-
Ученая степенькандидат искусствоведения
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Ярославская область
Научные публикации
1981
1. О системном подходе к проблеме развития слуха в детской музыкальной школе. – Ярославль: ЯТУ (вуз), 1981 (рукопись, хранится в информационном центре при департаменте культуры и туризма при Администрации Ярославской области).
1983
2. Потребление произведений музыкального искусства как средство формирования художественного потенциала личности // Деятельность учреждений культуры и искусства по идейно-политическому, эстетическому и нравственному воспитанию трудящихся: Материалы IV научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства. – Орел, 1983.
1984
3. Использование общности науки и искусства в совершенствовании методики управления процессом музыкального восприятия // Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Материалы Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства. В 2 ч. Ч. 1. [Текст]. – Саратов, 1984. – С. 150–152.
4. Об основных приемах управления процессом восприятия музыкального произведения // Научно-технический прогресс и формирование личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции [Текст]. – Свердловск: Изд-во УПИ, 1984. – С. 20.
5. Музыкально-эстетическое воспитание как средство формирования общей культуры студентов // Проблемы воспитания студентов в процессе обучения в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: Материалы межвузовской научно-практической конференции [Текст]. – Ярославль, 1984. – С. 40–41.
6. О взаимосвязи музыкального и актерского дарования (к проблеме методики прогнозирования актерской одаренности на основе изучения музыкальных данных абитуриентов ЯТУ (вуза) // Рукопись депонирована в НИО Информкультура Гос. б-ки имени В.И. Ленина, 26.09.84, № 797. 29 с.
1985
7. Формирование у студентов способности к восприятию взаимодействия искусств // Пути совершен-ствования подготовки специалистов в вузе в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Материалы межвузовской научно-практической конференции [Текст]. – Ярославль, 1985. – С. 31–32.
1988
8. К вопросу о границах жанрового содержания музыки (на примере ее интерпретации актером драматического театра) // Рукопись депонирована в НИО Информкультура Гос. б-ки имени В.И. Ленина, 23.06.88, № 1776
9. К вопросу о системном подходе к развитию музыкальности актера в процессе обучения в театраль-ной школе // Перестройка и творчество в науке и практике: Материалы конференции Ярославского отделения Философского общества СССР [Текст]. – Ярославль, 1988. – С. 115–116.
1990
10. На пути к использованию системного подхода в музыкальном воспитании драматического актера // Овладевая театральной профессией: Проблемы комплексного воспитания и обучения. Сб. статей [Текст]. – М.: Прометей, 1990. – С. 28–36.
1992
11. Становление музыкального искусства в условиях первобытнообщинного строя // Культура моего народа и народов мира. Глава из учебного пособия, 5 класс (на правах рукописи, в соавторстве с Пайковым Н.Н., Савельевым А.А., Тихменевой Н.И. и др.). – Ярославль: Институт усовершенствова-ния учителей, 1992. – 1 п.л.
1995
12. Фонохрестоматия по музыке к учебному комплексу «Культура моего народа и народов мира», 5 класс (в соавторстве с А.Ф. Пешковым и А.А. Савельевым) [Текст и аудио]. – Ярославль, 1995. – 54 с.
13. О методике развития музыкально-интонационного слуха студентов – актеров театра // Информати-зация и проблемы гуманитарного образования: Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар–Новороссийск: КГУКиИ, 1995. – С. 149–152.
1996
14. Академия музыки как способ формирования духовной культуры // Мир культуры: человек, наука, ис-кусство: Материалы международной научной конференции ученых, аспирантов, студентов [Текст]. – Самара, 1996. – С. 258–260.
15. Музыкальный текст как информационная система // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар–Новороссийск: КГУКиИ, 1996. – С. 304–306.
1997
16. «Новое передвижничество»: Из единичного факта культуры – в устойчивую форму духовной жизни [Текст] // Журнал «Музыкальная академия». –1997. – № 1. – С. 58–61.
17. Музыкальный жанр как форма социальной памяти в культуре // Информационное общество: культу-рологические аспекты и проблемы. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар–Новороссийск: КГУКиИ, 1997. – С. 202–205.
1998
18. Пластические искусства и музыка. Тексты для чтения // Первобытное общество и архаические куль-туры. Вып. 1. Первобытное человечество. Традиционные культуры. Для 5 класса гуманитарно ори-ентированной общеобразовательной средней школы: темы 10–11: Пластические искусства и музыка (в соавторстве с А.А. Савельевым и Т.С. Злотниковой) / Науч. ред. Н.Н. Пайков [Текст]. – Ярославль, 1998. – С. 204–227.
19. Музыкальная культура города как процесс (на примере Ярославля) [Текст] // Журнал «Музыкальная академия». – 1998. – № 3–4. Книга первая. – С. 88–98.
20. Об одном подходе к исторической информации при изучении музыкальной культуры регионального города (на примере Ярославля) // Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар–Новороссийск: КГУКиИ, 1998. – С. 143–146.
1999
21. Частная музыкальная школа композитора, дирижера и пианиста Николая Николаевича Алмазова (к 100-летию открытия школы). // Ежегодный календарь памятных дат Ярославской области за 1998 г. (Ярославская областная универсальная научная библиотеки имени Н.А. Некрасова; Ярославское краеведческое общество) [Текст]. – Ярославль, 1999. – С. 32–34.
22. Я убежден, что родился именно дирижером... [Текст] // Журнал «Музыкальная академия». – 1999. – № 1. – С. 109–116.
23. Эволюция музыкальной формы фортепианных прелюдий А.Н. Скрябина. Очерк [Текст]. – Ярославль: Изд-во ДИА-пресс, 1999. – 97 с.
24. Пути развития музыкальной культуры Ярославля на рубеже XIX–XX веков // «От мудрости и святости былого...»: Материалы VII Тихомировских краеведческих чтений [Текст]. – Ярославль, 1999. – С. 115–117.
2000
25. Ярославское Общество любителей музыкального и драматического искусств (к 125-летию со дня основания) // Ежегодный календарь памятных дат Ярославской области за 1999 г.: (Ярославская областная научная универсальная библиотека имени Н.А. Некрасова) [Текст]. – Ярославль, 2000. – С. 28–31.
26. Ярославское Хоровое Общество (к 100-летию со дня основания) // Ежегодный календарь памятных дат Ярославской области за 1999 г. (Ярославская областная научная универсальная библиотека имени Н.А. Некрасова) [Текст]. – Ярославль, 2000. – С. 26–28.
27. Сигнальность в музыке как средство кодирования конкретной общественной информации // Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар–Новороссийск: КГУКиИ, 2000. – С. 120–124.
28. Н.Н. Алмазов (1864 –1918) – видный музыкальный деятель Ярославского края на рубеже XIX–ХХ веков / «Первые Алмазовские чтения»: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы региональной научной конференции [Текст]. – Ярославль, 2000. – С. 3–21. (Издана на грант Президента РФ)
2001
29. Музыка в спектакле // Спецкурс для режиссеров театра кукол и театра драмы, художников-постановщиков театра кукол и театра драмы. – Ярославль: ЯГТИ, 2001.
30. Программы по музыкальному воспитанию, истории музыки и спец. курсу «Музыка в спектакле» для режиссеров и художников-постановщиков в театральном вузе сб. «Комплект учебных программ по специальности «Актер драмы и актер театра кукол» [Текст]. – Ярославль: ЯГТИ, 2001.
31. Музыкальный процесс как информационная составляющая культурогенеза // Информационная свобода и информационная безопасность: Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар: КГУКиИ, 2001. – С. 212–216.
32. Музыка в спектаклях Ярославского академического театра имени Ф. Г. Волкова 80-х годов (о некоторых принципах и приемах введения музыки в театральный спектакль) // Музыкальное искусство в системе мастерства актера: Сб. науч. работ, посвященный пятилетию кафедры музыкального воспитания Ярославского государственного театрального института [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2001. – С. 24–42.
2002
33. К вопросу об этнической составляющей музыкальной информации// Парадигмы XXI века: Информа-ционное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар: КГУКиИ, 2002. – С. 169–171.
34. У Ярославля должна быть своя музыкальная биография // «Вторые Алмазовские чтения»: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Материалы региональной научной конференции. – Ярославль: Изд-ва «Ремдер», 2002. – С. 5–26.
35. Музыкальное искусство как средство достижения межэтнической толерантности // Сб. научных тру-дов «Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности: МГУ им. М.В. Ломоносова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Международная академия психологических наук: – Ярославль, 2002 – С. 24–42.
2004
36. Музыкальный факт как индикатор состояния социально-исторического информационного поля // Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты. Материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар: КГУКиИ, 2004. – С. 297–302.
37. Музыкальный факт как составляющая поэтики А.П. Чехова // «100 лет после Чехова»: Научный сборник: Материалы научно-практической конференции [Текст] (Ярославль, май 2004) и интернет-конференции (портал Auditorium.ru, апрель–июнь 2004). – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – С. 65–70.
2005
38. Новый взгляд на историю музыкальной культуры Ярославля (к 100-летию со дня основания Яро-славского отделения Императорского русского музыкального общества и основания музыкальных классов – родоначальников Ярославского музыкального училища имени Л.В. Собинова и Детской школы искусств имени Л.В. Собинова) // «Третьи Алмазовские чтения»: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы международной научной конференции [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2005. – С. 60–74.
39. Музыкально-информационный процесс как модель самоорганизации этно-социо-культурного информационного потока // Информационная культура и эффективное развитие общества: матер. междунар. науч. Конфер [Текст]. – Краснодар, 21–24 сент. 2005г. – С. 299–305.
40. Музыкальное произведение как интегратор коммуникативных ситуаций в условиях образовательного процесса // Образование в пространстве культуры: Сборник научных статей. Вып. 2 / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российский ин-т культурологии; Научный Совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия / И.М. Быховская (отв. ред.) и др. [Текст]. – М.: РИК, 2005. – С. 89–95.
2006
41. Музыкальный жанр как форма интеграции сигнала, знака и значения // Информационная культура общества и личности в XXI веке: матер. междунар. науч. конфер. [Текст]. – Краснодар, 20–23 сент. 2006 г. – С.386–391.
2007
42. Информационный анализ музыкального текста на уроках музыки (на примере монограммы BACH) // Свет разума: материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ч. 2. [Текст]. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – С. 155–164.
43. Музыкальный текст как синкретическое информационное поле (опыт информационного анализа монограммы BACH) // Информационные и коммуникационные науки в изменяющейся России: материалы международной научной конференции [Текст]. – Краснодар, 20–23 сент. 2007 г. – С.307–314.
44. Библиотека как самоорганизующаяся информационная система // Книжная культура Ярославского края: материалы научной конференции. 10–11 октября 2007 г. / Яросл. обл. универс. науч. б-ка им. Н.А. Некрасова. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Каф. краеведения и музеологии [Текст]. – Ярославль, 2007. – С. 127–132.
45. Музыкально-информационный диалог в аспекте идентификации личности // Материалы международной научной конференции (10–11 ноября 2006 г.), посвященной 160-летию начала педагогической деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле. Четвертые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2007. – С. 423–428.
46. Усадебная культура в контексте туристических ресурсов Ярославского края // Материалы международной научной конференции (10–11 ноября 2006 г.), посвященной 160-летию начала педагогической деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле. Четвертые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2007. – С. 153–163 (в соавторстве с Лётиным В.А.)
47. Художественный предмет в театре кукол как выражение личности актера // Материалы международной научной конференции (10–11 ноября 2006 г.), посвященной 160-летию начала педагогической деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле. Четвертые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2007. – С. 405–410 (в соавторстве с Домбровским В.А.)
2008
48. Елена Михайловна Орлова в Ярославле // Елена Михайловна Орлова – известная и неизвестная: Сб. науч. статей и материалов, посвященный 100-летию со дня рождения Е.М. Орловой. – СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, кафедра истории русской музыки, 2008. – С. 114–121.
49. Странность как внемузыкальный принцип формообразования в творчестве А.Н. Скрябина // А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века [Текст]. – М.: Изд-во «Композитор», 2008. – С. 32–40.
50. Ярославское Общество любителей музыкального и драматического искусств в аспекте процесса либерализации общечеловеческих духовных ценностей // Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: Всероссийская научно-практическая конференция 10–12 сентября 2008 г. Ярославский государственный университете им. П.Г. Демидова: сборник докладов и материалов конференции [Текст] / Отв. ред. В.М. Марасанова / Российский гуманитарный научный фонд. – М., 2008. – С. 192–194.
2009
51. Сценография как инструмент вторичной социализации личности (на примере творчества сценографа) // Материалы международной научной конференции (14–15 ноября 2008 г.), посвященной 100-летию со дня рождения основателя Ярославской театральной школы Ф.Е. Шишигина. Пятые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2009. – С. 209–215. (соавтор Чуй М.В.)
52. Творческий путь Льва Самойловича Бакста как маргинальное явление // Материалы международной научной конференции (14–15 ноября 2008 г.), посвященной 100-летию со дня рождения основателя Ярославской театральной школы Ф.Е. Шишигина. Пятые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2009. – С. 377–382. (соавтор Чуй М.В.)
53. Эмоционально-творческая составляющая артистизма учителя как инструмент дидактики // Материалы международной научной конференции (14–15 ноября 2008 г.), посвященной 100-летию со дня рождения основателя Ярославской театральной школы Ф.Е. Шишигина. Пятые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2009. – С. 446–451. (соавтор Рослова П.А.)
2011
54. Текст музыкального произведения как проекция творческой личности посредством индивидуальных сигнальных и знаковых систем // Материалы международной научной конференции (19 ноября 2010 г.), посвященной 1000-летию г. Ярославля. Шестые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2011. – С. 165–171.
55. Вокальный текст в аспекте идентификации личности певца // Материалы международной научной конференции (19 ноября 2010 г.), посвященной 1000-летию г. Ярославля. Шестые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2011. – С. 350–352 (соавтор Прокофьева Н.Г.)
2013
56. «Концепция духовности в творчестве композитора Владимира Мартынова (теоретический и практический аспекты)» // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки = Yaroslavl pedagogical bulletin [Текст] : Научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – № 1. – Том 1 (Гуманитарные науки) – С. 206–210 (соавтор Рослова П.А.)
57. «Музыка слова» как смысловое единство // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований `2013». – Выпуск I. Том 44. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. – С. 16–29 (ЦИТ: 113-0771).
58. «Курс “История музыки” на актерском факультете театрального вуза в аспекте эволюционно-систематической методологии» в сборнике «Театр и театральная педагогика Украины в ХХІ веке: теория, методология, практика: материалы ІV Всеукраинской научно-практической конференции (Луганск, 21 – 22 февраля 2013 г.). – Луганск: Изд-во ЛГАКИ, 2013. – С. 16-22. – УДК 378.147;
2014
59. Шекспир и музыка (пути театрализации музыки в драматургии и спектакле) // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2014 – № 65 июнь. ISSN 2073-0071.
60. «Парус поднят…» // Журнал «Угличе поле». – 2014. – № 3 (23). – С. 126-133.
61. Введение в теорию и практику музыкального искусства; учебное пособие-хрестоматия по дисциплине «Музыкальное воспитание». – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2014. – 104 с. (соавтор Н.А. Бадан)
2016
62. Кафедра музыкального воспитания ЯГТИ: пути становления (наставники и их учителя) // Российская театральная школа в XXI веке: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 35-летия Ярославского государственного театрального института. - Ярославль: ЯГТИ, 2016. - 136-147.
63. Мелос как специфическая разновидность информационного поля // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: материалы I международной научно-практической конференции / науч. ред. докт. пед. наук О.В. Бочкарева. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 28-31.
64. Артистизм учителя как инструмент дидактики // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: материалы I международной научно-практической конференции / науч. ред. докт. пед. наук О.В. Бочкарева. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 31-35 (в соавторстве с П.А. Рословой).
65. Первичные жанры музыки как инструменты развития воображения актёра (на примере \\\"Детского альбома\\\" П.И. Чайковского) // Театр. Время. Герой: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, г. Уфа / Отв. ред. Т.Н. Хайбуллина. - Уфа, 2016. - С. 141-149.
66. Музыкально-информационный процесс как модель самоорганизации этно-социо-культурогенного информационного потока и как инструмент дидактики // Интернет-ресурс. Всероссийский интернет-педсовет. Режим доступа http://new.pedsovet.org/articles/article/view/id/211020 05.02.2016 (сертификат129480)
67. Введение в теорию и практику музыкального искусства; учебное пособие-хрестоматия по дисциплине «Музыкальное воспитание» 2-е изд., исправленное и дополненное. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2016. – 136 с. (соавтор Н.А. Бадан)
2017
68. О сакральном смысле тишины в «Тихих песнях» Валентина Сильвестрова // «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»: материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 апреля 2017. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – С. 34-37.
2018
69. Музыкальное произведение как аккумулятор музыкально-информационных процессов // «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»: материалы III международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2018. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – С. 37-40.
2019
70. Музыкальное оформление дипломного спектакля как педагогическая проблема (на примере дипломного спектакля «Слон» по пьесе А.А. Копкова) // Учебный спектакль в современной театральной школе: Материалы Российской (с международным участием) научно-практической конференции (Ярославль, 10 декабря 2018 г.). – Ярославль: ЯГТИ, 2019. – С. 36-45.
71. Мифологический контекст как информационный ресурс музыкального текста (на примере «Парсифаля» Рихарда Вагнера // «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»: материалы IV международной научно-практической конференции, 27-29 марта 2019. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. – С. 41-45.
72. Владимир Касторский. Пленительный бас Мариинской оперы // Книжная культура Ярославского края – 2018: сборник статей и материалов / Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова: под ред. Н.В. Абросимовой. – Ярославль, 2019. – 190-192 с.
2020
73. Музыкальный текст как результат музыкально-языковой и музыкально-речевой деятельности // «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»: материалы V международной научно-практической конференции (13 марта 2020 г., Ярославль) / науч. ред. к. пед. п. О. М. Фалетрова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – С. 6-10.
74. Эволюционно-систематическая методология как практический срез курса «Истории музыки» в театральном вузе // Методические рекомендации по освоению образовательной программы высшего образования специальности 52.05.01 "Актерское искусство" (Специализации "Артист драматического театра и кино", "Артист театра кукол"). Сборник статей. Ярославль, 2020. С. 15-29
75. Изоморфизм первичных сигнальных жанров музыки // Erbe der europäischen wissenschaft: philosophier, philologie, geschichte, kunstwissenschaft. Monografische Reihe "Europäische Wissenschaft". Buch 2. Teil 7. 2020. Seiten 167-174; 194-195.
Brodova I.A. Isomorphism of Primary Signaling Genres of Music// Erbe der europäischen wissenschaft: philosophier, philologie, geschichte, kunstwissenschaft. Monografische Reihe "Europäische Wissenschaft". Buch 2. Teil 7. 2020. Seiten 167-174; 194-195.
2021
76. Музыкальный спектакль как результат музыкальной и сценической языковой и речевой деятельности (из опыта работы в Ярославской театральной школе) // Российская театральная школа в XXI веке: материалы Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) / сост. и научн. ред. И.В. Азеева. ̶ Ярославский государственный театральный институт, 2021. ̶ С. 175-184.
77. Ритмоинтонационный фазис как первичная информационная структура мелоса (к вопросу методики анализа вокальных произведений) // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития: материалы VI международной научно-практической конференции [22 апреля 2021 г., Ярославль] / под науч. ред. С.А. Томчук. ̶ Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. ̶ С. 32-42.
78. Некоторые аспекты методики обучения студентов Ярославского государственного театрального института ансамблевому пению // Российская театральная школа в XXI веке: материалы Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2022 г.) / сост. и научн. ред. И.В. Азеева. Ярославль, 2021. С. 209-218. (соавтор Рослова П.А.)
79. Музыка в романе Германа Гессе «Игра в бисер» как изоморфный знак // Диалоги о культуре и искусстве»: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 15–17 окт. 2020 г.). В 3 ч.: ч. 1 / отв. ред. Е. В. Баталина-Корнева; ред. кол.: А. А. Лисенкова, М. М. Чудинова; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2020. ̶ С. 298-302. ( 476 с.)
80. Музыкальный текст как целостная информационная структура виртуальной реальности // Журнал «Проблемы музыкальной науки». ̶ 2021 ̶ № 2 ̶ 49-57. (журнал входит в РИНЦ, ядро РИНЦ, ESCL, Web of Science, Scopus. CrossRef)
81. Вокальные упражнения для студентов театрального вуза: методическое пособие. ̶ Ярославль: Издательство «Ремдер», 2021. ̶ 76 с. (в соавторстве с П.Д. Сукмановым).
82. Музыкально-жестовая речь как изоморфный жанрово-сценический знак
(на примере «музыкального театра» А.Н. Скрябина) // Спектакль XXI века: жанр как проблема: сборник научных статей по итогам межвузовского научно-практического семинара «Спектакль XXI века» (ЯГТИ, 31 мая 2021 г.). / Сост. и научн. ред. И. В. Азеева. ̶ Ярославль: ЯГТИ, 2021. ̶ Вып. 2. ̶ С. 29-37.
2022
83. Музыкальная фактура как контекстный знак мелоса // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития. Материалы VII международной научно-практической конференции [1 апреля 2022 г., Ярославль] / под науч. ред. С. А. Томчук. ̶ Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. ̶ С. 42-47.
84. Основы теории и практики музыкального искусства. Учебное пособие по дисциплине «Музыкальное воспитание». ̶ Ярославль: Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина; Изд-во «Ремдер», 2022. ̶ 144 с.
2023
85. К вопросу об исполнительском анализе вокального произведения драматическим актёром (из опыта работы в Ярославском государственном институте имени Фирса Шишигина) // Российская театральная школа в XXI веке материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Ярославль, 5 декабря 2022 г.) / сост. и научн. ред. И. В. Азеева. ̶ Ярославль: ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 2023. ̶ С. 22-30.
86. Музыкальный спектакль как синкретический информационный процесс (к вопросу об изоморфизме знаковых систем искусства) // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития. Материалы VIII международной научно-практической конференции [6 апреля 2023г., Ярославль] / под науч. ред. С. А. Томчук. ̶ Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. ̶ С. 88-93.