-
Ученая степенькандидат социологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеСоциологические науки
-
РегионРоссия / Тюменская область
Иванычева Татьяна Алексеевна родилась в г. Севастополе. Закончила Тюменский государственный университет (1990 г.), Тюменский государственный нефтегазовый университет (1997 г.). В 2001 г. закончила аспирантуру в Тюменском государственном нефтегазовом университете. В 2002 г. защитила диссертационное исследование по теме «Формирование ценностных ориентации личности в субъектно-объектном взаимодействии образовательного процесса» 22.00.06. Социология культуры, духовной жизни (2002), присуждена учёная степень - к.с.н. (2003 г.); присвоено учёное звание – доцент (2007 г.).
С сентября 1982 по февраль 2002 гг. в системе образования города Тюмени: учитель, классный руководитель, заместитель директора по УВР, и.о. директора (МАОУ СШ №27). C февраля 2002 года до 2016 г. доцент кафедры национальной экономики и менеджмента, к.соц.н. в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП») декан экономического факультета, дополнительно, с 2013 года - декан заочного факультета. С 2016 г. работает в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО»): до 2019 - начальник отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования; с сентября 2019 г. по январь 2023 г.в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) педагогических работников Тюменской области; с февраля 2024 года на кафедре подготовки и сопровождения управленческих кадров ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО». Общий трудовой стаж в сфере образования - с 1982 г., педагогический - с 1987 г., научно-исследовательской деятельности – с 1995 г.; стаж управленческой деятельности – с 1998 года.
Иванычева Т.А. - имеет более 355 публикаций, из них 180 научных работ, используемых в педагогической практике; 160 учебно-методических, автор более 65 научно-методических пособий, в том числе шесть с присвоением ГРИФ УМО РАЕ по классическому университетскому образованию и техническому образованию; автор семи монографий. Является членом РАЕ (2008 г.), Российского Общества Социологов (2012 г.), членом Международного научного сообщества - European Academy of Natural History (2012 г.), Член Гильдии Экспертов РФ – (2014 г.), эксперт программ в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ (2020 г); эксперт организационно-методического сопровождения конкурса «Флагманы образования»; «Педагогический диктант» (2023-2024 гг.). Сертифицированный Федеральный эксперт качества высшего профессионального образования РФ. Участник Всероссийских и Международных конкурсов «ЛУЧШЕЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ В ОТРАСЛИ» из серии «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ» (Москва, РАЕ: 2009 -2014 г.); международных выставок–презентаций учебно-методических изданий (2007-2024 гг.): «Парижского книжного Салона» (Париж, Франция); Международных выставок образовательных услуг (г.Москва, г. Сочи), Лондонской книжной выставки (Великобритания); Франкфуртской книжной выставки (Германия), Гонконг (Китай), Минск (Беларусь). Организатор, председатель областного конкурса Педагог года, номинация Мастер года (2017-2020 гг), региональный координатор, председатель конкурсной региональной комиссии Всероссийского конкурса Мастер года (2021-2024 гг), разработчик реализуемой "Программы развития системы среднего профессионального образования (СПО) Тюменской области (2019-2024 гг.). Абсолютный победитель в Межрегиональной Олимпиаде "Методист-ОНЛАЙН" в рамках Межрегионального Методического Форума "Профессиональное развитие педагога: векторы наставничества и сопровождения" (г.Санкт-Петербург, 2023 год).
За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, разработку учебно-методической литературы и многолетний добросовестный труд награждена Почетной Грамотой Губернатором Тюменской области В.В. Якушевым 2008 г). За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов награждена почётной грамотой Министерства образования и науки РФ (2010г.). Награждена отраслевой наградой «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (Приказ Минобрнауки России 2014 г. ). Имеет общественные награды: медаль имени В.И. Вернадского (2009 г.), золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования» (2012 г.) , золотая медаль «Европейское качество» (Gold medal "European Quality") (2013 г.), почетное звание "Заслуженный работник науки и образования" (2014 г.), медаль «За успехи в развитии юношества» (2018 г.), медаль "За верность традициям отечественного образования" (2023 г.); почетное звание «Основатель научного направления»: Развитие региональной системы подготовки кадров среднего профессионального образования на основе стратегии модернизации образовательного пространства (2019 г.) и Развитие региональной системы подготовки и сопровождения управленческих кадров в сфере образования на основе конвергентной модели развития управленческих компетенций (2024 г.). Член Общественного Совета по проведению независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (общественной экспертизы) при Департаменте физической культуре и спорта и дополнительного образования Тюменской области (2024)
Научные публикации
1. Иванычева Т.А. Наставничество как технология управления в образовательных организациях: системный подход (на примере Тюменской области) (в структурно-логических рисунках, схемах и таблицах). Методические рекомендации (для педагогов-наставников и наставников кадрового резерва). – Тюмень: ТОГИРРО, кафедра подготовки и сопровождения управленческих кадров, 2024. – 164 с.; Иванычева Т.А. Особенности системы наставничества в Тюменской области.//НАСТАВНИЧЕСТВО, МАСТЕРСТВО, КАРЬЕРА. Материалы международной конференции 25.01.2024 г. – Тюмень: ТОГИРРО, кафедра подготовки и сопровождения управленческих кадров, 2024. – 126 с. - С. 56-61. -[электронный ресурс]. - Режим доступа: materialy_conf_25.01.2024.pdf (togirro.ru) (дата обращения: 17.05.2024); Иванычева Т.А. Статегические ориентиры методической работы в современном образовании.//В сб.Лучшие практики реализации обновленных ФГОС в образовательных организациях Тюменской области. Методические материалы методистов муниципальных методических служб и МАОУ СОШ Тюменской области за 2023 год – Тюмень: ТОГИРРО ЦНППМ, 2023. – 121 с.; [электронный ресурс]. - Режим доступа: met_mat_luchshie_praktiki_obn_fgos.pdf (togirro.ru).- (дата обращения 28.02.2024); Иванычева Т.А. Наставничество как социальный ресурс развития педагога (на примере Тюменской области).- С. 467-474.// В сб.: Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии : Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург. - ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2023. – 663 с.
2. Иванычева Т.А. Компетенции современного руководителя образовательной организации: структура, диагностика, механизмы развития (в структурно-логических рисунках и таблицах). Методические рекомендации для управленческих кадров (руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей, руководителей филиалов, кадрового резерва). – Тюмень: ТОГИРРО, кафедра подготовки и сопровождении управленческих кадров, 2024. – 93 с.; Иванычева Т.А. «SOFT SKILLS»: управление организационным поведением в образовательной организации(в структурно-логических рисунках, схемах и таблицах). Методические рекомендации для управленческих кадров (руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей, руководителей филиалов, кадрового резерва). – Тюмень: ТОГИРРО, кафедра подготовки и сопровождении управленческих кадров, 2024. – 50 с.; Иванычева Т.А. Формирование компетентностного стиля управления на основе освоения технологии управления организационными изменениями в сфере образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №2. – С.153-154.; Иванычева Т.А. Управление изменениями в сфере образования (на примере Тюменской области) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3 – С. 160-160.; Иванычева Т. А. Коммуникации педагога - структуры и приёмы. Методические рекомендации для дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (модуль «эксклюзивной» программы развития softкомпетенций) [Текст]. Тюмень: Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. ТОГИРРО, 2019. – 21 с. [электронный ресурс].- Режим доступа: 2019_ivanycheva_ta_kommunikacii_pedagoga.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023); Иванычева Т.А. Коммуникации современного педагога: стили и модели общения в образовательном процессе . Методические рекомендации для дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные коммуникации в жизни педагога» (Модуль «эксклюзивной» программы развития soft-компетенций) [Текст]. Тюмень: Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2020. - 25 с.- [электронный ресурс].- Режим доступа: 2019_ivanycheva_ta_kommunikacii_pedagoga.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023).
3. Иванычева Т.А. Методические рекомендации по результатам экспертизы эффективности деятельности муниципальных методических служб по показателям системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Тюменской области (в рамках «Системы обеспечения профессионального развития педагогических работников» (показатель 2.2) – Тюмень: ТОГИРРО ЦНППМ, 2023. – 36 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: metrek_rez_effekt_mms_2023.pdf (togirro.ru).- (дата обращения 02.11.2023); Иванычева Т.А. Аналитическая справка по результатам экспертизы эффективности деятельности муниципальных методических служб Тюменской области (2022 -2023 учебный год) – Тюмень: ЦНППМПР г. Тюмень, ТОГИРРО, 2023. – 134 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: metrek_2023_exp_mon_mms.pdf (togirro.ru) .- (дата обращения 02.11.2023); Иванычева Т.А. Методические рекомендации по результатам экспертизы эффективности деятельности муниципальных методических служб Тюменской области в рамках «Системы обеспечения профессионального развития педагогических работников» (показатель 2.2) – Тюмень: ЦНППМ ПР г.Тюмень, ТОГИРРО, 2022. –38 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: 2022_metrek_exp_2.2.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023).
4. Иванычева Т.А. Формирование и развитие глобальных компетенций обучающихся как элемента функциональной грамотности. С.21-24. //В сб. «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла, информатики и технологии. Обновление ФГОС и формирование
функциональной грамотности». Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 14 декабря 2022 г. / «Вестник ТОГИРРО», № 2 (49), 2022. Тюмень: ТОГИРРО, 2022. – 84 с.; Иванычева Т.А. Общие подходы к оценке функциональной грамотности: глобальные компетенции. Методические материалы в схемах и таблицах [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. - 25 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: 2021_obsh_podhody_ocenka_func_gramotnost.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023);
5. Иванычева Т.А. Содержание, ресурсы и инструменты цифровой образовательной среды для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях Тюменской области. - С. 27-33. // В сб.: «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» по итогам III Всероссийской научно‐практической конференции (Томск, 17 декабря 2022 г.). - с.202. / отв. ред. Н.А. Семенова; Томский государственный педагогический университет. – Томск: Издательство ТГПУ, 2023. – [электронный ресурс]. Иванычева Т.А. Алгоритм написания проектных и исследовательских работ. Методический материал для педагогов Тюменской области, занимающихся проектной и исследовательской работой в образовательной организации (часть 1) [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. - 25 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: 2021_ivanycheva_ta_algoritm_napisaniya_1.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023); Иванычева Т.А. Структура, правила оформления, защиты проектных и исследовательских работ. Методический материал для педагогов Тюменской области, занимающихся проектной и исследовательской работой в образовательной организации (часть 2) [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. - 25 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа:2021_prof_WorldSkills_Russia.pdf (togirro.ru)(дата обращения 13.11.2023);
6. Иванычева Т.А. Методический материал (брошюра №1) «Помогаем стать профессионалом: педагогическое направление» предназначена для педагогов образовательных организаций Тюменской области, занимающихся вопросами профоритационного направления [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. - 9 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: 2021_prof_WorldSkills_Russia.pdf (togirro.ru) (дата обращения 13.11.2023); Методический материал (брошюра №2) «Помогаем стать профессионалом: педагогическое направление» предназначена для педагогов образовательных организаций Тюменской области, занимающихся вопросами профоритационного направления [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. - 15 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: 2021_pedagogicheskoe_napravlenie.pdf (togirro.ru)(дата обращения 13.11.2023); Иванычева Т.А. Общие подходы профориентационной работе с детьми инвалидами и ОВЗ (методические материалы) [Текст]. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. – 17 с.[электронный ресурс]. - Режим доступа: 2021_ivanycheva_ta_obsh_podhody_proforient_dety_inv.pdf (togirro.ru)(дата обращения 13.11.2023)
7. Иванычева Т.А. Формирование ценностных ориентаций личности в субьектно-обьектном взаимодействии образовательного процесса //Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Тюмень, 2002 .- 157 с.; Иванычева Т.А. Инновация в системе образования. –Тюмень: ТГИМЭУП, 2002. (коллективная монография).– 312 с.; Иванычева Т.А. Ценности субъектов образовательного пространства как компонент культуры (по результатам социологического исследования 1996-2006 гг). Монография. Тюмень (ТГИМЭУП).- 2027.- 108 с.; Иванычева Т.А. Организационная культура – социальный ресурс развития организации в современных социокультурных условиях. Монография / Т. А. Иванычева; Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования Тюменской обл. «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права». Тюмень, 2010. – 228 с.; Иванычева Т.А. Социальные аспекты в вопросах управления государственной собственностью Российской Федерации. Монография / Т. А. Иванычева, П. С. Иванычев ; Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования Тюменской обл. "Тюменская гос. акад. мировой экономики, упр. и права". Тюмень, 2010. – 196 с.
8. Иванычева Т.А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 65-66.; Иванычева Т.А. Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Тюменской области. Коллективная монография. / Т. А. Иванычева, Шатохин Г.Г., Шумихина С.А., Ларченко И.Н., Шатохин А.Г., Костоломова М.К., Шаталова Т.В. – Тюмень, ТОГИРРО, 2018. – 129 с.