, доклад, секция)
1-IV Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности в условиях современной медиасреды», МПГУ, 2015-2019, (автор программы, организатор, ведущий секций, пленарный доклад, мастер-класс)
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология творчества и одаренности», МПГУ, 20-21 апреля, 2018 (член комитета, ведущий секции, доклад)
II-III Фестиваль-конференция Мир детства и юношества в науке, искусстве и практике, 2018 -2019гг), Москва ФГБОУ ВО МПГУ, Институт изящных искусств, художественно-графический факультет, (доклад, ведение секции)
Международная Книжная выставка ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк, 29-31 мая 2019, (диплом лауреата).
Международная выставка-презентация учебно-методических изданий, Сочи, 2018, 10-13 октября (диплом лауреата)
Студенческая конференция «Теория и практика современного воспитания: междисциплинарность, герменевтика, инноватика», МПГУ, 15.06. 2019 (организатор, ведущий, пленарный доклад)
32-ая Московская межд. книжная выставка ВДНХ, Москва, 4-8 сентября 2019 (диплом лауреата).
Всероссийская юбилейная научная конференция с международным участием, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые научные направления», Москва, Ипран, 21.11. 2019.
XV Международная научно-практическая конференция «Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях», СПБ, ЛГУ им А.С.Пушкина, 28- 29 ноября 2019, (пленарный доклад, секция)
VII Всероссийская научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды», МГППУ, 12-13 декабря 2019 (доклад)
V Всероссийская научно-практическая конференция МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды», МПГУ, 27 и 29 января 2020.
Дистанционная юбилейная XLV международная выставка-презентация, РАЕ, май-июнь, 2020.
VII Московский международный салон образования-2020. РАЕ, 26-29 апреля 2020 года и 28-30 мая 2020 г.
33-я московская международная книжная выставка на ВДНХ, 2-6 сентября 2020 года (павильон 75)
XLVI Международная юбилейной выставки-презентации научной, технической, учебно-методической и художественной литературы на платформе.https://expo-books.ru/, осень, 2020.
Всероссийская научно-практическая конференции «Гражданская идентичность в пространстве современной школы», Российский государственный университета им. А. Н. Косыгина, Москва, 12 ноября 2020.
VI Международная научной конференция «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», Самара, 26 ноября 2020
II Международной научно-практическая онлайн-конференции «ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА», 27 ноября 2020, МГПУ, Москва
Список публикаций Ковалева Н.Б. (Сазонтьева Н.Б.)
включает более 150 работ.
Научные публикации
Учебно-методические пособия и монографии:
1.Сазонтьева Н.Б. Эргономика в определениях: Методические материалы М.: ВНИИТЭ, 1980. 135 с. Член редакционного совета
2.Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство (изд. 2-ое перераб.). М.: ВНИИТЭ, 1983. 184 с. Член редакционного совета.
3.Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества / Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
4.Ковалева Н.Б. Введение в психологию коллективного творчества: Учеб.-метод. пособие. М.: ВГКПИ, 1988. 224 с.
5.Лим Е.С., Ковалева Н.Б. Методы изучения коллективной деятельности. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 30 с.
6.Ковалева Н.Б. (соавт.) Методы исследования коллектива. Методические рекомендации Часть 2. М.: МТИ, 1989. 32 с.
7.Ковалева Н.Б.(соавт.). Игровые методы обучения. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 62 с. (2 п.л).
8.Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Методические указания по диагностическому комплексу исследования личности с целью организации активных методов обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1990. 49 с.
9.Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М.: Минлегпром СНГ, 1992. 49 с.
10.Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений Минлегпрома СССР. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1991. 36 с.
11.Ковалева Н.Б. (в составе авторского коллектива). Программа развития системы образования города Перми до 2000 года. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1996. 110 с.
12.Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред. Алексеевой Л.Н., Афиногенова А.М., Ковалевой Н.Б. М.: МИОО, 2008. 160 с.
13.Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 204 с.
14.Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. Акчурина Н.Н., Ковалева Н.Б. и др. / Под ред. Г.Е. Брынцевой, С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
15.Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 163 с.
16.Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография. Зверев С.М., Ковалева Н.Б., Слободчиков В.И. и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 397 с.
17.Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям): Коллективная монография. Зверев С.М., Леонтович А.В., Лещенко С.И., Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. / под ред. Д.В. Тузова. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 75 с.
18.Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. 2-е изд. М: МПГУ, 2018. 204 с. DOI: 10.23682/94688
19. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c. DOI: 10.23682/94643
20.Ковалева Н.Б., Давыдова Н.В., Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2019.148 с.
Статьи в научных сборниках и монографиях.
21.Ковалева Н.Б. Игровые и психотехнические методы в практике образовательных услуг // Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США, М., 1994. С. 64-74.
22. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 7-13.
23.Зарецкий В.К., Сазонтьева-Ковалева Н.Б. Изучение творческого мышления в условиях предъявления «подсказки» // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1990. С. 187-200.
24.Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. С. 89-110.
25.Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб московских школьников проект нового коммуникативного пространства молодежи // Вестник НИИИСРО 2010-2011. М.: НИИИСРО С. 192-206.
26.Ковалева Н.Б. Исследование процессов понимания и порождения смыслов в рамках городского турнира «Знатоки чтения» памяти В.В.Давыдова // Вестник НИИИСРО 2010-2011, М.:НИИСРО С. 362-377.
27.Ковалева Н.Б. (с соавторами). Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности // Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С. 7-31.
28.Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб московских школьников проект нового коммуникативного пространства молодежи // Вестник НИИИСРО 2010-2011. М.: НИИИСРО С. 192-206.
29.Ковалева Н.Б. Исследование процессов понимания и порождения смыслов в рамках городского турнира «Знатоки чтения» памяти В.В. Давыдова // Вестник НИИИСРО 2010-2011, М.: НИИСРО С. 362-377.
30.Ковалева Н.Б. Подростки на перекрестке миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта // Сборник научных статей «На пороге взросления». М.: МГППУ, 2012. С. 185-196.
31.Ковалева Н.Б. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции в исследовательской деятельности // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в двух томах. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. I том. С. 250-261.
32.Ковалева Н.Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей М.: МГППУ, 2013. 214-226. http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013
33.Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции, 17-19 октября 2013 г. / под. ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 480-487. http://jarki.ru/wpress/2013/09/27/3291/
34.Ковалева Н.Б. Принципы достижения метапредметных и личностных результатов образования на основе проектной и исследовательской деятельности // Развитие научно-практического образования в старшей школе. Том 1. Развитие научно-практического образования в старшей школе: Научно-методический сборник в двух томах / Составитель профессор А.С. Обухов. М.: ООДТП «Исследователь», 2013. 228 с.
35.Ковалева Н.Б. (с соавторами). Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности // Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С. 7-31.
36.Ковалева Н.Б. Концептуальное представление и проектирование образовательных технологий // Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 308-348.
37. Ковалева Н.Б. Инновационные представления о моделировании образовательных технологий реализации вариативной части ППССЗ // Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям). Коллект. монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 54-64.
Статьи Scopus, Web of science.
38. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64 72. (Web of science, ВАК) http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013
39.Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 9-25. (WOS, ВАК) https://www.mediagram.ru/netcat_files/101/119/h_fc7891c79755166845662820e291c523
40. Mitina, I. D., Vasyakin, B. S., Pozharskaya, E. L., Berezhnaja, M. S., Kovaleva, N. B. (2017). The Development of Psychological And Pedagogical Support For The Students’ Social And Professional Self-Determination System. Modern Journal of Language Teaching Methods, 7 (12), 275-285. (Web of Science).
41. Kovaleva, Natalia B. & co (2019) Self-reflection technologies to design the developmental environment for the professional formation of sports teachers // Journal of Human Sport and Exercise,14 (Proc5), S2103-S2115. doi:10.14198/jhse.2019.14.Proc5.31 (Scopus, Corresponding author)
Статьи ВАК
42. Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11-12, c. 75-79. (ВАК)
43. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123. (ВАК)
44. Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №1. С. 39-45. (ВАК)
45. Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 4. С. 72-75. (ВАК)
46. Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъектности в пространстве диалога // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №4. С. 133-138. (ВАК)
47. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-233. (ВАК)
48. Ковалева Н.Б. Моделирование условий развития личностной позиционности в рефлексивно-позиционном подходе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №6. С. 32-34. (ВАК)
49. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностная игра образовательная технология моделирования диалогического пространства // Вестник Психологии ЛГУ им. Пушкина. 2016. № 2. С. 22-33. (ВАК)
50. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к исследованию и развитию метапредметных способностей студентов // Научное мнение. № 10. С 124-128. (ВАК)
51. Ковалева Н.Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 59-65. (ВАК)
52. Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238-248. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20043 (ВАК)
53. Ковалева Н.Б. Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя // Психология и Психотехника. 2016. № 4. С.330-342. DOI: 10.7256/2070-8955.2016.4.19891 (ВАК)
54. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные решения для развития творческого профессионализма педагогов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 49-64. (ВАК)
55. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии подготовки педагогов и психологов новой квалификации // Научное мнение. 2016. №11. С. 103-106.
56. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогическое сценирование ситуаций личностного развития в медиакультуре // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 496-502. (ВАК)
57. Ковалева Н.Б. Феномены понимания в медиакультуре // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 114-126. (ВАК)
58. Ковалева Н.Б. Обретение позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы рефлексии и самоопределения // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 7-16. (ВАК)
59. Ковалева Н.Б. Cредства и перспективы развития личности и способностей учащихся в медиакультуре на основе рефлексивно-позиционного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. т. 5. № 3 (16). С. 270- 274 (ВАК).
60. Ковалева Н.Б. Развитие ценностно-мотивационных ориентаций младших школьников с использованием рефлексивно-позиционных технологий // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 8 (52). С. 68-74 (ВАК).
61. Ковалева Н.Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-321 (ВАК).
62. Ковалева Н.Б. Психологические особенности развития личностной и познавательной сферы дошкольников с логопедическими нарушениями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 317-320 (ВАК).
63. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир психологии. 2019, № 4. С. 264- 273 (ВАК)
64. Семенов И.Н., Ковалева Н.Б., Степанов С.Ю. Развитие рефлексивно-творческих ресурсов человеческого капитала в контексте психолого-педагогической концепции Д.И. Фельдштейна (К 90-летнему юбилею) // Мир психологии. 2019, № 4. С. 273- 288 (ВАК)