-
Ученая степеньдоктор технических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеТехнические науки
-
РегионРоссия / Томская область
Косинцев Виктор Иванович – д.т.н., профессор кафедры общей химической технологии химико-технологического факультета, Заслуженный профессор ТПУ, Заслуженный химик РФ, Заслуженный работник Высшей школы РФ родился 17 июня 1939 г. в г. Нижний Тагил Свердловской обл.
Его родители – выходцы из крестьянской семьи. Отец – Иван Петрович Косинцев (1901–1979) окончил два класса церковно-приходской школы, был талантливым умельцем, участником гражданской войны. Мать – Афанасья Кузьмовна Косинцева (Чувакова) (1904–1979) не имела школьного образования, носила почетное звание «Мать героиня». Пятеро ее детей получили высшее образование. Среди них – два доктора и один кандидат наук. Родители работали в подсобном хозяйстве отдела рабочего снабжения Нижнетагильского металлургического комбината.
После окончания средней школы № 6 в г. Н. Тагил в 1956 г. Виктор Иванович приехал в г. Томск-7 (ныне г. Северск) к старшему брату Феоктисту Ивановичу (впоследствии д.т.н.), ставшему ему наставником. Здесь В.И. Косинцев работал аппаратчиком на Сибирском химическом комбинате и готовился к поступлению в вуз, посещая школу рабочей молодежи. В 1957 г. он поступил в Томский политехнический институт на физико-технический факультет, который окончил в 1963 г. по физико-химической специальности с присвоением квалификации инженера-технолога.
Студенческие годы Виктора Косинцева наполнены напряженной учебой и активной общественной работой – ответственный за быт в студенческом общежитии на ул. Кирова, 4, председатель студсовета, член комитета ВЛКСМ ТПИ, член и заместитель председателя Совета студенческих общежитий г. Томска.
По словам В.И. Косинцева определяющую роль в его становлении как специалиста и ученого сыграли преподаватели ХТФ и ФТФ: Г.Н. Ходалевич, А.Г. Стромберг, Н.Н. Норкин, П.И. Востриков, И.М. Зинченко, Н.П. Курин, Г.В. Каляцкая, Б.Ф. Шашкин и др. «Физико-химики» все виды практик, включая преддипломную, проходили на предприятиях химической промышленности (на рабочих местах).
Дипломная работа студента В. Косинцева «Синтез пентафторида и гептафторида йода», выполненная под руководством ст. преподавателя каф. 43 П.И. Вострикова, имела теоретическую и прикладную ценность: был сделан шаг в поисках перспективных новых фторирующих агентов, заменителей элементарного фтора.
После отличной защиты дипломной работы Виктор Иванович был распределен на кафедру 43 (в настоящее время кафедра химической технологии редких элементов – ХТРЭ): инженер, ст. инженер лаб. № 4. В сотрудничестве с И.М. Зинченко и своим братом Вл.И. Косинцевым под руководством основателя сибирской научной школы технологии атомной промышленности Н.П. Курина (профессора с 1968 г.) принял участие в разработке технологической линии по очистке газов одного из цехов Сибирского химического комбината, в проектировании и изготовлении части аппаратов и запуске всей технологической цепочки.
В 1991 г. В.И. Косинцев возглавил ХТФ. В эти тяжелые годы перестройки в должности декана он работал 10 лет. Это было время напряженного труда по реконструкции материальной базы (модернизирован и отремонтирован старейший учебный корпус № 2, проведен капитальный ремонт в главном общежитии ХТФ по ул. Вершинина, 46) и развитию научно-образовательного процесса в соответствии с двумя первыми Комплексными программами развития ТПУ.
В числе многих реализованных проектов Виктора Ивановича – аккредитация общеинженерных дисциплин, открытие Ученого совета по защите докторских диссертаций, создание УНПК «Химическая технология», восстановление университетской лаборатории грануляции и окомкования сыпучих дисперсных материалов на базе кафедр ОХТ и ТСиНВ, организация работы стеклодувной мастерской, обеспечивающей заказы ТПУ, заключение договоров с зарубежными фирмами о совместной научно-исследовательской работе, участие в выставках-ярмарках, создание факультета повышения квалификации для учителей школ г. Томска и области по курсу общей и неорганической химии, работа лицея, разработка системы оценки рынка интеллектуального труда для прогнозирования потребности в специалистах и дополнительных видах образовательных услуг.