-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
СтранаКазахстан
Камак Абдикарим Орысбекулы родился 10.10.1947 года в г.Чугучак КНР. В 1962 г. переехал на родину родителей в Казахстан. В 1966 году окончил средную школу. В 1970 году окончив Художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая (ныне КазНПУ) работет в школе учителем изобразительного искусства. В 1973-78 гг работает преподавателем в ХГФ КазПИ. В 1978-81 гг. аспирант НИИ Художественного образования и воспитаня АПН СССР, в 1983 г. защищает кандидатскую диссертацию «Эстетическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материала казахского народного искусства)» по специальности 13.00.01 и является представителем и продолжателем Российской академической научно-педагогической школы в Казахстане (Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, Б.П.Юсов, Б.М.Неменский и др.). Общий стаж работы Камак А.О. - 49 лет, научно-педагогический стаж работы 45 лет. С 1988 года доцент (ВАК СССР). Он является член-корреспондентом Казахской Национальной академии образования, Международной академии наук Педагогического образования (МАНПО), Французской Международной академии Конкорд и профессором Российской академии Естествознания (член академии).
В 1981-2011 гг. работает в Жамбылском пединституте, Таразском государственном университете, на должности заведующей кафедрой, доцентом, профессором. С 2012 года работает в Казахском государственном женском педагогическом университете на должности профессора кафедры «Профессиональное образование».
Камак А.О. совмещая педагогической деятельности с научно-исследователской работой, проводит научно-педагогические эксперименты в школах Жамбулской области, г. Тараза и Алматы. Его область науки - педагогика, психология, этнопедагогика, искусствознание. Научное направление - педагогико-психологические проблемы художественного образования, эстетическое и этнокультурное воспитание школьниклв средствами искусства. Он автор новой учебной программы предмета «Изобразительное искусство» казахской школы, с национальной спецификой художественного образования и воспитания.
В 1981-2011 гг выполняют ряд комплексных тем научного исследования: «Педагогические проблемы освоения школьниками народной традиции в искусстве» (руковод. Профессор Б.П.Юсов, 1985-88), «Казахская народная педагогика и педагогические предпосылки ее применения в учебно-воспитательном процессе школы» в составе экспериментальной группы ученых-педагогов НИИ ПН Алтынсарина (1989-1994); «Художественная культура и традиция народа в искусстве в системе нравственно-эстетическом воспитании школьников» (2003-2007); «Гуманизация содержания эстетического воспитания на основе духовно-культурных ценностей народа в искусстве» (2008-2011) и продолжает вести исследования по проблеме художественно-культурного развития личности учащегося в условиях перехода на 12-летнее обучение.
В 1990 г. по поручению министерства образования Казахстана, участвует в подготовке концептуальных педагогических материалов: «Республиканская комплексная программа нравственно-эстетического воспитания школьников и детей дошколных учреждений», «Концепция художественного образования и эстетического воспитания Казахстана» и выпускает учебные программы «Изобразительное искусство» (1992) для 1-7 класов казахских школ с 2 часовым обучения и методическими рекомендациями.
Камак А.О. выступал с научными докладами на 41 Международных (4 дальн. заруб., 2 СНГ), 33 республиканских научных конференциях, семинарах и симпозиумах. Основным научным показателем А.О.Камак является: более 140 публикации, среди них: 2 авторские учебные программы для школы, 2 авторские программы ВУЗа, 6 учебно-методических рекомендации, 4 ученых пособии и 2 учебника с грифом МОН РК и 6 статьи в зарубежных научных журналах на английском языке (импакт-фактором РИНЦ, Скопус) и 1 в сборнике симпозиума (Турция). Имеют 4 акта внедрения в учебный процесс ВУЗа учебных пособий и учебников и авторские свидетельства. Его учебник «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» награжден дипломом и Золотой медалью «Московского Международного Салона образования 2015». За долгую научно-педагогической деятельности Камак А.О. создал, совместно со своими коллегами и учениками, научную школу в Казахстане по изучению проблем художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения. Он внес большой вклад в подготовке более тысячи учителей школы; научно-педагогических кадров для ВУЗа. В 1999-2004 гг был членом Совета ТарГУ по защите кандидатских диссертации и Научно-экспертного Совета ТарГПИ. Приобщая к своей теме научного исследования, оказывал посильную помощь 6 коллегам по работе в подготовке к аспирантуре и защите кандидатских диссертации. Под личным руководством подготовил 2 кандидатов педагогических наук и 21 магистров.
Научные публикации
Значимые труды:
1.Из истории воспитания казахоы. Учебное пособие /со авторстве проф. С.Калиева, К.Жарыкбаева. – Алматы: РИО НИИ ПН, 1990. – 14 п.л. (на каз языке)
2.Изобразительное искусство. Программы средней школы. 1-4 и 5-7 кл. – Алматы: Рауан, 2002. – 105 и 82 с. (на каз языке)
3.Система нравственно-эстетического воспитания школьников национальной школы. Учебное пособие /со автор. Г.Нуржановой и др. – Алматы: Санат, 2002. – 8,4 п.л. (на каз. яз.)
4.Педагогические основы обучения рисунку студентов. Учебное пособие. – Тараз, 2009. – 11 п.л. С илл. (на каз языке);
5.Методика обучения изобразительному искусству в школе. Учебник. – Алматы: Орхон, 2014. – 282 с. (с грифом МОиН РК, на каз. языке);
6. Методика преподавания изобразительному искусству. Лекции. Лабораторные занятий. Материалы для контроля. Учебное пособие. – Алматы: Орхон, 2014. – 188 с. (с грифом Респуб. Учебно-метод. Комиссии МОиН РК. На каз.яз.)
7. Development of netional spiritual and cultural values in the course of training to art //Bulletin d Eurotalent-FIDJIP. Volume 2. – Paris: Editions du JIPTO, 2014. - 49-54 p. И.Ф. РИНЦ – 0,4 (academie-сoncorde.blogspot.fr).
8. Epos Is An Ethnic Source //International jornal of scientific end technology research. Vojume 3, ISSUE 7, I.F – 0.675, 2014. – C. 29-32. (www.ijstr.org)
9. Creative development of junior high school students in the fine art activity //Jornal International Scientific: Methods and Technologies. – Bulgaria, 2014. – p. 418-421. (www.Scientific-pubilcations.net).
10. Psychological factors of learning the fine arts at school //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №2 2014 год. И.ф. (РИНЦ) - 0,799. www.science-sd.com/457
11. The work of Oteiboidak Tileukabyluly «Shipagerlyk bayan» spiritual treasure of our culture. // International Journal of Electronics Communication and Computer Engineering. Volume 6, Issue 2, ISSN (Online): 2249–071X, ISSN (Print): 2278–4209. (I.F – 1,09).
12. Формирование творческой деятельности детей начальных классов в системе обучения изобразительному искусству (Со авторстве А.Этиевой) //Bulletin dEurotalent-FidJip. ISSN 2101-5317. № 6, 2015. - Paris: LAcademie Concorde, 2015. p. 72-76. IF (РИНЦ) - 0.4
Камак А.О. награжден Почетными Грамотами, медалью «И.Алтынсарина» и является «Почетным работником науки и образования» и обладателем гранта «Лучший преподаватель ВУЗа 2013» МНО РК. Награжден медалами «К.Ушинский», «Европеиское качество» и Орденом «Первый среди равных» Европейского научно-промышленного Концорциума, медалами «Пифагора» Международной академии Конкорд (Франция) и «Золотой медалью за новаторскую работу в области высшего образования" Российской академии Естествознания. Он член «Общество ученых Казахстан» и редакционного Совета Международного научного журнала «Science»; член Союза художников (искусствовед) и журналистов РК.