Ковалев Андрей Борисович
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Москва

Ковалев Андрей Борисович окончил Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1980) по специальности "дирижер хора", музыкально-педагогический факультет МГОПУ (1998)по специальности "музыкальное образование". В 2001-2004 гг. - соискатель на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов МГК им. П. И. Чайковского. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - XX веков. Специфика жанра и организация цикла" (2004), ученой степени доктора искусствоведения "Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века: жанровая типология" (2018). Научный руководитель кандидатской и научный консультант докторской диссертации - доктор искусствоведения, профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов МГК им. П. И. Чайковского О. В. Комарницкая.

С 2010 г. работает в Академии хорового искусства имени В. С. Попова. С 2013 г. - доцент, с 2021 г. - профессор кафедры истории и теории музыки. Преподаваемые дисциплины: теория богослужебного пения, латинские певческие тексты, сольфеджио, гармония, теория музыкального содержания, исполнительская интерпретация, научное руководство ВКР студентов и ассистентов-стажеров, научное руководство аспирантов. Ученик - А. С. Полторухин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова" (2012).

Научные публикации

МОНОГРАФИИ

С.В.Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки: исследование. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015. – 104 с.

Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX – начало XXI веков): монография / Редактор – И.Н.Вановская. – Тамбов: Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка», 2018. – 372 с.

Духовная музыка Н. С. Голованова: монография (в соавторстве с А. С. Полторухиным) / Редактор      И. Н. Вановская. – Тамбов: Музей-усадьба С.В. Рахманинова "Ивановка", 2019. – 160 с.

Духовная музыка С. В. Рахманинова: монография / Редактор И. Н. Вановская. – Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова "Ивановка", 2022. – 136 с. 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

История и теория богослужебного пения: учебное пособие. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. – 283 с.

Анализ произведений русской духовной музыки: учебно-методлическое пособие. - Тамбов: Музей-заповедник С. В. Рахманинова "Ивановка", 2024. - 68 с.

СТАТЬИ В РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ ПО СПИСКУ ВАК:

Литургия Иоанна Златоуста как новый этап в развитии жанра [о Литургии св. Иоанна Златоуста Н.Н.Сидельникова] // Музыкальная академия. – 2005. – № 4. – С.48-56.

Литургические основы "Запечатленного ангела" // Музыкальная академия. – 2007. – № 4. – С.16-23.

Богослужебные хоровые циклы в творчестве Владислава Успенского // Музыкальная академия. – 2012. – № 3. – С. 37-42.

Духовный концерт «Богородичные песнопения» Андрея Микиты: жанровые и композиционные особенности // Обсерватория культуры. – 2014. – № 6. – С. 42-47.

Тенденции и направления в русской духовной музыке второй половины XIX – начала XX и на рубеже XX – XXI веков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. Ч.1.; URL: www.science-education.ru /122-20916 (дата обращения: 29.07.2015).

Вопросы становления и развития русской духовной музыки // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 10. – ч. II. – С. 85-87.

«В молитвах неусыпающую Богородицу» С.В. Рахманинова в контексте развития жанра духовного концерта // Музыковедение. – 2015. – № 10. – С. 41-46.

Авторское духовно-музыкальное произведение: специфика жанра // Обсерватория культуры. – 2015. – № 5. – С.89-93.

Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX – начала XXI века // Музыкальная академия. – 2015. – № 4. – С.54-59.

Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.Т.Гречанинова // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – Вып.1 (21). – С.109-120.

Всенощное бдение Г.П.Дмитриева и В.А.Успенского: новое прочтение традиционного жанра // Вестник славянских культур. – 2016. – Т.42. – С. 208-221.

Специфика авторского духовного произведения в условиях внебогослужебного исполнения // Художественное образование и наука. – 2017. – № 1(10). – С. 95-100.

Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX-XXI вв.: жанровые и стилевые особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – Вып. 25. – С.95-106.

«Светлое Воскресение» В.И.Рубина: жанровые и драматургические особенности // Вестник славянских культур. – 2017. – Т.45. – С.205-214.

«Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности // Обсерватория культуры. – 2017. – Т.14 (№ 4). – С.438-444.

Особенности воплощения богослужебно-певческой структуры песнопений в композиторском творчестве на рубеже XX-XXI вв. (на примере 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 11. – С. 85-89.

Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX – XXI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – Вып. 28. – С.159-169.

Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования //Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – Вып. 32. – С. 139-150.

Современная духовная музыка: вопросы терминологии //Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 36. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 196 – 204.

Симфонические танцы:80 лет спустя. Часть 1: Посвящение великому оркестру (в соавторстве с Н. М. Зейфас, С. А. Гончаровой)//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород: Нижегород. гос. конс. им. М. И. Глинки, 2020. – Вып. 2(56). – С. 10-22.

Литургический аспект в творчестве С. В. Рахманинова //Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. – Вып. 39. – С. 99 – 114.

Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003–2020 гг.: путь к созданию богослужебного хорового цикла //Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 44. – М.: Изд. ПСТГУ, 2021. – С. 155 - 167. 

Балет Н. Н. Сидельникова "Степан Разин": особенности сценического воплощения //Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, 2023. – № 1(84) – С. 6-16.

О книге В. Н. Холоповой «Путь по центру. Композитор Родион Щедрин» (рецензия) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, 2023. - № 2 (45). – С.118-122.

Малые циклы песнопений во Всенощном бдении ор. 37 С. В. Рахманинова: образно-тематическое содержание и особенности композиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2023. – Вып. 52. – С. 98–106.

Духовная музыка С.В. Рахманинова: вопросы жанровой специфики и исполнительства // Проблемы музыкальной науки. Российский научный журнал. – 2024. - № 1 (54). – С. 112-123.

Ю. Шерлинг. Оратория «Exodus Triada»: образное содержание и композиция // Художественное образование и наука. Научный журнал. – 2024. - № 1 (38). – С. 117-125.

 

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Авторский хоровой цикл Литургии в русской музыке конца XVIII-XX веков // Жизнь религии в музыке. Сб. статей / СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А.Хопрова. – Спб.: Изд-во «Сударыня», 2006. – С.20-37.

Жанровые аспекты русской духовной музыки последней четверти XX века // Христианские образы в искусстве: Сб. трудов 170. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2007. – Вып. 1. – С.41-49.

Древнерусское церковное пение в осмыслении певчего начала XXI века // Гедевановские чтения. Сб. науч. трудов / ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова / Ред.-сост. И.М.Ромащук. – М., 2009. – С.5-15.

Знаменное пение на рубеже XX-XXI веков: миф или реальность? // Музыка в системе межкультурных коммуникаций. Сб. тр. по материалам конф.16-17октября 2008. / ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова. – М., 2009. – С.166-174.

Литургия и Всенощное бдение С.В.Рахманинова: к проблеме жанровой специфики // С.Рахманинов: на переломе столетий. Сб. материалов Международного симпозиума «С.Рахманинов: на переломе столетий» / Ред. Л.Н.Трубникова. – Харьков: ФОП Носань В.А., 2010. – Вып. 7. – С. 110-119.

Русская духовная музыка на рубеже XX-XXI веков // Жизнь религии в музыке. Сб. статей / СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А.Хопрова. – Спб.: Изд-во «Северная звезда», 2010. – Вып.4. – С.225-238.

Богослужебное пение и духовная музыка: к вопросу о различии понятий и их историческом взаимодействии //Вестник АХИ. – 2011. – № 1. – С. 13-22.

Исповедальная интонация Литургии Владислава Успенского. Навстречу 75-летию со дня рождения композитора //Вестник АХИ. – 2012. – № 2. – С.49-66.

Знаменное пение на рубеже XX-XXI веков: возвращение из безмолвия //Жизнь религии в музыке. Сб. статей / СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А.Хопрова. – Спб.: Изд-во «Северная звезда», 2012. – С.225-231.

К вопросу о жанровой специфике духовно-музыкальных сочинений в творчестве русских композиторов XIX-XX веков // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Сб. научн. статей / МГИМ им. А.Г.Шнитке. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – Вып. 6. – С.145-151.

Прикосновение к сокровищам национальной духовной культуры // Гедевановские чтения. Наука и образование. Статьи и материалы /ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова / Ред.-сост. И.М.Ромащук.– М., 2013. – Вып.4. – С. 110-119.

На пересечении отечественной и западноевропейской традиций: русская духовная музыка в композиторском творчестве XVIII-XX веков // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сборник научных статей / МГИМ им. А.Г.Шнитке. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – Вып. 7. – С. 110-116.

Хоровые циклы Литургии и Всенощного бдения С.В.Рахманинова: к вопросу о жанровой специфике // С.В.Рахманинов и мировая культура: Материалы V Междунар. научно-практ. конф., 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» / Ред.-сост. И.Н. Вановская. – Ивановка: РИО МУРИ, 2014. – С 40-49.

К вопросу о специфике нетрадиционных жанров русской духовной музыки на рубеже XX-XXI веков: на примере произведений Р.Щедрина «Запечатленный ангел» и Ю.Буцко «Литургическое песнопение» // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сб. научных статей. Вып. VIII. /МГИМ им. А.Г.Шнитке. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015. – С. 100-107.

Русская духовная музыка: традиции и современное композиторское творчество. Беседа с композитором А.И.Микитой // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2016. – № 2 (17) – С.83-89.

Богослужебно-хоровые произведения С.В.Рахманинова в связи со спецификой традиционных жанров русской духовной музыки на рубеже XX—XXI веков // С.В.Рахманинов и проблема исторической памяти России: материалы Международной научно-практической конференции, 3-4 дек. 2015 года / Санкт-Петербург: Арт-Холдинг «Рахманинов»; Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» / Ред.-сост. И.Н. Вановская. – Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. – С.72-79.

Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX-XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – С.344-349.

Песнопения Всенощного бдения в творчестве композитора М.С.Симакова // Вестник АХИ. – 2016. – № 6. – С. 118-129.

Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец //С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. – Тамбов, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. – С. 30-40.

К вопросу о типологии русской духовной музыки //Духовная музыка России и Австрии: Сб. статей по материалам междунар. конференций офиц. программы перекрестного Года музыки и культурных маршрутов Россия – Австрия 2018 / Российский нац. музей музыки; под ред. А. В. Булычевой и А .А. Сафоновой. – М: Первый том, 2019. – С. 158-171.

К 100-летию МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Некоторые размышления о творческом пути и тенденциях развития режиссерского музыкального театра. Электронный ресурс. 

Верность принципам. Заметки о творчестве балетмейстера Алексея Чичинадзе. Электронный ресурс. 

Знаменное пение на клиросе РПЦ: опыт богослужебно-певческой практики //Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. / ред.-сост. С. И. Хватова. – Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2020 – Том 1. – С. 115-129.

С. В. Рахманинов и знаменный роспев //Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории: сб. статей. – Ростов н/Д: РГК ии. С. В. Рахманинова, 2020. – С. 261-271.

Композитор Н. С. Голованов – младший представитель Нового направления //Современная музыкальная культура и образование. Сб. статей по материалам Международной научно-практ. конф., посвященной 75-летию со дня образования Хорового училища имени А.В. Свешникова. – М.: Композитор, 2020. – С. 129-134.

«Симфонические танцы» С. В. Рахманинова: идейно-образное содержание и жанровая специфика //Вестник АХИ. – М.: Композитор, 2021. – № 10. – С. 39-49.

О некоторых аспектах терминологии в области русской духовной музыки на рубеже XX–XXI веков //IV Международный конгресс Общества теории музыки "Термины, понятия и категории в музыковедении". Материалы конгресса. Казань 2-5 октября 2019 г. - Казань: Казанская гос. консерватория, Моск. гос. консерватория, 2021. - С.291-300.

Особенности анализа духовной музыки эпохи русского классицизма на примере Концерта № 12 Д. С. Бортнянского //ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. Сетевой электронный научный журнал. – 2022. – № 1 (2). – С.17-24.

Русская духовная музыка вне богослужения: жанровые и исполнительские особенности //Российское дальневосточное искусство и мир.  Международная  научная  конференция,   Владивосток, ДВФУ, 8–9 апреля 2021 г. : сборник материалов / ред. кол.: Г.В. Алексеева (отв. ред.), Н.В. Толстая. – Владивосток : Изд -во Дальневост. федерал. ун-та, 2022. –  С. 208-214.

Два песнопения из Всенощного бдения ор.37 С. В. Рахманинова: «Свете тихий», «Богородице Дево, радуйся». Из опыта музыкально-литургического анализа //ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. Сетевой электронный научный журнал. – 2022.– № 4(5). –  С. 29-36.

Традиционные жанры русской духовной музыки в творчестве    С. В. Рахманинова: некоторые аспекты  проблематики // С. В. Рахманинов  и  мировая  культура:  материалы  VII  международной научно-практической  конференции,  23—24  мая  2023  года:  посвящается 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова / М-во культуры Тамб. обл., Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская.  — Тамбов:  Музей-заповедник  С. В. Рахманинова  «Ивановка», 2023. — С. 5-16.

Г. В. Свиридов. «Песнь очищения». Из опыта музыкально-литургического анализа произведений рубежа XX-XXI веков // ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. Сетевой электронный научный журнал. – 2023.– № 4(9).–  С. 18-26.

«Свете тихий» Н. С. Голованова и … загадка темы вступления к Третьей симфонии С. В. Рахманинова» // ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. Сетевой электронный научный журнал. – 2024.– № 1(10) –  С. 7-15.


Последняя редакция анкеты: 19 ноября 2024