Громыко Юрий Вячеславович
  1. Ученая степень
    Доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Громыко Юрий Вячеславович

доктор психологических наук, профессор, член Российской академии естественных наук Громыко Юрий Вячеславович, 1958 года рождения. Родился в городе Омске. Окончил в 1981 году с отличием психологический факультет Ярославского государственного университета. После аспирантуры в 1985 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук.

В 1993 - защитил докторскую диссертацию по проблемам использования игровых методов для моделирования процессов развития систем деятельности. Решением ВАК РФ в 2009 г. Ю.В. Громыко присвоено звание профессора по специальности «Педагогическая психология».

Автор более чем 30 монографий и 200 статей по проблемам методологии развития, инновационной политики, экономики развития, по вопросам глобальной безопасности и проблемам стратегии развития страны, модернизации институтов образования в различных научных и общественно-политических журналах, в том числе за рубежом (Германия, США, Польша). Под его руководством выполнены и прошли защиту (утверждены ВАК РФ) 5 кандидатских диссертаций.

Участник рабочей группы при ОАО «Российские железные дороги» по проекту «Транс-Евразийский пояс развития»

профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук,

профессор Высшей школы управления и инноваций Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

профессор Британской школы социально-экономических исследований.

Visit-professor Тамканского Университета (Тайвань),

Guest-professor Манчестерского университета (Великобритания),

Член Международного общества по социокультурным исследованиям теории деятельности (ISCAR). Постоянный участник международных конгрессов по проблемам метакультуры в Японии.

2017-2019 Руководитель магистерской программы ФГБОУ ВО Московского Политехнического Университет факультета Технологического предпринимательства, научное руководство, программа курса Управление наукоемкими инновационными проектами,

2018-2019 Реализована программа "Методология проектирования - Проектная деятельность как систематическая работа по выдвижению, корректировке, уточнению и конкретизации организационного замысла" для студентов бакалавриата и магистратуры факультета Бизнеса «Капитаны» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова,

В настоящее время осуществляет научное руководство программой магистратуры «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании» ФГБОУ ВО Московский психолого–педагогический университет.

Количество подготовленных учеников: 5 кандидатов наук, 25 постоянных сотрудников – учеников: 500 слушателей (в т.ч. за рубежом)

В сфере педагогической психологии - ученик В.В. Давыдова. Группой Ю.В. Громыко разработан метапредметный подход в образовании, который вошёл в существующие ФГОСы. Коллектив разработчиков, возглавляемый Ю.В. Громыко, создал образовательную технологию – Школа генеральных конструкторов, положенную в основу работы проектно-инженерного направления «Сириуса» и целого ряда других образовательных центров (проектных школ фонда «Лифт в будущее», Проектории, Тихоокеанской школы ДФГУ, Инженериады УГМК), летних школ, форумов, обучающих семинаров, проводимых в разных регионах России. Коллективом под руководством Ю.В. Громыко совместно с Л.Н. Духаниной были разработаны «Меры по формированию российской идентичности».

С 2004 года Ю.В. Громыко возглавляет коллектив Института опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса (http://www.shiffersinstitute.com). Институт выполняет проекты в области стратегического консалтинга; разработки и сопровождения государственных и региональных программ развития разных отраслей экономики и общества; формирования стратегий и программ развития регионов России; развития инновационных подходов к образованию; международной политики и международных проектов.

Ю.В. Громыко реализованы более 200 проектов и разработок в сфере инновационной политики промышленных предприятий, инновационной и социокультурной политики, в том числе энергетических компаний, (РАО «ЕС России», УК ВОГЭК, МосЭнерго, РусГидро, Колэнерго, ФСК ЕЭС, ИнтерРАО ЕЭС и др.) Сотрудничает с рядом российских корпораций (Северсталь, РЖД, КЭР-Холдинг, Сетевая компания Республики Татарстан), зарубежных корпораций (Zepter, AGC).

Провел в качестве руководителя более 200 сессий стратегического сценирования, в том числе направленных на повышение управленческих навыков персонала, повышение эффективности взаимодействия структур компаний, выработку стратегий выхода из кризисных и проблемный ситуаций для руководство промышленных и инфраструктурных компаний.

В 2007 году награжден Государственной премией Правительства РФ в области образования. В 2009 году проект Ю.В. Громыко «Метапромышленность как основа национальной стратегии экономического развития» получил первую премию на всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов «Держава», организованного фондами «Русский мир», «Единство во имя России» и Общественной Палатой РФ (http://www.fondedin.ru/polojenie.php)

В 2016 - образовательная технология «Школа генеральных конструкторов», разработанная коллективом Института Шифферса под руководством Ю.В. Громыко, получила Свидетельство о регистрации товарного знака.

Научные публикации

Список ключевых публикаций

Монографии: «Проектное сознание», «Сценарная паноплия», «Русский путь», «Антропология политической идентичности», «Век мета», «Политическая антропология», «Класс Razvitie», «Миропорядок Razvitie», «Российская система образования сегодня. Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология».

Ключевые статьи: «Новая повестка дня Совета безопасности», «Всероссийская вертикаль проектов» в журнале «Политический класс», «Что такое стратегическая разведка?». В 2015 году глава, написанная Ю.В. Громыко, «Beyond the BRICS: new patterns of development cooperation in the Transeurasian corridor» была опубликована в престижной международной монографии «Handbook of the International Political Economy of Production» (edited by Kees van der Pijel).

Наиболее значимые научные издания

1.Громыко Ю. В. Труд самоопределения в современном мире: Учебная книга для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2009. – 544 с. Серия «Мыследеятельностная педагогика» IBSN 978-5-94679-036-9

2.Громыко Ю. В. Мыследеятельность, сознание и сверхличность. Реальность развития. Руководство для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2010. -240 с., ил. IBSN 978-5-94679-044-4

3.Громыко Ю. В. Политическая антропология. Руководство для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2012. - 528 с., - Серия «Мыследеятельностная педагогика» IBSN 978-5-94679-057-4

4.Громыко Ю.В. Класс Razvitie. - М.: Институт Е.Л. Шифферса, 2013. – 240 с. ISBN: 5-901574-97-4 978-5-901574-97-3

5. Громыко Ю.В. Миропорядок Razvitie - Миромыследеятельностный подход к формированию практик развития [Электронный ресурс]. Издательство: Palmarium Academic Publishing, 2018. 644 с. // Наши издания Институт Шифферса. URL: https://shiffersinstitute.com/product/gromyko-yu-v-miroporyadok-razvitie-elektronnaya-versiya/

6. Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня. Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М.: ЛЕНАНД, 2019. 368 с.

7. Россия - Ноев ковчег человечества, Философско-религиозные и методологические аспекты государственной идеологии будущей России/ Под. общ. ред. Громыко Ю.В., Ю.В. Крупнова. Москва, ЛЕННАД, 2019

Основные труды

Петровский А. В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б. М., Громыко Ю. В. Задачи и направления перестройки педагогической науки// Вопросы психологии 1988. № 2, с.14.

Громыко Ю. В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. — Москва, 1992.

Громыко Ю. В. Стыки. Как перейти из одной системы общественных отношений в другую. — Москва, 1993.

Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. — Москва, 1996.

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) — Минск, 2000

Громыко Ю. В. Проектное сознание. — М.: Институт учебника «Paideia», 1997.

Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М.: Институт учебника «Paideia», 1998.

Громыко Ю. В. Выготскианство за рамками концепции Л. С. Выготского. — М.: Институт учебника «Paideia».

Громыко Ю. В. Опыт мыследеятельностной педагогики. — М.: Институт учебника «Paideia».

Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

Громыко Ю. В. Стыки 2. Время вышло из пазов. — Тюмень: ТОГИРРО, 2001.

Громыко Ю. В. Метод В. В. Давыдова / Учебная книга для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт — М.,2003

Громыко Ю. В. Педагогические диалоги / История разработки деятельностного образования: Пособие для учителя. — М.: Пушкинский институт, 2001

Громыко Ю. В. Подонки — М., 2004.

Громыко Ю. В. Сценарная паноплия. Сценарий для России: русский путь. Новая повестка дня для президента. — М., 2004.

Громыко Ю. В. Политическая антропология транснациональной безопасности: можно ли предвидеть и исчислять террористические акты. В кн. Становление Евразийской безопасности. РАН, отделение общественных наук. — М., Книга и бизнес, 2005.

Громыко Ю. В. Мыследеятельность: курс лекций. — В 3-х книгах. Книга 1. Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005.

Громыко Ю. В. Мыследеятельность: курс лекций. — В 3-х книгах. Книга 2. Введение в методологию. — М.: Пушкинский институт, 2005.

Громыко Ю. В. Мыследеятельность: курс лекций. — В 3-х книгах. Книга 3. Онтологии нового времени: Пособие для учителей. — М.: Пушкинский институт, 2005.

Громыко Ю. В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире. Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. — М.: Аркти, 2006.

Громыко Ю. В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. — М.,2006.

Андрюшков А. А., Глазунова О. И., Громыко Ю. В., Олексеенко А. И. Антропологические матрицы XX века. Л. С. Выготский-П. А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. — Приглашение к диалогу — М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Громыко Ю. В., Крупнов Ю. В. Транспортное цивилизационное продвижение — конкретный сценарий развития России. — М.: Институт мирового развития, 2007.

Громыко Ю.В. ОБЩЕСТВО РАЗВИТИЯ. Сценарий России для мира в 2030 году. В. Кн. De futuro, или История будущего : сборник / под ред. Дмитрия Андреева и Вадима Прозорова. Москва. : Политический класс, АИРО-XXI. 2008

Громыко Ю. В. Знак: логика и методология: Руководство для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2009.

Громыко Ю. В. Труд самоопределения в современном мире: Учебная книга для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2009.

Громыко Ю. В. Мыследеятельность, сознание и сверхличность. Реальность развития. Руководство для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2010.

Громыко Ю. В. Политическая антропология. Руководство для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2012.

Yury Gromyko, Chapter, Editor - Transeurasian corridor Razvitie: new demension of cooperation, 2012

Yury Gromyko, edited by Kees van der Pijl. Handbook of the International political economy of production, Beyond the "BRICS": new patterns of development cooperation in the Trans-Eurasian corridor. Chapter. ISBN 978-1-78347-020-4

Громыко Ю.В. Класс Razvitie, 2013, ссылка на книгу содержится на ресурсе bankreferatov.ru.

Михаил Байдаков, Франко Бассанини, Юрий Громыко, Виктор Зюков, Паоло Раймонди, Эдоардо Ревильо, Джонатан Тенненбаум Трансевразийский пояс Razvitie. М. Праксис, 2012.- 264.

В.И. Якунин, М.Ю. Байдаков, Ю.В. Громыко, В.Т. Зюков - Платформа Razvitie 1.0 - Доклад на открытом семинаре ИСПИ РАН 2 апреля 2015 года, Москва, 2015

Ю.В.Громыко - Страна в "полуторном мире". в ж. "Свободная мысль- XXI".Теоретический и политический журнал. 2000, № 11, стр. 39-50

Громыко Ю.В. Сознание как архивариус. На пути к психоматике: дисциплине, которая обнаруживает новые интеллектуально-духовные функции // Вопросы философии, №4. 2019, С.185-195

Россия - Ноев ковчег человечества, Философско-религиозные и методологические аспекты государственной идеологии будущей России/ Под. общ. ред. Громыко Ю.В., Ю.В. Крупнова. Москва, ЛЕННАД, 2019

Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 58–70. doi:10.17759/pse.2019240506

Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня. Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М.: ЛЕНАНД, 2019. 368 с.

Ю.В. Громыко Интеллектология Зиновьева как основа антропологии будущей власти // РИА Новости.- 2018. - 12 декабря. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20181212/1547897274.html.(дата обращения: 22.02.2019).

Громыко Ю.В. Razvitie - Миромыследеятельностный подход к формированию практик развития [Электронный ресурс]. Издательство: Palmarium Academic Publishing, 2018. 644 с. // Наши издания Институт Шифферса. URL: https://shiffersinstitute.com/product/gromyko-yu-v-miroporyadok-razvitie-elektronnaya-versiya/ (дата обращения: 19.08.2019).

Громыко Ю.В. Реанимация российской системы образования. Проблемы и возможности: другая система координат и навигатор живого субъекта образования // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. 2019. № 1 (2). С. 162-181. — URL: https://keldysh.ru/future/2019/16.pdf doi:10.20948/future-2019-16

Громыко Ю.В. Реанимация Российской системы образования. Проблемы и возможности: другая система координат и навигатор живого субъекта образования. // Стратегия развития компьютерной реальности. / Под ред. Г.Г. Малинецкого, П.А. Верника, В.В. Иванова. М.: Техносфера, 2020, С. 316-336.

Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 93–105. doi:10.17759/pse.2018230108

Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 5–30. doi:10.17759/chp.20181403024.

Громыко Ю.В. Психология искусства в научной школе Л.С. Выготского: проблемы теории и коммуникативных практик работы с сознанием // Культурно-историческая психология.- 2018.- Том 14, № 3. С. 85–92. doi:10.17759/chp.2018140309


Последняя редакция анкеты: 19 мая 2020