-
Ученая степеньдоктор филологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеФилологические науки
-
СтранаКазахстан
Хамраев Алимжан Тиликович (1961 года рождения) – доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела мировой литературы и международных связей. В 1989 году окончил Казахский педагогический институт имени Абая. По ходатайству Харьковского Государственного института литературы, в частности, профессора Н.В. Фризмана, поступает в аспирантуру АГУ имени Абая. В 1994 году под руководством известного ученого-стиховеда А.Л.Жовтиса успешно защищает кандидатскую диссертацию по тюркскому силлабическому стихосложению. С 1995 по 1998 года работает преподавателем истории древнетюркской литературы на кафедре русской и мировой литературы, является ответственным редактором новой учебной программы по зарубежной литературе для студентов филологического факультета, где по его инициативе впервые вводится новый предмет «Тюркская литература древних и средних веков». По решению Ученого совета АГУ имени Абая данная учебная программа рекомендована к публикации и опубликована в 1996 году. В том же году Ученым советом Алматинского государственного университета имени Абая утверждена к печати монография «Рифма и проблемы звуковой организации уйгурского стиха». В данном теоретическом исследовании анализируются узловые вопросы рифмы и звуковой организации уйгурского стиха, впервые предпринята попытка новой интерпретации ее структуры и функции в системе силлабического стиха /бармак/. В книге дается анализ звуковой организации древнеаллитерационной системы стихосложения и адекватности перевода в сопоставительном плане с русским стихом. Основной вывод исследователя: эволюция звуковых повторов в тюркском, в частности, уйгурском стихе, своеобразна. Она обусловлена характером развития системы стихосложения и стилевых тенденций в целом в истории эволюции литературы. Доминирует вопрос о роли рифменного повтора как существенного признака эстетической симметрии тюркского силлабического стиха. В ходе анализа исследователь обнаруживает дискретность теоретических суждений ученых о звуковых повторах в тюркском стихе, где отводится главная роль рифменным повторам, вследствие чего недооценивается значение других повторов, например: эмбриональных, аллитерационных, анафорических, эпифорических, внутренних созвучий и т.д. В таком аспекте рассмотрения вопроса о звуковых повторах становится неизбежным игнорирование целостности системы стихосложения и своеобразия стилевых доминант. Всесторонняя разработка теории рифмы в тюркском стихе привела к охвату не только дорифменных стихов, но и звуковых повторов книжного стиха древнеуйгурских буддийских поэтов, которые, естественно, не имели серьезного отношения к эпифорическим канонизированным стихам.
Изучение этой проблемы имеет большое научное и литературоведческое значение. В работе доказано, что звуковые повторы функционируют в разных системах стихосложения по - разному и играют важную самостоятельную и дополняющую, а иногда взаимоисключающую стилевую роль в организации стиха. Автором разрабатывается новая эстетическая концепция звуковых форм в тюркском стихе. Он, опираясь на труды видных ученых – стиховедов М. Хамраева, З. Ахметова, Х. Усманова, Н. Тобурокова, К. Рысалиева и других, предлагает собственную теорию доминантной рифменной симметрии. Автор убежден, что многие теоретические положения о рифменных и других звуковых повторах строятся на основе методологии и теории русского классического стиха. И это нивелирует соотношение рифменных повторов с другими звуковыми повторами, прежде всего аллитерационными.
Монография вызвала живой интерес среди тюркологов. Вступая в дискуссию с А. Тиливалди, известный узбекский стиховед У. Туйчиев критически осмысливает, что теоретические основы силлабического стиха менее соотносимы с теорией арузного стиха, якутский стиховед Н. Тобуроков отмечает, что «разработка теории доминантного созвучного слога в рифменных повторах» является новым явлением в развитии теории тюркского стиха.
А. Тиливалди-Хамраев с 1995 и 2000 года по приглашению на контрактной основе работает в институте интеграции международных образовательных программ Кыргызского Государственного Национального Университета им. Ж. Баласагына, где читает курс по истории древнетюркской и средневековой литературы. В Кыргызстане ученым были разработаны типовые программы и методические руководства углубленного преподавания древнетюркской литературы VI-IX и Тюркской литературы средних веков /Х- ХVI вв/, которые были опубликованы в 1998 году. Также по рекомендации института интеграции международных образовательных программ Кыр ГНУ им. Ж. Баласагына опубликован сборник теоретических трудов на уйгурском языке «Назарийавий нукта и бадиий тәссәввур» / «Теоретические истоки и художественное восприятие» г. Бишкек, 2002/, предназначенный для факультета уйгурской филологии. В данном сборнике рассматриваются вопросы эволюции формы фольклорного стиха, эстетическая структура арузной рифмы «рави», определения стихотворных систем, концепции стиховорной системы видного уйгурского стиховеда М. Хамраева, а также проблемы общелитературоведческого характера. Автор вступает в жесткую полемику с представителями и поэтами арузного направления в вопросе развития арузной системы стихосложения в уйгурской литературе.
А. Тиливалди-Хамраев в 1998- 2001 гг. - докторант АГУ имени Абая. В 2002 году защитил докторскую диссертацию по системе стихосложения древнетюркских народов. Диссертантом опубликована монография «Древнетюркский книжный стих» на русском языке, утвержденная к печати Ученым советом АГУ имени Абая. В монографии анализируются узловые вопросы стихотворных систем в литературе тюркских народов и дается характеристика основным этапам ее эволюции – от наиболее архаичных образцов до канонических форм.
Основу данной монографии составляет теоретическое осмысление достигнутых результатов в области тюркского стиховедения в сравнительном плане с древнеуйгурской книжной версификационной традицией и всесторонний анализ общестиховедческих проблем в тюркологии. В книге
показано, что в тюркоязычной поэзии функционируют несколько типовых форм письменного стиха: 1. В ранней древнеуйгурской поэзии буддийской и манихейской ориентации письменный стих выступал в аллитерированной форме, иногда с демонстративно выраженными элементами просодии силлабического строя, шаг за шагом эволюционируя в сторону последнего. Ученый считает, что древние буддийские поэты его называли «Анупраса». 2. К следующему типу тюркского письменного стиха, по мнению автора, относится так называемый метрически организованный стих – аруз. Данное стихосложение начало формироваться с принятием ислама, с IХ века. В качестве главного ритмообразующего принципа в стихотворном произведении при естественным обособлении просодической и звуковой традиции выдвигается соразмерное чередование открытых и закрытых (формально долгих и кратких) слогов как по вертикали, так и по горизонтали стихотворения. 3. А. Тиливалди отмечает, что еще одним типом тюркского письменного стиха является «модернизированные» формы поэзии, в которых явственно ощущается непосредственное влияние европейских литературных норм (тюркский свободный стих). Отличительным свойством данного письменного стиха является постепенный отказ от принципов изосиллабизма. Тюркский письменный свободный стих также игнорирует арузную систему стихосложения. 4. Существенным и одним из древних типов тюркского письменного стиха является система силлабического стихосложения. В формировании данной системы стихосложения активная роль отводится фольклорному стиху. Глубинная генетическая и контактно корреляционная связь между фольклорным и письменным силлабическим стихом отмечена многими литературоведами-тюркологами. Произведения великого казахского поэта-гуманиста Абая написаны разнообразными формами силлабического стиха. Силлабическая система стихосложения доминирует в казахской, киргизской, татарской, узбекской, туркменской и азербайджанской поэзии. Его многочисленые статьи опубликованы зарубежом: на Украине, в Китае, в России и Киргизии.
Одной из важных сфер творческой деятельности А.Тиливалди является издание научно – популярных трудов казахстанских и зарубежных авторов в области тюркологии. Под редакцией ученого регулярно выходит научный сборник «Исследования по уйгуроведению», где поднимаются актуальные вопросы этнополитической истории, культуры, языкознания, литературоведения. Готовится к изданию очередная 8 книга исследований. Он также был отвественным редактором монографического исследования известного академика З. Ахметова «Основы теории казахского стиха». С 1996 года А. Тиливалди выпускает литературный альманах «Дидар», где публикуются поэтические, прозаические, критические статьи казахстанских авторов. Казахстанской общественностью хорошо приняты научно – публицистические книги А. Тиливалди «Золотая долина», «Султан Курган», посвященные истории развития социума, культуре, достижениям тружеников Алматинской области и г. Алматы. Хамраев А.Т. постоянно поддерживает молодых казахстанских писателей и поэтов: регулярно публикует их поэтические сборники, организует творческие встречи и проводит научные семинары. Он опубликовал сборник стихотворений казахских поэтов, поэтические циклы на уйгурсом языке «Баһар көңлүм», «Ана йәр садаси». А. Тиливалди является известным общественным деятелем, им опубликовано более 100 научно – публицистические статей, пользующихся большой популярностью, в том числе книга «Миллий маарип – милләт истиқбали» («Народное образование – основа прогрессивного развития», 14 п.л.).
С 2000 года Хамраев А активно участвует в научной жизни Казахстана. Он является также официальным и неофициальным оппонентом множества докторских и кандидатских диссертации. Не посредственно под его руководством защищены кандидатские диссертации соискателей. В последние годы в рамках проекта Института литературы и искусства опубликованы обстоятельным анализом статьи о казахской литературе в Китае, об уйгурской поэзии, а также многочисленные статьи об Алишера Навои, Абае, Юсуфе Баласагунском и др.
Ученый является обладателем множества международных сертификатов и грантов, является участником международных конференций, организованных ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Президентским фондом развития государственного языка по истории, этнокультуре древнетюркских народов, проводившихся в Москве, Баку, Бишкеке, Донецке, Кипре, Астане. С 2003 г – наблюдатель и эксперт по вопросам культурного развития этнических меньшинств Казахстана от международных организаций. Участник и докладчик Всемирного форума тюркской молодежи.