Каптерев Андрей Игоревич
  1. Ученая степень
    доктор социологических наук, доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
  3. Научное направление
    Социологические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

А.И.Каптерев, 1956 года рождения, окончил Московский государственный институт культуры в 1977 году, служил в армии (1977-1979), работал в Министерстве культуры РФ (1979-1982), с 1985 г. работал в Московском государственном университете культуры в должности доцента, затем - профессора, заведующего кафедрой. Работал также в Финансовом университете при Правительстве РФ и в МГЛУ. С 2008 г. работает в Московском городском педагогическом университете.

Имеет дипломы о дополнительном к высшему образованию «Управление человеческими ресурсами» (2015), «Информационный сервис» (2016), "Интеллектуальный анадиз данных" (2021), "Иммерсивные технологии в образовании" (2022)  и «Социальный аудит» (2010).

Преподавал дисциплины: «Мировые информационные образовательные ресурсы», «Управление знаниями» (для студентов), «Информационные ресурсы и технологии в менеджменте», «Методологические основы информационных технологий», «Информационное общество», «Интеллектуальные информационные технологии», «Информационные системы управления учебным процессом» (для магистрантов), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (для учащихся колледжа), «Информационные технологии в науке и образовании» (для аспирантов), а также имеет опыт преподавания следующих курсов: «ИКТ в рекламе и связях с общественностью», «Управление качеством», «Представление знаний в информационных системах», «Технические средства обучения», «Информатика».

А.И.Каптерев широко известен своими трудами в профессиональной среде, является доктором педагогических наук с 1995 года, профессором ВАК с 1998 года, доктором социологических наук с 2005 года, действительным членом двух общественных академий, автором более 300 научных и учебно-методических трудов, в т.ч. 35 книг, 30 УМК, а также 9 электронных учебников, зарегистрированных в Федеральном депозитарии электронных изданий Информрегистра РФ. Имеет 4 авторских свидетельства Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ (2017, 2018). Индекс Хирша -18.

А.И.Каптерев давно и успешно занимается изучением важной социокультурной задачи – организацией знаний на разных уровнях социума – личностном, корпоративном, отраслевом. В 2016 году опубликовал монографию на английском языке «University-Business Cooperation in the Russian Labour Market: trends, challenges, road maps» объемом более 18 п.л. В 2012-2014 годах опубликовал в ФРГ три монографии: «Профориентация старшеклассников: современные проблемы теории и практики», «Социальный аудит: ответственность бизнеса перед обществом (региональная специфика)» и «Профессиональные знания как объект управления». Его известные монографии " Персональный сайт преподавателя ВУЗа в образовательном инжиниринге", "«Когнитивный менеджмент», "Управление цифровой трансформацией библиотек", «Формирование информационно-сетевой компетентности школьников», «Профессиональное знание: формирование и использование в инновационной экономике», «Информатизация социокультурного пространства», «Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации» стали событиями в жизни научно-педагогического сообщества и вызвали отклики в профессиональной печати. Будучи активным членом российского отделения Международного общества по организации знаний (ISKO), А.И.Каптерев неоднократно публиковал свои материалы за рубежом (США, ФРГ, Португалия, Италия, Чехия, Болгария), в т.ч. в международном журнале «Knowledge Organization» («Организация знаний») и выступал на международных конфе-ренциях (США, Франция, Япония, ОАЭ, Австрия, Бельгия, Турция). В качестве члена общественного совета участвовал в международных мероприятиях – Байкальский информационный форум (Улан-Удэ, 2005 г.), «ЮНЕСКО между 2-мя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» (СПб, 2005).

Будучи известным специалистом по информатизации образования, А.И.Каптерев разработал уникальную мультимедийную образовательную интернет-систему «Медиагнозис» (www.mediagnosis.ru), включающую 26 тысяч файлов (с 2000 г. по н/в). Он является пионером в применении гибридного профессионального образования в вузах, активно используя очные и дистанционные формы с 1999 года. Сочетая практические достижения с научным обобщением, А.И.Каптерев является автором многих научно-методических, учебных и справочных пособий (Представление знаний в информационных системах.- М.- 2021.- 268 с.; Социальный аудит: Науч.-практ. пособие.- М.:Литера.- 2010.- 287 с.; Менеджмент знаний: от теории к технологиям: Науч.-метод. пособие.- М.:Либерея, 2004.- 328 с.; Мультимедиа как социокультурный феномен: Учеб. пособие - М.: Профиздат, 2003.- 223 с.; Электронные образовательные информационные ресурсы: Справочное издание для профессиональных учебных заведений /Минобр-ния РФ; МТУ «Станкин».- М., 2004. – 167 с.- (в соавт.) и др.). Уникальным является авторский проект развития преподавания цикла социально-экономических дисциплин для студентов вузов - сборник, включающий 17 самостоятельно разработанных учебно-методических комплексов (Информатизация управления /МГУКИ.- 2005.- 267 с).

А.И.Каптерев постоянно повышает свою квалификацию, что подтверждено сертификатами и свидетельствами (1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 гг.) и совершенствует свое профессиональное мастерство, реализуя инновационные научные и научно-педагогические проекты и концепции:

а) концепция цифровой трансформации библиотек в России (в т.ч. монография, статьи, 2022 г.);

б) концепция формирования и использования персонального сайта преподавателя в образовательном инжиниринге (в т.ч. монография, статьи, 2022 г.);

в) концепция изучения социальной эффективности реформ московского общего образования (в т.ч. концепция, модель, анкеты, сайт http://shiva.mediagnosis.ru/, 2019 г.);

г) концепция нового научного направления "Когнитивный менеджмент" (в т.ч. статьи, монография, свидетельство в внесении в Реестр новых научных направлений http://www.mediagnosis.ru/Autorun/Our/Other/Kapterev/Cogman.pdf, 2019 г.);

д) концепция формирования и развития информационно-сетевой компетентности школьников (в т.ч. инструментарий, статьи, монография, сайт http://www.riski.mediagnosis.ru, 2018 г.);

е) концепция и модель подготовки руководителей образовательных учреждений (http://www.mediagnosis.ru/Autorun/Our/Other/Kapterev/Concept_OO.pdf, 2017 г.);

ж) концепция взаимодействия вузов и работодателей на рынке труда (в т.ч. статьи, монография, сайт http://www.globecsi.ru/Tempus_2016.pdf , 2016 г.,);

з) концепция и социологический инструментарий изучения профессионального сознания

(статьи, сайт http://www.mediagnosis.ru/Autorun/Our/Other/Kapterev/Elips/Elips.htm, 2015 г.,);

и) концепция профориентации старшеклассников (монография, научно-практическое пособие, сайт profsila.wixsite.com/profsila, 2013 г.);

к) концепция управления корпоративным знанием (в рамках 2 монографий, 2008-2012 г.);

л) концепция использования в России зарубежного опыта развития социального аудита (в рамках 2 монографий и серии статей, 2008-2012 г.);

м) концепция управления профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации (в рамках докторской диссертации по социологическим наукам; 2005 г.);

н) создание, организация, редактирование и поддержка Интернет-журналов как официальных сетевых научных электронных изданий, зарегистрированных в Информрегистре и Роскомнадзоре РФ («Российский экономический интернет-журнал» с 2002 г. по 2013 г.; «Культура и общество» с 2003 г. по 2008 г., интернет-журнал «ГЛОБЭКСИ» с 2007 г. по 2019 г.);

о) концепция и реализация французско-российской магистерской программы «Международный бизнес» с валидацией двух своих курсов в Марсельской высшей школе менеджмента (2003 г.);

п) концепция управления развитием персонала крупной корпорации (2002 г.) (на примере АК «АЛРОСА») (в качестве руководителя ВТК);

р) создание системы «МЕДИАГНОЗИС» и технологическая реализация виртуальной образовательной среды как научно-педагогической системы (2000 г.);

с) концепция информатизации университетов (одобрена Ученым советом МГУКИ, 1998 г.);

т) концепция менеджмента профессионального развития (в рамках докторской диссертации по педагогическим наукам, 1995 г.);

у) концепция эстетического развития юношества (в рамках кандидатской диссертации, 1986 г.).

Достижения А.И.Каптерева признаны на различных уровнях: а) государственном (почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ»); б) правительственном (три гранта по результатам творческих конкурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций, нагрудный знак «За до-стижения в культуре»; в) ведомственном (юбилейная медаль «100 лет профсоюзов»); г) муниципальном (медаль «Ветеран труда»), грант Департамента образования Москвы; д) профессионально-общественном (включен в биографические сборники «Who is who in the world» 2009-2014 (США), «2000 выдающихся интеллектуалов 21 столетия» (2009) (Кембридж, Великобритания) и «Отечества славные сыны и дочери» (2008) (Россия).

Полный перечень размещен на персональном сайте в разделе «Портфолио»

(http://www.mediagnosis.ru/Autorun/Our/Other/Kapterev/Hobby/portfolio.htm).

Научные публикации

Его известные монографии «Информатизация социокультурного пространства», «Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации» «Виртуальный мир российского библиотекаря», стали событиями в жизни научно-педагогического сообщества и вызвали отклики в профессиональной печати. Будучи активным членом российского отделения Международного общества по организации знаний (ISKO), А.И.Каптерев неоднократно публиковал свои материалы за рубежом (США, ФРГ, Португалия, Италия, Болгария), в т.ч. в меж-дународном журнале «Knowledge Organization» («Организация знаний») и выступал на международных конференциях (США, Франция, Япония, ОАЭ). Сочетая практические достижения с научным обобщением, А.И.Каптерев является автором многих научно-методических, учебных и справочных пособий (Социальный аудит: Науч.-практ. пособие.- М.:Литера.- 2010.- 287 с.; Менеджмент знаний: от теории к технологиям: Науч.-метод. пособие.- М.:Либерея, 2004.- 328 с.; Мультимедиа как социокультурный феномен: Учеб. пособие - М.: Профиздат, 2003.- 223 с.; Электронные образовательные информационные ресурсы: Справочное издание для профессиональных учебных заведе-ний /Минобр-ния РФ; МТУ «Станкин».- М., 2004. – 167 с.- (в соавт.) и др.).


Последняя редакция анкеты: 6 марта 2023