Гущин Алексей Владимирович
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент кафедры математики и информатики
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Нижегородская область

Гущин Алексей Владимирович, 1978 года рождения. Окончил в 2000 году Волжский инженерно-педагогический институт по специальности «Менеджмент в социальной сфере», специализации «Управление образованием». Получил научную степень кандидата педагогических наук в 2003 году, и учёное звание доцента в 2008 году. Стаж научно-педагогической деятельности превышает 14 лет. Имеет порядка 55 публикаций, из них более 40 научного и 10 учебно-методического характера.

Область деятельности и научных интересов: развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры высшей образовательной организации для решения задач управления; решение проблемы формирования информационной культуры (компетентности) специалистов высшего и среднего профессионального образования; развитие информационно-технологического обеспечения педагогического образования.

Имеет достаточное количество почетных грамот, дипломов, сертификатов и благодарностей за участие в семинарах, научных конференциях различного уровня и результаты профессиональной деятельности, основными из которых являются:

- дипломом II степени Министерства образования Нижегородской области за участие в «8 Нижегородской сессии молодых ученых (Педагогика и психология)» 2003 год;

- сертификат центра тестирования МГУ имени М.В. Ломоносова об участии в семинаре «Конструирование и проведение образовательных тестовых экзаменов» 2005 год;

- почетная грамота главы администрации города Нижнего Новгорода «за многолетний и добросовестный труд в системе высшего профессионального образования и плодотворную научную деятельность» 2007 год;

- благодарственное письмо руководителя образовательной организации за профессиональную организацию курсов повышения квалификации «Основы применения информационных технологий в профессиональной деятельности ОУ НиСПО» 2011 год.

Ведет учебную и учебно-методическую работу. Преподает учебные дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Педагогика профессионального образования» «Теория воспитания» «История образования и педагогической мысли» «Экономика и управление в образовании», осуществляет руководство выпускных квалификационных проектов студентов. Принимает активное участие в научных конференциях и научно-практических международных проектах.

Научные публикации

Методические рекомендации монографии и учебные пособия:

1.Ваганова О.И., Гущин А.В. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “Общая и профессиональная педагогика”. – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 122 с.

2.Гущин А.В. Работа с базами данных Microsoft Access: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПА, 2004. – 54 с.

3.Гущин А.В. Моделирование информационной технологии обучения педагогическим дисциплинам студентов инженерно-педагогического вуза. – Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 120 с.

4.Гущин А.В. Работа с базами данных Microsoft Access. Учебное пособие (2-е издание, расширенное и дополненное). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – 52 с.

5.Гущин А.В. Работа в ОС Windows и приложениях Microsoft Office: Word, Excel. Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – 59 с.

6.Гущин А.В. Информатика. Учебно-методический комплекс. - Н.Новгород, ВГИПУ, 2009 г. – 261 с.

7.Гущин А.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. - Н.Новгород, ВГИПУ, 2009 г. – 316 с.

8.Гончаренко Т.В., Гущин А.В., Петров А.Ю. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен). Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 44 с.

9.Гончаренко Т.В., Гущин А.В., Клыбин А.Ю. Итоговая аттестация (дипломное проектирование). Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 63 с.

10.Петров А.Ю., Гущин А.В., Клыбин А.Ю. Дополнительное профессиональное образование по направлениям. Учебно-методическое пособие /под общей редакцией д.п.н., профессора Петрова Ю.Н. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 126с.

11.Еремина В.Ю., Калинкина Е.Г., Гущин А.В. Методические рекомендации по аттестации лиц, претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО, 2011. – 80 с.

Научные статьи:

12.Гущин А.В. Особенности применения информационной технологии обучения на различных этапах усвоения учебного материала. // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста». – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – С.65-68.

13.Гущин А.В. Характеристика понятия «информационная технология обучения». // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста». – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – С.62-65.

14.Гущин А.В. Оценка эффективности модели информационной технологии обучения педагогическим дисциплинам студентов вуза // Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. – С.157-160.

15.Гущин А.В. Информационные технологии обучения специалистов в области автомобилей и автомобильного хозяйства // I межвузовская научно-практическая конференция преподавателей, учёных, специалистов, аспирантов, студентов вузов «Инновации в области автомобилей и автомобильного хозяйства» - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. – С.17-19.

16.Гущин А.В., Клыбин А.Ю. Использование информационных технологий обучения при изучении педагогических дисциплин // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» - Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Вып. 2. – 2004 г. – С.89-93.

17.Гущин А.В. Системная интеграция в сфере информационного образования // Сбор-ник трудов II межвузовской научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов «Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов» - Н.Новгород: ВГИПА, 2004 г. – С.11-14.

18.Гущин А.В. Проблемы интеграции информационных технологий в образовательный процесс вуза // Труды совещания «Актуальные проблемы информатики в современном российском образовании». – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004 г. – Электронный сборник трудов.

19.Гущин А.В., Бонин А.А. Компьютер как дидактическое средство обучения // Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» Н.Новгород: ВГИПА, 2005 г. – С.28-29.

20.Гущин А.В., Небасова Н.В. Интеграция мультимедиа технологий в образовательный процесс // Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» Н.Новгород: ВГИПА, 2005 г. – С.32-34.

21.Гущин А.В., Бонин А.А. Развитие инфраструктуры университета для решения задач управления // Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (26-27 апреля, 2006 г.) Н.Новгород: ВГИПУ Том 2, – С.101-103.

22.Гущин А.В. Сжатие речевых сигналов для работы в локально-вычислительной и глобальной сети // Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (26-27 апреля, 2006 г.) Н.Новгород: ВГИПУ Том 2, – С.221-224.

23.Гущин А.В. Анализ протоколов IPsec и построение спецификации функции обработки входящего трафика // Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (26-27 апреля, 2006 г.) Н.Новгород: ВГИПУ Том 2, – С.224-228.

24.Гущин А.В. Инновационные направления деятельности ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» в области современных информационно-коммуникационных технологий // Труды IV Межвузовской научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов «Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов» - Н.Новгород: ВГИПА, 2006 г. – С.4-10.

25.Гущин А.В. Вопросы формирования информационной культуры личности студента в системе высшего профессионального образования // Материалы VIII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (27, 28 марта 2007г.) Том 1, Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 г. – С.133-138.

26.Гущин А.В. Microsoft Office и его приложения – новый взгляд // Материалы VIII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (27, 28 марта 2007г.) Том 2, Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 г. – С.274-277.

27.Гущин А.В., Толков О.В. Интернет-обучение в Российском высшем образовании // Наука и молодёжь: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов (24 мая 2007г.) – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.1. – С.146-150.

28.Гущин А.В., К вопросу о создании комплексной системы электронного документооборота в вузе // Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (14 ноября 2007 г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.4.

29.Гущин А.В., Современный инструментарий технологии электронного обучения (e-learning) в вузе // Труды Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства» (11 декабря 2007 г.). – Н.Новгород, ВГИПУ, 2007. - С. 13-20.

30.Гущин А.В., Новый подход Adobe к работе с PDF-документами // Научное педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России (к 80-летию со дня рождения и ко дню памяти): Материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (30 сентября 2008г.). - Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 72-74.

31.Гущин А.В., Исторический аспект проблемы формирования информационной культуры специалистов профессионально-педагогического образования // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – С. 270-280.

32.Гущин А.В., Исторические процессы развития информационных технологий и перехода к информационному обществу // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – С. 286-291.

33.Гущин А.В. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения для решения задач управления // Инновационное развитие профессионального образования: новые организационно-правовые формы образовательного учреждения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Казань, ИРО РТ, 2010. – С. 42-48.

34.Гущин А.В. Направления информатизации профессионального образования // Научный журнал «Учёные записки РГСУ» №9 (97) часть 2 - г. Москва, 2011 С. 230-236.

35.Гущин А.В. Социально-экономическое значение развития информационно-коммуникационных технологий управления вузом // Сборник научных трудов Между-народной научно-практической конференции – Брянск, 2012. С 535-539.

36.Гущин А. В. Социокультурные и исторические основания необходимости функ-циональных и институциональных изменений в педагогическом образовании. // Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2013. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9376 (дата обращения: 17.06.2013)

37.Гущин А.В. Ретроспективный анализ происходящих трансформаций в системе высшего педагогического образования России. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9722 (дата обращения: 23.07.2013)

38.Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор пер-спективной системы педагогического образования. // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001318 (дата обращения: 19.08.2014).

39.Гущин А. В. Социально-педагогические и ретроспективные аспекты информатизации высшего педагогического образования. Приволжский научный журнал, № 4 (28) Периодическое научное издание. Н. Новгород, НН ГАСУ, 2013. – С.212-217.

40.Гущин А. В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования. Приволжский научный журнал, № 4 (28) Периодическое научное издание. Н. Новгород, НН ГАСУ, 2013. – С.235-239.

41.Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние. // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 2) 2014, стр. 454-458; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003846 (дата обращения: 19.08.2014).

42.Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 9 (часть 4) 2014, стр. 849-853.

43.Гущин А.В., Льноградский Л.А. Анализ взаимодействия вуза и предприятия в вопросах освоения новых технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14182 (дата обращения: 19.08.2014).

44.Гущин А.В., Льноградский Л.А. Особенности функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании в условиях информатизации общества // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-14473 (дата обращения: 02.09.2014).

Тезисы доклады

45.Гущин А.В. Педагогические инновации в образовательных процессах // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов II международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. – С.61-62.

46.Гущин А.В. Специфика понятийного аппарата «дистанционное обучение» // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. – С.170-171.

47.Гущин А.В. Использование информационных технологий в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2002. – С.89-90.

48.Гущин А.В. Проблема выбора обучающих компьютерных программ // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. – С.97-98.

49.Гущин А.В. Актуальность использования новых информационных технологий в подготовке педагогических кадров // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. – С.98.

50.Гущин А.В. Создание учебно-информационной среды обучения // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов IV международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – С.63-64.

51. Гущин А.В. Социальные условия и предпосылки информатизации общества в Рос-сии // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов IV Все-российской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – С.333.

52. Гущин А.В. Анализ современных педагогических исследований по проблеме использования информационных технологий обучения в образовательном пространстве // Восьмая нижегородская сессия молодых учёных – Н.Новгород: изд. Гуманитарный центр, 2003. – С. 13.

53.Котенков Д.Е., Гущин А.В., Средства информационных технологий профессионального обучения. Актуальные проблемы развития профессионального образования: Сбор-ник статей по материалам студенческой научно-практической конференции (ноябрь 2013). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С.82-84.

54.Савин А.А., Гущин А.В., Формирование профессиональных компетенций специалистов сварочного производства. Актуальные проблемы развития профессионального образования: Сборник статей по материалам студенческой научно-практической конференции (ноябрь 2013). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С.174-175.