-
Ученая степеньдоктор искусствоведения
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Калининградская область
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"
Кандидатская дис.: «Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна»
(Дис. совет Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 2005 г.)
Докторская дис.: «Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве: На материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков»
(Дис. совет Д 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, 2013 г.)
Заслуженный работник науки и образования РАЕ
Награждена медалью им. В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (Решение Президиума РАЕ № 255 от 3 марта 2010)
Лауреат Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Юность, Наука, Культура», (Свидетельство серия ТЗ № 005375). Москва, 2006 г.
Лауреат Всероссийского молодежного заочного конкурса научно-исследовательских и творческих работ «ЮНЭКО – 2008», (Свидетельство серия СЛ № 004022). Москва, 2008 г.
Лауреат Всероссийской выставки из серии «Золотой фонд отечественной науки» за лучшее учебно-методическое издание в отрасли, монографию с грифом Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства «Рекомендовано в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство»». (Решение Президиума Совета УМО от 8 июня 2009 г.)
РАЕ, Москва, 2010 г.
Работала в Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова, Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Официальная должность: доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В Собинова, кафедры музыкально-инструментальной подготовки факультета искусств и художественного образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
С 2015 по 2017 являлась сотрудником Государственного бюджетного учреждения Калининградской области образовательной организации дополнительного профессионального образования «Образовательно-методический Центр» Министерства по культуре и туризму Калининградской области
Официальная должность: заместитель директора по научно-методической работе.
Текущее место работы – Министерство по культуре и туризму Калининградской области
Официальная должность: заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области
В качестве эксперта аттестационной комиссии по анализу и экспертизе профессиональной деятельности преподавателей в сфере дополнительного образования детей, утвержденной Службой по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области, осуществлено 59 экспертных оценок устойчивых результатов деятельности преподавателей образовательных учреждений ДОД (в период с 2015 по настоящее время).
Является членом жюри международных, всероссийских, региональных и областных конкурсов исполнительского и педагогического мастерства, в том числе регионального отборочного тура Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», (Калининград, 2016, 2017), «The Beautiful B Flat», 2020, «Лучший преподаватель Детской школы искусств Калининградской области-2020».
Награждена Благодарственным письмом Министерства культуры Правительства Калининградской области за вклад в развитие музыкального образования в регионе (Калининград, 2016).
Прошла профессиональную переподготовку в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление», (Калининград, 2019).
Награждена Благодарственным письмом Президента Российской Федерации В.В. Путина за значительный вклад в подготовку и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Награждена Благодарственным письмом Губернатора Калининградской области за добросовестный труд, высокий уровень профессионализма и большой вклад в подготовку и проведение на территории Калининградской области чемпионата мира по футболу 2018 года (Калининград, 2019).
Награждена Почетной грамотой Правительства Калининградской области за большой вклад в развитие культуры Калининградской области и высокий уровень профессионализма (Калининград, 2020).
Награждена Благодарственным письмом Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Пятикопа за значительный личный вклад в развитие культуры Калининградской области (Москва, 2020).
Награждена Почетной грамотой Министерства по культуре и туризму Калининградской области за добросовестный труд, высокий профессионализм и существенный личный вклад в развитие сферы культуры и искусства Калининградской области (Калининград, 2020).
Награждена Грамотой Председателя правления Ассоциации воинов-интернационалистов Калининградской области «АВИКО» за активное участие и большой личный вклад в подготовку и проведение мероприятий, посвященных 30-летию вывода советских войск из Республики Афганистан (Калининград, 2019).
Имеет ряд публикаций и научных статей, в том числе в журналах «Старинная музыка», «Музыка и время», «Музыкальная жизнь», «Проблемы музыкальной науки», «Обсерватория культуры», «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» и др.
Является постоянным участником Международных и Всероссийских научно-практических конференций, в том числе:
- «Современное музыкальное образование – 2005» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2005 г.);
- «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» (Астраханская государственная консерватория, 2008, 2013 гг.);
- «Творческие стратегии в современной музыкальной науке» (Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, 2009 г.);
- «Концертмейстерское искусство: теория, история, практика» (Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова, 2009 г.);
- «Современные проблемы науки и образования» (Российская Академия Естествознания, Москва, 2010 г.);
- «Проблемы педагогической деятельности в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства» (Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, Саратовский областной учебно-методический центр, 2010 г.);
- «Актуальные проблемы современного искусствознания: наука, творчество, образование» (Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2011 г.);
- «Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики» (Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2012 г.);
- «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия» (Государственная классическая академия имени Маймонида, Москва, 2014 г.);
- «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва, 2015, 2016 гг.);
- «Камерно-ансамблевое исполнительство: теория, история и педагогика» (Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова, 2016 г.);
- «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» (Нижегородская государственная консерватория им. М.И Глинки, 2016 г.);
- «Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки в системе музыкального образования: история, современность» (Новосибирская государственная консерватория им. М.И Глинки, 2016 г.);
- «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире. Параллели и взаимодействия» (Институт современного искусства, 2019 г.).
- «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире. Параллели и взаимодействия» (Российская государственная библиотека), Москва, 2020.
Научные публикации
Некоторые научные публикации,
в том числе в Журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук:
1. Хохлова, А.Л. Музыка сфер. Дыхание вечности [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 6. – С. 34–35.
2. Хохлова, А.Л. Феномен игры в музицировании эпохи Просвещения [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы музыкальной науки. – 2011. – № 1 (8). – С. 102–108.
3. Хохлова, А.Л. К проблеме генезиса и типологии ансамблевых форм музицирования [Текст] / А.Л. Хохлова // Обсерватория культуры. – 2012. – № 1. – С. 97–101.
4. Хохлова, А.Л. Репрезентация проблемы эволюции камерно-инструментального жанра [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная жизнь. – 2012. – № 3. – С. 101–103.
5. Хохлова, А.Л. О некоторых чертах театральности клавирных трио Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы музыкальной науки. – 2012. – № 1(10). – С. 105–107.
6. Хохлова, А.Л. Концепты пространства и времени в контексте утверждения когнитивного подхода в музыковедении [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыка и время. – 2012. – № 8. – С. 58–60.
7. Хохлова, А.Л. Когнитивная концепция интерпретации драматургии сонатно-симфонического цикла венских классиков [Текст] / А.Л. Хохлова // Обсерватория культуры. – 2013. – № 3. – С. 107–111.
8. Хохлова, А.Л. Утверждение когнитивного подхода в современном музыкознании [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная академия. – 2013. – № 3. – С. 166–171.
9. Хохлова, А.Л. Об истоках и современном состоянии музыкальной когнитивистики [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы музыкальной науки. – 2015. № 1 (18). – С. 5–11.
10. Хохлова, А.Л. Пространство-время и игра как концепты музыкального искусства [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. – № 4. – С. 39–46.
11. Хохлова, А.Л. Типология семантических фреймов в музыке [Текст] / А.Л. Хохлова // Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2017. – № 4. – С. № 2 (16). – С. 29–35.
Монографии и учебно-методические работы:
12. Хохлова, А.Л. Клавирные трио Йозефа Гайдна в контексте игрового пространства-времени: монография. Гриф УМО [Текст] / А.Л. Хохлова. – Москва: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2009. – 161 с.
13. Хохлова, А.Л. Проблемы интерпретации в музыкальном искусстве: когнитивный аспект: монография [Текст] / А.Л. Хохлова. – Саратов: «Саратовский источник», 2011. – 320 с.
14. Хохлова, А.Л. Инструментальная фантазия: к проблеме генезиса и эволюции жанра: учебное пособие для студентов исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». Гриф УМО РАЕ. [Текст] / А.Л. Хохлова. – Саратов: «Саратовский источник», 2011. – 104 с.
15. Хохлова, А.Л. Перспективы фрейм-анализа в музыкознании: монография [Текст] / А.Л. Хохлова. – Саратов: «Саратовский источник», 2013. – 50 с.
Иные публикации:
16. Хохлова, А.Л. Отражение принципов комедии dell´arte в камерных трио Й. Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002. – С. 100–105.
17. Хохлова, А.Л. Педагогические аспекты интерпретации камерных трио Й. Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. – Казань: КГПУ, 2002. – Вып. 2. – С. 188–195.
18. Хохлова, А.Л. Камерные трио Й. Гайдна в контексте психологии ансамблевого исполнительства [Текст] / А.Л. Хохлова // Вопросы психологии творчества: сб. науч. тр. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2003. – Вып. 6. – С. 159–163.
19. Хохлова, А.Л. Игровое пространство музыки Й. Гайдна в классе камерного ансамбля [Текст] / А.Л. Хохлова // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. – С. 109–113.
20. Хохлова, А.Л. Театральные амплуа в классе камерного ансамбля [Текст] / А.Л. Хохлова // Современное музыкальное образование – 2005. – Санкт-Петербург: ООО «Полиграфический комплекс Гаванский», 2005. – С. 103–106.
21. Хохлова, А.Л. Великий хранитель тайны Жизни [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыка и время. – 2007. – № 6. – с. 33–40.
22. Хохлова, А.Л. Игровое пространство-время в музыкальном содержании клавирных трио Й. Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Художественный текст. Автор и исполнитель. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2007. – Т. 2. – С. 162–171.
23. Хохлова, А.Л. Имманентная инициативность Йозефа Гайдна в жанрах камерной музыки [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы ансамблевого исполнительства: межвузовский сб. статей. – Екатеринбург, научное издание «УМЦ УПИ», 2007. – С. 63–72.
24. Хохлова, А.Л. Инструментальный театр Йозефа Гайдна: пространство метаморфоз [Текст] / А.Л. Хохлова // Старинная музыка. – 2007. – № 1–2 (35, 36). – С. 28–33.
25. Хохлова, А.Л. К вопросу о развитии креативности студентов исполнительских факультетов [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – Вып. 2. – С. 98–102.
26. Хохлова, А.Л. К 275-летию со дня рождения Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыка в школе. – 2007. – № 2. – С. 18–24.
27. Хохлова, А.Л. Проявление театральной парадигмы в музыкальных концепциях камерно-инструментальных сочинений Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы. – Краснодар: КГУКИ, 2007. – С. 102–108.
28. Хохлова, А.Л. Семантика гайдновского тематизма [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – С. 102–109.
29. Хохлова, А.Л. Некоторые актуальные аспекты формирования музыкально-исполнительского мастерства пианиста [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – Вып. 3. – С. 36–40.
30. Хохлова, А.Л. Камерно-инструментальные сочинения Й. Гайдна: ключ к интерпретации [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы педагогической деятельности в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства. – Саратов, ООО «АРМК Софит», 2010. – С. 153–158.
31. Хохлова, А.Л. Категория игрового пространства-времени в современной музыкальной науке [Текст] / А.Л. Хохлова // Творческие стратегии в современной музыкальной науке. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского. 2010. – С. 50–56.
32. Хохлова, А.Л. По-настоящему уникально [Текст] / А.Л. Хохлова // Вестник культуры. – Саратов, 2010. – С. 34–35.
33. Хохлова, А.Л. Клавирные трио Йозефа Гайдна в контексте игрового пространства-времени: аннотация монографии [Текст] / А.Л. Хохлова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 26–29.
34. Хохлова, А.Л. Особенности игровой логики в клавирных трио Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // VII Серебряковские чтения: В 2 кн. – Волгоград: ООО «Экспо», 2010. – Кн. 1. – С. 7–14.
35. Хохлова, А.Л. Диалогическое пространство камерно-инструментальной музыки Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. – С. 43–46.
36. Хохлова, А.Л. Инструментальная фантазия: к проблеме генезиса и эволюции жанра: аннотация учебного пособия [Текст] / А.Л. Хохлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 7. – С. 23–25.
37. Хохлова, А.Л. Концертмейстерское искусство: актуальные аспекты исполнительства и педагогики [Текст] / А.Л. Хохлова // Концертмейстерское искусство: теория, история, практика. – Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2011. – С. 80–85.
38. Хохлова, А.Л. К проблеме воплощения принципов комедии dell´arte в ансамблевых сочинениях Йозефа Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата». – Краснодар, КГУКИ, 2011. – С. 82–90.
39. Хохлова, А.Л. Инструментальный театр Й. Гайдна [Текст] / А.Л. Хохлова // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика: наследие и современные тенденции: сб. статей: В 2 ч. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. – Ч. 1. – С. 71–73.
40. Хохлова, А.Л. Камерно-инструментальная музыка от истоков – к XVIII столетию: к проблеме истории и типологии жанра [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. – Оренбург, ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2012. – Вып. 11. –С. 171–175.
41. Хохлова, А.Л. Светскость и театральность как фундаментальные стереотипы сознания эпохи Просвещения [Текст] / А.Л. Хохлова // Наука в современном мире: сб. науч. тр. – Москва, 2012. – С. 30–36.
42. Хохлова, А.Л. Магистрали художественного процесса [Текст] / А.Л. Хохлова // Аналогии и параллели. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. – С. 532–533.
43. Хохлова, А.Л. Клавирные сочинения В.А. Моцарта [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – Вып. 6. – С. – 36–41.
44. Хохлова, А.Л. Великий Гайдн в зеркале современности [Текст] / А.Л. Хохлова // Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики. – Саратов: «Саратовский источник», 2013. – С. 20–27.
45. Хохлова, А.Л. Основные характеристики и принципы когнитивной научной парадигмы [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. – Астрахань: Астраханская консерватория, 2013. – С. 32–40.
46. Хохлова, А.Л. Концептосфера музыкального искусства [Текст] / А.Л. Хохлова // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных, 2015. – № 1. – С. 29–41.
47. Хохлова, А Л. Становление когнитивного подхода в музыкознании [Текст] / А.Л. Хохлова // Музыкальная наука в едином культурном пространстве: материалы IV Международной Интернет-конференции. – Российская академия музыки им. Гнесиных, 2016. URL:http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2016/04/ChochlovaAL.pdf
48. Хохлова, А Л. Когнитивный подход как перспективный базис современных научных разработок в сфере музыкального искусства [Текст] / А.Л. Хохлова // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2017. – № 4. – С.7–20. DOI: 10.7256/2453-613X.2017.4.25119. URL: http://e-notabene.ru/phil/article_25119.html
49. Хохлова, А.Л. Музыкознание и когнитивная наука в России и за рубежом: параллели и взаимодействие [Текст] / А.Л. Хохлова // Проблемы межрегиональных связей: научный альманах / Научно-исследовательский центр имени П.А. Румянцева «Мысль», Международный институт политических наук (Клайпеда), Калининградский институт экономики – филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. – № 13. – С 78–83.
50. Хохлова, А Л. Когнитивные аспекты познания музыкального текста [Текст] / А.Л. Хохлова // Современное образование в области культуры и искусства: традиции, инновации, опыт: материалы научно-практической конференции. – Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2018. – Калининград, 2018. – С. 181–191.
51. Хохлова, А Л. Логика культуры с позиций когнитивного подхода в музыкознании [Текст] / А.Л. Хохлова // «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире. Параллели и взаимодействия» // Сборник трудов Международной научной конференции 21-26 апреля 2019 года / Российская государственная библиотека. – Москва, 2020. – 263-277.
Общий объем публикаций 62 п. л.