-
Ученая степенькандидат психологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПсихологические науки
-
РегионРоссия / Новгородская область
Каплунович Илья Яковлевич – кандидат психологических наук, доцент. Текущее место работы: Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Новгородский филиал), доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом
Родился 30 ноября 1950 года в г. Самарканде. Свою первую педагогическую практику в качестве вожатого пионерского лагеря прошел в 14 лет. В студенческие годы работал с несовершеннолетними преступниками, отбывающих наказание в исправительно-трудовой колонии. Был учителем средней школы, а с 1971 в ВУЗах занимал должности от ассистента до заведующего кафедрой психологии. Отличник народного образования, Почетный работник высшей школы РФ, неоднократно награждался грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства образования. Член правления Международной ассоциации развивающего обучения.
Автор известной концепции структуры мышления («кластеров»), формирования разумного мышления и технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития. Разработал методики проведения занятий в зоне ближайшего развития и ее измерения, диагностики и формирования каузально-генетическим методом структуры мышления, ее основных подструктур. Его технология позволяет максимально адаптировать процессы познания и понимания к индивидуальным особенностям учащихся в условиях группового (фронтального) обучения.
Подготовленные под его руководством кандидатские диссертации защищались в МГУ им. М.В.Ломоносова и Психологическом институте Российской Академии Образования.
Выступил инициатором и в 1991 году впервые в своем регионе в содружестве с учениками и коллегами подготовил и выпустил группу дипломированных психологов, организовал центр социально-психологической помощи для населения, школу развивающего обучения детей по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Палитра используемых им форм учебных занятий весьма разнообразна. Он с успехом проводит организационно-мыслительные игры, психологические тренинги, экспериментальные практикумы с использованием сконструированных им психологическими приборами и компьютерными программами. Его лекции представляют собою коллективное мышление слушателей под руководством преподавателя. В них он пытается не излагать бесспорные истины, а, наоборот, в бесспорном находить спорное.
Своими идеями он щедро делится с педагогами разных стран и регионов, проводит занятия в Гамбурге (Германия), Мелузе (Франция), Ставангере (Норвегия), Гомеле, Виннице, Самарканде, а в России - от Калининграда и Санкт-Петербурга до Хабаровска и Владивостока.
Научные публикации
Автор 200 научных работ. Среди них серии статей в академических журналах «Вопросы психологии», «Педагогика», а также «Психологический журнал» и центральных методических изданиях («Лучшие страницы педагогической прессы», «Вестник Московского университета», «Психологическая наука и образование», «Среднее специальное образование», «Математика в школе», «Физика в школе», «Химия в школе», «Биология в школе», и др.). Среди отдельных изданий:
Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. – М.: Педагогика, 1989.
Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике – Новгород: МО РФ, 1996.