-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Академик Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
СтранаКыргызстан
Салидин Кадыркулович Калдыбаев после окончания механико-математического факультета Киргизского государственного университета им. 50 летия СССР в 1980 году, работал инженер программистом, затем преподавателем кафедры "Методика преподавания математики" названного университета. В 1991 году поступил в аспирантуру того же университета.
В 1997 году в Алматинском государственном университете им. Абая (Казахстан) успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Дидактические основы использования компьютерных тестов в обучении математике» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения математике. В диссертации систематизированы и уточнены основные положения контроля учебных достижений учащихся (принципы, функции, требования, методы и средства), разработана модель функционирования компьютерных тестов. Выработаны основные требования к компьютерному тесту (к составлению заданий теста, к проведению тестирования, к подведению итога тестирования). Экспериментально доказана возможность оперативной диагностики уровня учебных достижений учащихся по ключевым материалам учебного предмета математики.
В 2009 году в Кыргызской академии образования успешно защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Теория и практика педагогических измерений» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. В диссертации: 1) обоснована проблема педагогических измерений и обозначены ее педагогические, социально-педагогические и философско-педагогические стороны. 2) Выявлены предпосылки, возникновение и этапы развития педагогических измерений. 3) Уточнен понятийный аппарат (сущность, объект и предмет, средства измерения, принципы и функции) педагогических измерений, разработана теоретическая модель. 4) Обоснована возможность использования педагогических измерений в системе мониторинга и оценки качества образования. 5) Разработана технология педагогических измерений и экспериментально определена эффективность ее использования в образовательном процессе школ.
Областью научного исследования С.К. Калдыбаева является педагогические измерения; научно-методические основы тестирования в области образования; педагогическая оценка и мониторинг в образовании; информационные технологии в образовании; компетентностный подход в обучении.
В 2013 году решением Президиума ВАК КР присвоено ученое звание – профессор. В 2015 году Российской академией естествознания было присвоено ученое звание профессора и член-корреспондента Российской академии естествознания. В 2020 году был избран Академиком РАЕ.
С.К. Калдыбаевым опубликовано более 300 научных и научно-методических работ, в том числе 5 монографий, 25 учебных и учебно-методических работ.
С 2002 по 2007 год Государственной службой интеллектуальной собственности и инноваций КР «Кыргызпатент» выдано 5 авторских свидетельств.
Участвовал в более 10 научных проектах:
По программе Ерасмус Мундус TOSCA II находился с 10 ноября 2013 года по 9 мая 2014 года в университете L’Aquila (Italy) с целью выполнения пост-докторской работы на тему «Компьютерное адаптивное тестирование»:
•изучение теории и практики компьютерного тестирования.
•изучение возможностей компьютерного адаптивного тестирования (особенности IRT).
•прикладной аспект компьютерного тестирования.
Участвовал в проекте «Программа READ в Кыргызстане» (2013-2014). С целью создания потенциала для проведения оценивания в классе был разработан модуль по педагогической оценке.
Калдыбаев Салидин Кадыркулович имеет награды:
•Почетная грамота Министерства образования и науки Кыргызской республики (1999 г).
•Отличник образования Кыргызской Республики (2001 г).
•Почетная грамота Государственной администрации Нарынской области (2005 г).
•Заслуженный деятель науки и образования (Россия, РАЕ, 2015 г).
•Медаль имени Константина Ушинского (Россия, РАЕ, 2015 г).
•Почетная Грамота Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (2015 г.).
•Почетная Грамота Правительства Кыргызской Республики (2018 г.).
•Нагрудной знак «Кыргыз тили» Государственной комиссии по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики (2018 г.).
•Медаль Кыргызской академии образования имени Исака Бекбоева (2020 г.).
•Заслуженный работник образования Кыргызской Республики (2021 г.)
Под руководством С.К. Калдыбаева защищены 13 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям: 13.00.01; 13.00.02; 13.00.08.
С.К. Калдыбаев является председателем экспертного совета Высшей Аттестационной Комиссии Кыргызской Республики по педагогике.
Является членом редколлегии журналов:
•Журнал Alatoo Academic Studies (г. Бишкек, Кыргызстан, зам гл. редактора)
•Журнал Современная высшая школа: инновационный аспект. (г. Челябинск, Россия)
•Журнал Вести научных достижений. Педагогика и психология (г. Казань, Россия)
•Журнал Известия Кыргызской академии образования (г. Бишкек, Кыргызстан)
•Ученые записи Худжандского государственного университета.Серия гуманитарно-общественных наук (Таджикистан)
Научные публикации
Наиболее важными публикациями С.К. Калдыбаева являются:
Монографии и учебные пособия:
1.Калдыбаев С.К. Теоретические и практические вопросы использования тестов в учебном процессе. – Бишкек: Педагогика, 2003. – 332 с.
2.Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: практико-ориентированная монография. – Бишкек, 2007. – 136 с.
3.Калдыбаев С.К. Педагогические измерения: становление и развитие. Монография. – Бишкек, 2008. – 208 с.
4.Кадневский В.М., Калдыбаев С.К., Полежаев В.Д. Полежаева М.В. Традиционные и инновационные средства оценивания и контроля в образовании. – Омск. 2012. – 320 с.
5.Современная система образования: теория и практика: монография. Коллектив авторов. / под ред. И. В. Ткаченко. – Ставрополь, 2015. – 201 с.
6.Калдыбаев С.К., Биймурсаева Б.М., Мунайтпасова Г.Ж. Основы научных исследований. Краткий курс лекций. – Бишкек, 2011. – 88 с.
7.Калдыбаев С.К., Жамакеева З.Э. Байсалов Ж.У. Анализ факторов, влияющих на низкие результаты учащихся Кыргызской Республики по результатам исследования PISA-2006. - Бишкек, 2011. – 75 с.
8.Калдыбаев С.К. Введение в понятие “Результат обучения”. – Бишкек, 2012. – 39 с.
9.Калдыбаев С.К., Мамытов А.М., Иптаров С.И. Основы педагогического оценивания. Учебное пособие по подготовке бакалавров (направление “педагогическое образование”). – Бишкек, 2014. – 180 с.
10.Калдыбаев С.К., Эсеналиева Г.А. Компьютерное тестирование учебных достижений студентов. Монография. - Бишкек, 2022. - 120 с.
Авторские свидетельства:
10.Электронный учебник по физике. Бишкек, ГКНТ, 2002.
11.Диагностика и коррекция знаний учащихся. Версия 1. Бишкек. ГКНТ. 2003.
12.Программа диагностики и коррекции знаний учащихся. Версия 2. Программа «TEST SDM», 2007
13.База данных по диагностике и коррекции знаний учащихся. Алгебра 8 класс «БД SDM 8 класс», 2007
14.База данных по диагностике и коррекции знаний учащихся. Алгебра 7 класс «БД SDM 7 класс, 2007
Статьи:
15.Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Ашыров Э.Т., Бекежанов М.М. Из опыта организации компьютерной диагностики знаний студентов // Инновационные образовательные технологии. – Минск, 2006. – №3. – С. 21-29.
16.Калдыбаев С.К. Программированное обучение и педагогическое тестирование // Школьные технологии. – Москва, 2006. – №6. – С. 173-176.
17.Калдыбаев С.К. Педагогическое измерение как актуальная проблема педагогической науки // Хабаршы Вестник КазНУ им.Аль-Фараби. Серия педагогические науки. – Алматы, 2006. – №2(18). – С. 54-63.
18.Калдыбаев С.К. Проблема контроля результатов обучения в историческом педагогическом опыте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб, 2007. –Т8. – №30. – С.68-77
19.Калдыбаев С.К. Измерение уровня подготовленности учащихся по ключевым понятиям учебного материала // Педагогическая диагностика. – М., 2007. – №6. – С. 79-90.
20.Калдыбаев С.К. Развитие содержания понятия «Педагогические измерения» // Вестник кыргызского государственного университета им. И.Арабаева. Выпуск 1 (2011). Серия: педагогика и психология. Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития педагогического образования». – Бишкек, 2011. – С. 224-227.
21.Калдыбаев С.К. Педагогическая оценка: сущность и значение // Известия вузов. – Б., 2011. – №4. – С. 201-202.
22.Калдыбаев С.К., Байтуголова Ж.А. Портфолио как альтернативный способ оценивания учебных достижений студентов // Kultura i Wychowanie Журнал Высшей школы педагогики. – Лодзь (ПНР), 2012. – №3(1). –С . 61-68.
23.Калдыбаев С.К. О сущности и роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск, 2014. – №1. – С. 61-67.
24.Калдыбаев С.К., Байтуголова Ж.А. О понятии «учебные достижения студентов» в условиях компетентностного подхода // Педагогические измерения. – Москва, 2014. –№4. – С.57-68
25.Калдыбаев С.К. Вклад Ф.Гальтона в теорию педагогических измерений / 12-республиканская научно-практическая конференция посвященная 70-летию д.п.н., член-корр. НАН КР, проф. Э. Мамбетакунова. – Бишкек, 2015. – С. 505-508.
26.Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. – Москва: РАЕ, 2015. – №7. – С. 90-97.
27.Калдыбаев С.К., Жамакеева З.Э., Шамшидинова Б. Использование инструмента SAM в оценивании математической грамотности в начальной школе Кыргызской Республики // Качество образования в Евразии. – Москва, 2015. – №3. – С. 89-113.
28.Калдыбаев С.К., Содиков Н.М. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – Бишкек, 2016. – №1. – С.168-171.
29.Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О роли информатизации в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – Москва, 2016. – №6. – Часть 2. – С. 211-213.
30.Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2016. – №11. – Часть2. – С. 159-161.
31.Калдыбаев С.К. О системе оценивания в школьном образовании // Качество образования в Евразии. – Москва, 2017. – №5. – С. 69-80.
32.Калдыбаев С.К. Вопросы подготовки учителя нового поколения // Вестник КГУ им. И.Арабаева. – Бишкек, 2018. – Вып.2 (2018). Часть II. – С. 304-310.
33.Калдыбаев С.К., Зулпуева К.А. Программа цифровой трансформации в Кыргызстане и компьютерная грамотность // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2018. – №2. – С. 23-27.
34.Калдыбаев С.К., Бойко Е. Реализация повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2018. – №1. – С. 52-59.
35.Калдыбаев С.К., Ахсутова А.А. Основные направления информатизации образования в Кыргызстане // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2018. – №8. – С. 18-23.
36.Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. Вопросы создания электронных образовательных ресурсов // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2018. – №1. – С. 44-51.
37.Калдыбаев С.К. Компьютерная диагностика для полного усвоения знаний // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2018. – №2. – С.22-27.
38.Калдыбаев С.К., Исакова В.Т. Структура оценочной деятельности учителя // Тенденции развития науки и образования. – М., 2019. – № 55. – Часть 7. – С. 42-47
39.Калдыбаев С.К., Исакова В.Т. Структура оценочной деятельности учителя // Тенденции развития науки и образования. – М., 2019. – № 55. – Часть 7. – С. 42-47
40.Калдыбаев С.К., Жуманазаров К.П. Роль школьных учебников по математике в повышении познавательной активности учащихся // Тенденции развития науки и образования. – М., 2020. – № 61. – Часть 12. – С. 84-87.
41.Калдыбаев С.К., Зулпукарова Д.И. Онлайн окутууну уюштуруунун учурдагы абалы жана көйгөйлөрү // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2020. – № 2 (2). – С. 9-15
42.Калдыбаев С.К. Орозбаева А.А. Санариптик сабаттуулуктун ролу жана мааниси // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2020. – № 2 (2). – С. 43-50.
43.Калдыбаев С.К., Эсеналиева Г.А. Основные направления исследований по проблемам педагогического оценивания // Современное высшее образование: инновационный аспект. – Челябинск, 2020. – № 3. – С. 46-55.
44.Ongarbaeva, A.D., Kaldybaev, S.K., Kasymaliev, M.U., Kozhasheva, G.O., Yermekova, N.S. (2021). Methodology of preparing future computer science teachers to create electronic educational resources. World Educational Technology: Current Issues. 13(13), 386-396 https: //doi.org/10.18844/wjet.v13i3.5933
45.Murzabaev, K., Barpybaev, T., Toktomambetova, Z., & Kaldybaev, S. (2022). Some Ways of Integrated Teaching of Mathematics and Natural Sciences. Journal of Higher Education Theory and Practice, 22(6). https://doi.org/10.33423/jhetp.v22i6.5237
46.Калдыбаев С.К., Шамшидинова Б.С. О разработке заданий для аттестации учителей общеобразовательных школ. // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2022. – № 1. – С. 62-69