-
Ученая степеньдоктор философских наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеФилософские науки
-
РегионРоссия / Свердловская область
Родился 11 сентября 1932 г. в д. Дубовка Свободненского района Амурской области. Доктор философских наук (1987), профессор (1988), специалист в области диалектики, теории и методологии научного познания, философских проблем семиотики. Окончил философский факультет Ленинградского университета (1956) и аспирантуру Уральского университета (1965). В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию «Тождество и различие как категории диалектики», в 1987 г. – докторскую диссертацию «Семиотические аспекты системы научного познания». Работает в вузах с 1956 г.: в 1956–1966 гг. – в Ташкентском государственном медицинском институте (Узбекистан), с сентября 1966 г. – в Уральском университете доцентом кафедры диалектического материализма философского факультета. С апреля 1977 г. возглавляет кафедру философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК) при Уральском университете. За годы научно-педагогической деятельности в Уральском университете внес большой вклад в его развитие: принимал активное участие в становлении и развитии философского факультета, стоял у истоков создания и последующего развития ИППК при УрГУ. Его научная деятельность отражена более чем в 100 публикациях, в числе которых 8 монографий и учебных пособий. Им проведены фундаментальные теоретико-методологические исследования в области диалектики, в особенности ее стержневого принципа, лежащего в основе предмета и системы, – принципа противоречивости человеческого бытия, человеческого познания, всего сущего. Крупной научной заслугой является разработка основных принципов семиотического подхода к анализу научно-познавательной деятельности и представление его в праксеологическом ракурсе. Целостное воплощение семиотического подхода как системы понятий и конкретных категориально-концептуальных моделей положило начало новому плодотворному направлению философско-методологических исследований – семиозису в науке, научной и педагогической деятельности. Результаты исследований в данном направлении легли в основу разработки не только научно-исследовательских программ по специфике семиотических образований в науке и научном познании, но и использованы непосредственно в практике преподавания курса философии, совершенствования как содержательной, так и методической структуры преподавания, связанных с составлением учебных программ и реализацией принципа наглядности в преподавании. Руководил разработкой профессиональной образовательной программы базового курса «Современная философия», получившей государственную лицензию (1993). Подготовил 19 кандидатов и трех докторов философских наук. В.В. Ким принимает деятельное участие в научно-организационной работе, выступая в качестве организатора и редактора более 20 межвузовских коллективных научных трудов. По его инициативе проведены ряд всероссийских научно-практических конференций по проблемам преподавания философии, результаты которых изложены в 11 тематических трудах, где обобщен передовой опыт преподавания в современных условиях. Возглавляя с 1993 г. исследовательскую группу «Профессиональные образовательные программы для различных уровней гуманитарного образования» в Межвузовском центре проблем непрерывного гуманитарного образования, выступил инициатором переработки учебных программ по базовым курсам и разработки новых технологий реализации их в учебном процессе. Награжден медалями «За доблестный труд» (1970) и «Ветеран труда» (1985), значком МВ и ССО СССР «За отличные успехи в работе» (1980). Присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1998).
Научные публикации
Тождество и различие. Свердловск, 1969;
Семиотические аспекты системы научного познания. Красноярск, 1986;
Философские забавы. Псков, 1995 (в соавторстве);
Язык науки: Философско-методологические аспекты. Екатеринбург, 1998.