-
Ученая степеньДоктор педагогических наук
-
Ученое званиеЧлен-корреспондент Российской академии образования
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Москва
Краткая справка
Член-корреспондент Российской академии образования (2006), действительный член (академик) Международной педагогической академии (1996), действительный член (академик) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (2010).
Ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Основатель Научной школы человекосообразного образования. Автор Доктрины образования человека в Российской Федерации.
Создатель дидактической эвристики - теории и технологии креативного обучения. Разработал компетентностный подход к обучению, в котором разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека). Автор метапредметного подхода в обучении, многих инноваций в образовании.
Самый цитируемый педагог России по версии РИНЦ среди 55 000 авторов-педагогов. На работы А.В.Хуторского в системе Elibrary.ru зафиксировано более 28 000 ссылок. Индекс Хирша 56.
Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (с 2008 г.). Главный редактор Интернет-журнала «Эйдос», Вестника Института образования человека. Победитель ряда грантов, в том числе гранта Президента России для молодых докторов наук. Награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2002).
Биографические данные
Родился 6 октября 1959 года. В 1981 году окончил физико-математический факультет Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского. В 1986 году после окончания годичной аспирантуры НИИ СиМО АПН СССР защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 году в Диссертационном совете защитил докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы эвристического обучения».
17 лет работал учителем, завучем, директором школы в Калуге, Калужской и Московской областях (1981-1989), преподавателем Орехово-Зуевского педагогического института (1986-1989), зав. кафедрой научно-естественного цикла школы №734 Центра воспитания гармоничной и социально активной личности АПН СССР (школа А.Н. Тубельского) (1989-1990), учредителем и директором Школы свободного развития в п. Черноголовка Московской обл. (1992-1997), докторантом и преподавателем кафедры педагогики Московского педагогического университета (1995-1998), зав. лабораторией, зав. отделом проблем дидактики и психологии, зам. директора по научной работе Института общего среднего образования РАО (ныне Институт содержания и методов обучения РАО) (1998-2011).
Разработал и внедрил в практику модель распределенного обучения - Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru), который проводит дистанционные эвристические олимпиады, конференции, курсы, конкурсы, проекты для школьников и педагогов. Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад (с 1997 года более 250 тыс. участников). Разработал и провёл с коллегами около 100 дистанционных образовательных проектов для педагогов и школьников. Автор и председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» (1999-2014) проектов «Эвристический класс», «Школа самореализации» и др.
С 2011 года – директор Институт образования человека (https://eidos-institute.ru). Председатель дистанционного Учёного совета.
Автор и редактор около 1000 работ в области педагогики, дидактики, методологии образования, современных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Педагогика» (2019), «Дидактика» (2017), «Современная дидактика» (2001, 2007); «Дидактическая эвристика» (2004); «Педагогическая инноватика» (2005-2010); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В. Краевским, 2007-2008); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (2009); «Интернет в школе» (2000), «Эвристическое обучение» (2011-2012), «Компетентносный подход в обучении» (2012), «Системно-деятельностный подход в обучении» (2012), «Метапредметный подход в обучении» (2013), Методология педагогики : человекосообразный подход (2014), Доктрина образования человека в Российской Федерации (2015).
Персональный сайт А.В.Хуторского - http://khutorskoy.ru
Аккаунт в Фейсбуке - https://www.facebook.com/akhutorskoy
Научные публикации
1.Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
2.Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. – 720 с.
3.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»).
4.Хуторской А.В. Метапредметный урок : Методическое пособие.— М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 74 с. (Серия «Современный урок»).
5.Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).
6.Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).
7.Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 51 с. (Серия «Научная школа»).
8.Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение» : Программа и методика занятий в 5-6 классах : Методическое пособие для учителя : 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. – 132 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
9.Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
10.Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
11.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
12.Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
13.Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»).
14.Хуторской А.В. Метапредмет «Числа» : Методическое пособие для учителей начальной школы : 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 80 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
15.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
16.Хуторской А.В., Король А.Д. Эвристический практикум по основам педагогики : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов, для студентов медико-диагностического факультета специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело / А.В. Хуторской, А.Д. Король – 2-е изд. – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 184 с.
17.Хуторской А.В., Король А.Д. Эвристика и телекоммуникации в медицинском вузе : учебно-методическое пособие / А.В. Хуторской, А.Д. Король – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 128 с.
18.Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 152 с.
19.Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь. 4 класс / А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 143 с.
20.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
21.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
22.Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
23.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
24.Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. (Профильная школа).
25.Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Бином, 2007. - 175 с.
26.Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб.пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений / А.В.Хуторской, А.П.Орешко. - М.: Дрофа, 2007. - 253, [3] с.: ил., 1 л.цв.вкл. - (Элективные курсы).
27.Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: метод. рекомендации к элективному курсу А.В. Хуторского, А.П. Орешко «Технология создания сайтов» / А.В. Хуторской, А.П. Орешко. — М.: Дрофа, 2007. — 126, [2] с. — (Элективные курсы).
28.Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.
29.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
30.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
31.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.; ил. – (Серия "Учебное пособие").
32.Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
33.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
34.Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М.: АРКТИ, 2001. – 192 с.
35.Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).
36.Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. – 304 с.
37.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
Полный список трудов на персональном сайте А.В.Хуторского - http://khutorskoy.ru/books/