-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Москва
Дата рождения: 27.09.1955
Научная степень: кандидат педагогических наук, 13.00.01, Кандидатская диссертация (1989г.) по теме «Формирование патриотических убеждений старших пионеров в процессе познавательной и общественно полезной деятельности».
Количество публикаций: более 80 научных и научно-методических публикаций.
Сфера научных интересов – воспитание и социализация личности; внеурочная деятельность в школе; дополнительное образование детей; педагогика детского общественного движения.
Разработчик 3 авторских программ воспитания: «Четыре плюс три» - программа развития самостоятельности младших школьников (соавтор Г.Ф.Гаврилычева) (1993); «Лидеры нового века» программа для старшеклассников (2002); «Развитие социальных инициатив старшеклассников» (2011).
Участник и научный руководитель 8 грантовых проектов НИР в области воспитания и дополнительного образования (Департамента образования г.Москвы) по темам:
в 2008 г. -
- «Научно-методическое проектирование профессиональной компетентности классного руководителя» (участник);
- «Разработка Концепции и Программы развития воспитания в системе образования города Москвы» (участник);
- «Инновационные воспитательные ресурсы современного детского общественного движения города Москвы» (научный руководитель);
в 2009 г. –
- «Разработка Концепции и Программы развития воспитания в системе образования города Москвы» (участник);
- «Критерии оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов» (научный руководитель);
в 2011 г.
– «Разработка и апробация проектно-обучающей программы развития социальных инициатив учащихся старших классов «Молодежь и город» на основе метода социальных проектов» (научный руководитель);
в 2012 г.
- «Анализ и разработка содержания модели информационной среды о молодежных субкультурах с целью обеспечения свободного доступа и повышения компетентности учащихся, педагогов, родителей в образовательном пространстве Москвы» (научный руководитель);
в 2013 г.
- «Разработка и апробация механизмов развития креативной среды образовательного учреждения в целях инновационного развития системы школьной социализации обучающихся» (участник).
Публичная, государственная или академическая деятельность: доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО РФ (по совместительству). Председатель жюри ежегодных Московских городских профессиональных конкурсов моделей и программ воспитания «Все начинается с детства» (2008), «Воспитать человека» (2009), «Творческий мир воспитания» (2010, 2013), «Панорама воспитательных систем» (2007, 2011). Член оргкомитета по подготовке и проведению Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании и социализации: парадигмы, стратегии, практика» (2007, 2009, 2011, 2013). Председатель оргкомитета Московской городской научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: методика, технология, опыт» (2008, 2010).
Научный руководитель опытно-экспериментальных площадок по темам:
- «Совершенствование инновационной позиции педагога в процессе социализации» (2012 – по н/в);
- «Воспитательные ресурсы современного детского общественного движения» (2010-2012);
- «Общеобразовательная школа: научно-методическое проектирование модели профессиональной компетентности классных руководителей в решении задач совершенствования содержания воспитательного процесса» (городская ОЭП – 2008-2010).
Научный руководитель социально-педагогических исследований по проблемам:
- «Мониторинг потенциала развития воспитательных систем образовательных учреждений города Москвы» (2006-2007, 2009-2010, 2013),
- «Детские общественные объединения Юго-Западного административного округа г.Москвы» (2007, 2009, 2011).
Учебная работа Л.И.Клочковой. Разработала учебные программы и читает лекции для слушателей системы повышения квалификации по проблемам «Методика и технология разработки программы развития воспитательной компоненты
общеобразовательной организации» (72 часа), «Современные подходы к научно-методическому сопровождению воспитательной деятельности образовательного учреждения» (144 часа), «Профилактика экстремизма в молодежной среде», «Управление инновационным развитием системы школьной социализации обучающихся», «Управление развитием креативной среды современной образовательной организации».
Читает лекции для студентов по курсу «Методика и технология работы педагога дополнительного образования». Разработала учебные программы для студентов: «Технологии клубной деятельности», «Методика и технология волонтерской работы», «Технология и методика работы вожатого». Разработала лекции по дисциплине «Педагогика», дисциплинам специализации «Педагогический менеджмент», «Социальная работа с молодежью», «Методика воспитательной работы в школе и учреждении дополнительного образования».
В соавторстве с сотрудниками кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ разработала программу переподготовки по специальности «Социальная педагогика» и участвовала в ее апробации в Москве и Калмыкии; приняла участие в выполнении федерального грантового проекта НИР «Психолого-педагогическая компетентность учителя физкультуры» (2009).
Почетные звания и награды: «Почетный работник высшего профессионального образования» (2010), «Отличник народного просвещения», Дипломант «Гранта Москвы» в области гуманитарных наук (2002). Награждена медалями «За трудовое отличие», «850 лет Москвы», «Ветеран труда» (2010).
Научные публикации
I. Монографии:
1.Клочкова Л.И. Ресурсное обеспечение развития воспитания в системе образования: вопросы теории. Монография. – М.: МГПИ, 2011. – 11 п.л.
2.Клочкова Л.И. Развитие воспитания в системе образования: модели-рование ресурсного обеспечения. Монография. – М.: АПКиППРО, 2013. – 13 п.л.
II. Научные статьи:
3.Клочкова Л.И. Ресурсное обеспечение воспитания: к определению понятия // Образование и самообразование. – 2011. – №2. – с.54–60. – 0,4 п.л. http://old.kpfu.ru/f17/k3/docs/obr-24.pdf
4.Клочкова Л.И. Менеджмент воспитательной работы как основа ре-сурсного обеспечения развития воспитания // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – №1. – с.24–28. – 0,5 п.л.
5.Клочкова Л.И. Ресурсный подход как методологическая стратегия развития воспитания в системе образования мегаполиса // Профильная школа. – 2012. - №1. – с.58–63. . – 0,5 п.л.
6.Клочкова Л.И. Тенденции развития воспитания в системе образования мегаполиса г.Москвы // Современные проблемы науки и образования. - №6. – 2012. - http://www.science-education.ru/106-8034 . – 0,5 п.л.
7.Клочкова Л.И. Воспитание детей и молодежи: подходы, концепции, стратегии. // Профильная школа. – 2013. - №1(58). – с.56–60. – 0,5 п.л.
8.Клочкова Л.И. Ведущие принципы ресурсного обеспечения развития воспитания в столичном мегаполисе // Образование и самообразование. – 2013. – №1. – 0,5 п.л.
9.Клочкова Л.И. Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико-медодических инвариантов. – Вестник РУДН. Педагогика и психология. – 2013. – № 3. – 0,5 п.л.
10.Клочкова Л.И. Развитие воспитания в системе образования: инновационный ресурс педагога.– Фундаментальные исследования. – 2013. http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000423 с. (дата обращения: 18.04.2014). – № 4 (2 часть). – 438-442 – 0,5 п.л.
11.Клочкова Л.И. Структурные характеристики системы ресурсного обеспечения развития воспитания в образовании. // Фундаментальные исследования. – № 5 (часть 2). – 2014. опубликована в журнале "Фундаментальные исследования" № 5 (часть 2) 2014, стр. 361-365.
12.Клочкова Л.И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12503 (дата обращения: 25.03.2014).
13.Клочкова Л.И. Ресурсы управления развитием воспитания и системы школьной социализации в современной образовательной организации. – "Фундаментальные иссле-дования" № 5 (часть 5) 2014, стр. 1088-1091.
14.Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-12821 (дата обращения: 29.04.2014).
15.Клочкова Л.И. Критериальная база оценки воспитательных ресурсов образовательной организации и детского общественного объединения. Журнал "Фундаментальные исследования", № 6 за 2014 год