Каплунович Татьяна Александровна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Новгородская область

Родилась в 1954 г. В 1976 году окончила математический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена.

С 1976 года преподает в высших учебных заведениях и учреждениях повышения квалификации, последовательно занимая должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой, проректора. Из 27 лет преподавательской деятельности 17 лет работает в системе высшего образования. Читает лекционные курсы для студентов, разработала и ведет занятия по программе повышения квалификации научно-педагогических кадров (аспирантов, преподавателей, методистов). Все занятия проводит с использованием активных форм и материалов собственных научно-педагогических исследований.

В 1981 году окончила аспирантуру в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, успешно защитив кандидатскую диссертацию по теме «Влияние содержания и структуры системы задач на мотивацию учебной деятельности подростков», а в 2002 году стала доктором педагогических наук, выполнив диссертационное исследование «Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов».

Сфера научных интересов связана с проблемами реализации cинергетического подхода в моделировании системы повышения квалификации педагогов; Социального проектирования в управлении образовательными системами; построением Инновационных моделей повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Результаты проводимых научных исследований внедрены: в практику разработки и реализации оригинальных программ повышения квалификации педагогических, управленческих и научно-педагогических кадров, в том числе в различных регионах России (Анадырь, Нижний Новгород, Киров, Сочи, Абакан, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Сургут, Барнаул и др.), в практику проектирования областных и муниципальных программ развития образования и инновационных учреждений повышения квалификации.

Является автором более 130 публикаций, в том числе: монографии «Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта» (2001 г.); учебных пособий «Основы самоорганизации педагога в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности» (2004 г.), «Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров» (2003 г.).

В монографии и пособиях раскрыты методологические, психолого-педагогические основы исследования инновационной деятельности педагогов, технологические аспекты ее моделирования и экспертизы, которые легли в основу программы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, их подготовки к экспертной, исследовательской и методической деятельности в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Изложенная в пособии «Научно-педагогические основы моделирования системы повышения квалификации научно-педагогических кадров» (1999 г.) концепция и разработанная на ее основе программа дополнительного профессионального образования реализуются в Центре педагогического мастерства НовГУ им. Ярослава Мудрого.

В научно-методических рекомендациях «Программно-целевой подход в управлении развитием образования в регионе» (1994 г.) и пособии «Методология и методика проектного управления образовательной системой» (2003 г.) дано обоснование сущности проектного управления образовательной системой, раскрыты его технологические аспекты. Изложенные результаты используются в практике разработки региональных и муниципальных программ развития образования (Новгородская область, г. Сургут, Новокуйбышевск и др.), в обучении студентов НовГУ по специальности «Менеджмент организации», при повышении квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Входила в состав рабочей группы при Министерстве образования РФ по подготовке комплекта материалов о региональных центрах развития образования, одобренный коллегией Министерства. Являлась одним из разработчиков региональной Программы развития образования, участвует в международных и российских проектах.

Осуществляет руководство областными и федеральными экспериментальными площадками по проблемам образования, выступала научным руководителей 16 защищенных диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук. В настоящее время руководит 8 аспирантами и докторантами.

В настоящее время – профессор кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого, проректор по научной работе, заведует кафедрой общей и педагогической акмеологии ГОУ «Новгородский региональный центр развития образования».

Разработала и ведет занятия по оригинальным программам: «Основы экспертизы профессиональной деятельности» (для педагогов, руководителей образовательных учреждений, методистов); «Основы педагогики высшей школы» (для аспирантов, преподавателей высшей школы и методистов); «Социальное проектирование», «Управление образовательными системами», «Управленческие решения» (для студентов).

В 1995 году награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2005 году – присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».