-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Хабаровский край
Елена Николаевна Каткова - кандидат психологических наук (2005), доцент (2009).
Научное направление: 19.00.13 «Психология развития. Акмеология»
Образование: высшее педагогическое, специальность «Дошкольная педагогика и психология».
Дополнительное образование: переподготовка на базе высшего образования по специальности «Менеджмент организации» (2009) и по направлению «Государственное и муниципальное управление» (2021); эксперт WorldSkills по компетенции «Дошкольное образование», участие в отборочном чемпионате ФГБОУ ВО «АмГПГУ» по стандартам WorldSkills (2017).
Место работы: ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», институт педагогики и психологии, доцент кафедры психологии образования
Преподаваемые предметы: психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология социального взаимодействия, организация коллективных дел, самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, психология социальной работы, эффективные технологии трудоустройства, психология труда педагога, психология управления.
Стаж научно-педагогической деятельности: на 1 сентября 2021 будет – 25 лет.
Количество подготовленных учеников: ежегодное руководство дипломными и бакалаврскими выпускными квалификационными работами; научное руководство магистерскими диссертациями по направлению «Педагогика и психология воспитания»; научное руководство аспирантом М.В. Нешумаевым по направлению «Педагогическая психология» с последующей успешной защитой диссертации (21.05.2019г.) в диссертационном совете по психологии в ФГОБОУ ВО «ТОГУ» (г. Хабаровск), присвоена учёная степень кандидата психологических наук (30.11.2019 г.). Подготовка к конкурсу молодых ученых Хабаровского края аспиранта М.В. Нешумаева в 2018 г. (1 место) и магистрантки А.С. Гаховой в 2021 г. (диплом участника).
Грантовая научная деятельность: исполнитель научных проектов «Исследование психологических факторов регуляции поведения детей и подростков (2000; отчет о НИР инв. № 02.2.001.00999); «Исследование психологических факторов регуляции поведения детей и подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (2001; отчет о НИР инв. № 02.200.2 01592); «Исследование гендерных различий в поведении и деятельности детей и подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (2002; отчет о НИР инв. № 02.20.03 02312); «Исследование различий в регуляции поведения просоциальных и делинквентных подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (2003; отчет о НИР инв. № 02.2.00 4 01801); «Исследование эффективности технологии личностно-ориентированного подхода в условиях социально-экономической нестабильности» (2004; отчет о НИР инв. № 02 20. 0 502761); «Исследование факторов психологической безопасности детей и подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (Заказ-наряд Министерства образования и науки РФ, 2006-2007 гг. 0220.0 805063); «Исследование факторов психологической безопасности детей и подростков, лишенных попечительства родителей и группы риска, в условиях социально-экономической нестабильности» (2007; инв. № 0220.0805063); «Исследование факторов психологически зависимого поведения детей и подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (2008; инв. № 02.2.00 900975); «Исследование толерантности как фактора безопасной жизнедеятельности детей и подростков в условиях социально-экономической нестабильности» (2009; инв. № 02201000549); «Психологические факторы качества жизни населения Дальневосточного региона» (Заказ-наряд Министерства образования и науки РФ, 2006-2007 гг., 02201258365); «Психологические аспекты формирования антикриминального мировоззрения в процессе профессионального становления» (2013 г., фин. поддержка Минобрнауки России); «Психологические условия формирования универсальных учебных действий в контексте компетентностного подхода в образовании» (2015-2017 гг., проект в рамках НИОКТР 115052150037); «Социальные и психологические факторы миграции молодежи города Комсомольска-на-Амуре» (2018 год, при финансовой поддержке из бюджета Хабаровского края, проект № 142/2018Д); научный проект «Социально-психологическое пространство молодежи Дальнего Востока в условиях пандемии» (2020 год, при финансовой поддержке из бюджета Хабаровского края, проект № 57C/2020).
Опубликовано научных трудов – 96 наименований. Общее количество научных публикаций - 82, в том числе статей в журналах, входящих в перечень ВАК, в научных журналах, индексируемых в российских базах данных РИНЦ, СКОПУС. Учебно-методических пособий – 14.
В 2006 году разработала и по сей день совершенствует авторский курс учебной дисциплины «Эффективные технологии трудоустройства» (региональный компонент), в настоящее время является ведущим специалистом в Хабаровском крае по подготовке студентов вуза к выходу на рынок труда.
Награды, звания, премии: почетная грамота за плодотворную научно-исследовательскую работу в системе высшего профессионального образования Хабаровского края от профсоюзного комитета АмГПГУ (2010); Благодарственное письмо за участие в краевом семинаре-практикуме «Здоровьесберегающие технологии как средство оптимизации внутриличностных ресурсов» (2012); благодарность за активное участие в работе жюри Муниципального открытого Интернет-фестиваля физико-математических и инженерных наук (2017); благодарственное письмо за проведение молодежной диспут-студии «Все работы хороши» в рамках городского историко-патриотического фестиваля «Удивительные люди» от ректора АмГПГУ Бавыкина В.С. и начальника управления образования администрации города Комсомольска-на-Амуре Кусковой Л.А. (2018); благодарственное письмо за помощь в организации и проведении Форума рабочей и служащей молодежи Комсомольска-на-Амуре «Перекличка 3» от администрации города Комсомольска-на-Амуре (2018); благодарность за эффективную работу, творческий подход и личный вклад в организацию мероприятий региональной площадки VIII Всероссийского Фестиваля «NAUKA 0+ 2018» от ректора МГУ им. Ломоносова академика В. Садовничего (2018); благодарственное письмо за помощь в организации и проведении Регионального конкурса научно-исследовательских работ по актуальным вопросам практической психологии и педагогики «Парадигма ДВ-2019» от ректора АмГПГУ В.С. Бавыкина; благодарственное письмо за помощь в проведении образовательной площадки проекта «Парадигма-ДВ от ректора АмГПГУ Бавыкина В.С. в рамках гранта Росмолодежь (2019); благодарность за помощь в реализации образовательной и психологической программы социально-психологического проекта «Мамины каникулы» от руководителя проекта Ивановой С.А. в рамках гранта Росмолодежь (2021).
Победы в конкурсах: за учебное пособие и практикум «Эффективные технологии трудоустройства» присвоен Гриф Научно-методического совета по педагогике, методикам обучения и воспитания УМО по ППО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям); три грамоты победителя Второго Дальневосточного регионального конкурса на лучшее вузовское издание «Лучшая университетская книга – 2009» (г. Владивосток) в двух номинациях: «Педагогика, психология» и «Социальные науки» (от 01.10.2009) за учебное пособие и практикум «Эффективные технологии трудоустройства»; диплом Фонда развития отечественного образования Лауреата конкурса на лучшую учебную книгу 2010 года «Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы» (г. Сочи, 2011).
Иная публичная, государственная или общественная деятельность: благодарность от организационно-территориального управления Губернатора и Правительства края за участие в семинаре-совещании с главами администраций городских и сельских поселений Хабаровского края за интересный и содержательный материал (2009); помощник депутата Краевой законодательной думы Хабаровского края С.В. Безденежных на общественных началах (2016); член территориальной избирательной комиссии № 11 по Хабаровскому краю с правом решающего голоса (2015-2019); действующий депутат Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва с 2019 г. по избирательному округу № 11, имеется благодарственное письмо от главы города Комсомольска-на-Амуре за активное участие в развитии местного самоуправления (постановление № 58 от 26.04.2021 г.) за 1 место по итогам 2020 г. в рейтинге социальной активности депутатов, работающих на безвозмездной основе.
Научные публикации: 96 наименований. Общее количество научных публикаций - 82, в том числе статей в журналах, входящих в перечень ВАК, в научных журналах, индексируемых в российских базах данных РИНЦ, СКОПУС. Учебно-методических пособий – 14.
Научные публикации
1. Каткова Е.Н., Опевалова Е.В., Щёголева А.В. Личностный ресурс успешного предпринимателя в представлениях студентов и предпринимателей // Материалы Международной научно-технической конференции «Дальний Восток 2020». Интеллектуальные инновации, системы и технологии. - В кн. под ред. Д.Б.Соловьева, В.В.Савалей, А.Т.Беккер, В.И.Петухова. – Том 227. – Сингапур: Спрингер, 2021. – С. 139 – 152.
2. Каткова Е.Н. Вопросы разработки методов диагностики специальных способностей к овладению информационными технологиями / Е.Н. Каткова, Г.П. Жиганова, А.А. Саяпина // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).12.
3. Каткова Е.Н. Динамика развития признаков автономности старшеклассников как инструментального свойства личности в образовательном процессе [Электронный ресурс] / М. В. Нешумаев, Е. Н. Каткова, Е. В. Опевалова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Том 5. – №4.
4. Человек в поисках работы и смысла своего существования: Хрестоматия «Эффективные технологии трудоустройства» [электронное учебное пособие] / сост. Е.Н. Каткова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2018. – 362 с.
5. Каткова Е.Н. Психология: Учебное пособие / автор-сост. Елена Николаевна Каткова. – [б.м.]. – М.: Издательские решения, 2016. – 288 с. - ISBN 978-5-4483-3143-5.