Колычева Зоя Ивановна
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Тюменская область

Колычева Зоя Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания. Общий стаж педагогической деятельности составляет более 35 лет. Практическая деятельность началась с работы старшей пионерской вожатой в сельской школе в 1970 году. После этого учеба на биолого-химическом факультете Курганского государственного педагогического института, работа в течение шести лет учителем химии в сельской школе. За успешную педагогическую деятельность награждена Нагрудным знаком "Лучшему учителю-комсомольцу".

Работа в высшей школе началась с 1982 ассистентом на кафедре химии Курганского государственного педагогического института, которая прерывалась обучением в аспирантуре. С 1991 года работа на кафедре химии и методики преподавания химии ГОУ ВПО "Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева" в должности доцента, затем должности профессора, проректора по научной работе.

За период работы в высшей школе велись различные дисциплины для различных специальностей и направлений по кафедре химии и методики преподавания химии (неорганический синтез, органическая химия, органический синтез, биологическая химия, методика преподавания химии), а также спецкурсы (педагогические технологии, методика решения химических задач), курсы по выбору (химическая валеология, биохимические основы здорового образа жизни, актуальные проблемы методики преподавания химии). Постоянно осуществлялось и осуществляется руководство курсовыми и дипломными работами, педагогической практикой студентов, в последние годы - руководство аспирантами по специальности "теория и методика обучения и воспитания (химия)". Занятия проводятся на достаточном научном, теоретическом и методическом уровнях.

В должности проректора по научной работе проводится разнообразная работа по всем основным показателям научно-исследовательской деятельности вуза (организация научных исследований и их финансирование, повышение кадрового потенциала, организация студенческой науки, издательская деятельность, организация и проведение научно-технических мероприятий и др.). Реализуются научные проекты и программы вузовского ("Развитие научного потенциала вуза"), регионального (Областная целевая научно-техническая программа, программа Уральского отделения Российской Академии Образования - "Образование в Уральском регионе: научные основы инноваций") и всероссийского (Всероссийская целевая научно-техническая программа) уровней. Открыты 9 новых специальностей аспирантуры. Выпущено 7 номеров научного издания института "Вестник ТГПИ". Отрыты два региональных диссертационных совета по защите кандидатских диссертаций по филологическим и историческим наукам.

Ежегодно проводятся ряд традиционных для ТГПИ им. Д.И.Менделеева научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней ("Менделеевские чтения", "Виноградовские чтения", "Знаменские чтения", "Проблемы педагогической инноватики", "Диалог культур и цивилизаций", "Проблемы межкультурной коммуникации" и др.). Организуются мероприятия студенческой науки (научные проекты, смотры, конкурсы, олимпиады, конференции и пр.).

Все аккредитационные показатели деятельности института по научно-исследовательской деятельности в последние годы соответствуют статусу вуза или превышают его.

За успешную, многолетнюю и плодотворную работу награждена грамотами различного уровня, Нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования".

Методическая работа непосредственно связана с профессиональной деятельностью. Практически по всем преподаваемым курсам разработаны и выпущены программы (5) учебные пособия (12) и методические рекомендации (10). Общее количество учебно-методических работ - 40, среди них 3 пособия с грифами УМО и УМЦ, которые рекомендованы для межвузовского использования ("Биологическая химия", "Теоретические основы педагогической технологии", "Технологии социального развития личности в образовательном процессе").

Многие годы не прерывается связь со школой: осуществляется химическая подготовка школьников в классах с химическим и медицинским профилем, подготовка и проведение олимпиад по химии городского, районного и областного уровней; периодически проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей; осуществляется научное руководство экспериментальной и инновационной деятельностью образовательных учреждений. В последние годы проводятся консультации для образовательных учреждений и учителей по реализации национального проекта "Образование", написанию инновационных проектов и программ развития. Осуществляется постоянное сотрудничество с органами управления образованием через участие в работе информационно-методического центра при комитете по образованию г.Тобольска и отдела образования Тобольского района, проведение фестивалей педагогических идей, смотров-конкурсов педагогического мастерства, работу в конкурсных комиссиях и комиссиях по отбору лучших образовательных учреждений и лучших учителей и др.

После обучения в аспирантуре (1984-1987), в 1987 защищена кандидатская диссертация по специальности "теория и методика обучения и воспитания (химия)" в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. В 1992 получено ученое звание доцента.

В настоящее время ведется работа над докторской диссертацией - 2002-2005 гг. соискательство на кафедре педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (http://www.planetarium.ru).

Научные интересы связаны с проблемами подготовки учителя: социальное воспитание, социальное развитие личности будущего учителя, реализация ноосферных идей в процессе профессиональной подготовки будущего учителя, гуманитарные, человековедческие технологии в профессиональной подготовке специалиста. В соответствии с научными интересами проводится систематическое изучение и анализ разнообразной литературы, участие в различных научно-технических мероприятиях (семинары, конференции, симпозиумы и пр.), организация научно-исследовательской деятельности аспирантов, редактирование и рецензирование научной продукции, сотрудничество с научными структурами и фондами.

Общее количество научных публикаций составляет на сегодня порядка 170, среди которых тезисы, статьи (порядка 90, среди них более 10 опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ), монографии и главы в монографиях (3). Монография "Социальное развитие личности будущего учителя в свете ноосферных идей" стала лауреатом конкурса Фонда развития отечественного образования в 2006 году в номинации "Лучшая научная книга" по педагогике и психологии. Тема научного исследования в течение ряда лет проходит через программу Уральского отделения РАО.


Последняя редакция анкеты: 5 декабря 2013