Караваев Эдуард Фёдорович
  1. Ученая степень
    доктор философских наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Философские науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Заведующий кафедрой философии науки и техники СПбГУ д.ф.н., профессор. Родился в Ленинграде 28 марта 1939 г. Окончил приборостроительный факультет Ленинградского института авиационного приборостроения (1962), аспирантуру философского факультета ЛГУ (1971). В 1962-1967 работал проектировщиком счетно-решающих устройств и автоматов. С 1967 – преподаватель философии и логики. Заведовал кафедрой философии в Ленинградском институте авиационного приборостроения (1980-1981), в Ленинградском электротехническом институте связи (1985-1991). С 1993 – заведующий кафедрой философии науки и техники СПбГУ. Редактор и член редколлегий нескольких коллективных монографий (изд-ва СПбГУ). Кандидатская диссертация (1972): «Временная логика. Формирование основных идей и современное состояние», Докторская диссертация (1988): «Философские проблемы временной логики». Караваев Э.Ф. принадлежит к петербургской (ленинградской) философско-логической школе. Его главные учителя в логике – И.Н.Бродский, Г.С.Булыго, В.М.Глушков, Г.Е.Минц, А.Н.Прайор, Н.А.Шанин, в философии – В.П.Бранский, В.И.Свидерский, В.А.Штофф, В.А.Черненко. Проводит исследования в области неклассической (временной и деонтической) логики и ее применений в философии и методологии научного познания. В его работах выдвигается и обосновывается идея о том, что появление временной логики – закономерно и отражает методологические запросы науки и самой логики, связанные с изучением проблемы времени, а также необходимость раскрытия временного аспекта принципа конкретности истины и уточнения временной квалификации логической формы мысли. При этом идеи и методы математического и физического представления времени, а также содержание социально-гуманитарных дисциплин, касающихся восприятия и осмысления времени, внедряются в логический аппарат с сохранением стандартов формализации (полнота и разрешимость исчислений). Караваеву Э.Ф. принадлежит заслуга аксиоматизации понятия одновременности, основанной на построении отношения временного предшествования из простейшего отношения между элементами древовидной структуры; построения системы временной логики, в которой учитывается значительное количество содержательных характеристик времени, а также усовершенствования деонтической логики на основе этой системы. В области философии науки, на основе логического анализа моральных дилемм и роли воображения в познании Караваевым Э.Ф. было составлено дополнение концепции «ограниченной рациональности» Г.Саймона; дано критическое рассмотрение попыток логического обоснования фатализма; предложено обоснование особого значения временной логики для построения формализованных языков – в частности, в области искусственного интеллекта и в построении языка связи с космическими цивилизациями.

Научные публикации

Некоторые вопросы развития временной логики // ФН. 1970. N1

Формализованные языки и взаимодействие человека и роботов // Научно-техническая революция и личность. Л., 1982

Временная логика как средство реализации логической функции категории времени // Логика и философские категории. Л, 1982

Основания временной логики. Л., 1983; Logic and Formalized aspects of Artificial Intelligence // Proceedings of International Federation of Automatic Control Symposium. Oxford, 1984

Математика, логика и вычислительная техника как средства моделирования в социальном познании // Проблемы методологии социального познания. Л., 1985

Временная логика и описание процессов развития // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. Л., 1987

Проблемы семантики временной логики // Логика и теория познания. Л., 1990

Логический анализ проблемы SETI в свете антропного принципа // К.Э.Циолковский: философские и социально-политические проблемы освоения космического пространства. Труды XXI - XXIII Чтений К.Э.Циолковского. М., 1991

Средства временной логики для представления процесса развития научного знания // Логика и развитие научного знания. СПб., 1992.


Последняя редакция анкеты: 26 мая 2010