-
Ученая степеньдоктор философских наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеФилософские науки
-
РегионРоссия / Москва
ГВС родился 28 ноября 1945 г. в городе Архангельске. После окончания средней школы поступил на дневное отделение исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и одновременно посещал занятия на вечернем отделении философского факультета. В 1967 закончил МГУ и в соответствии с государственным распределением был направлен в Орский пединститут, где работал ассистентом кафедры философии 2 учебных года. В 1969 -1972 гг. учился в аспирантуре философского факультета МГУ, защитив в 1973 г. кандидатскую диссертацию о Системе власти монополий. В 1973-1979 гг. работал старшим преподавателем Московского автомобильно-дорожного института. В 1979 г. прошел конкурс на замещение вакантной должности доцента по кафедре социальной философии философского факультета МГУ, а с 1995 по 2008 работал здесь профессором. В 2009 г в связи с открытием на философском факультете МГУ кафедры философии образования стал работать и работает профессором этой кафедры сейчас. В 2010 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный профессор МГУ». В 2000-2018 гг. работал по совместительству профессором кафедры философии Московского государственного лингвистического университета – читал общий 70-часовой курс философии на его переводческом факультете.
В течение многих лет педагогической работы ГВС читал общие философские курсы (Философия, Социальная философия, Философия образования); общие профессиональные дисциплины (Педагогика, Педагогика высшей школы, Методика преподавания философии, Психология и педагогика, Социальная психология); и такие специальные, в том числе межфакультетские курсы (Психологическое измерение общественных процессов, Исторические формы образовательных систем, Антропологические аспекты философии образования, Психологические основы образовательного процесса, Личность и ее мир общения: современные практики и тренды развития, Личность и ее возможности самоактуализации в современном мире).
Серьезная научно-исследовательская работа ГВС началась с подготовкой и защитой (1988 г.) докторской диссертации «Социально-психологический фактор в системе общественных отношений». Определенные сложности возникали с представлением и обоснованием общественной психологии – эмоционально-чувственных и поведенческих ответных реакций людей на изменения действительности - имманентной частью их общественного бытия. Ведь в то время многие ученые вслед за К. Марксом определяли общественное бытие реальным процессом производства и воспроизводства общественной жизни и всегда подчеркивали его первичность к сознанию людей в обществе, а, следовательно, и ко всем их психологическим реакциям. Только на основе разведения объектно-субъективного и субъектно-объективного общественно-психологических факторов и в связи с рассмотрением каждого из них в онтосоциальной и гносеологической плоскостях их соотношения, удалось выявить конкретные механизмы действия и развития массовых психических процессов и состояний и определить их место и роль в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.
Научные интересы ГВС не уходят от социальной философии, но в настоящее время они в значительной степени концентрируются на философии, психологии и педагогике образования. Особое внимание уделяется вопросам методологии познания развития общества и института образования в связи с проблемами их исследований, находящимися на стыке философии с общей и социальной психологией, с историей, социологией, теорией культуры и педагогикой. Исследуются различные аспекты жизнедеятельности и общения людей, раскрываются общие и частные закономерности условий формирования и развития личности человека и его духовности. На основе разведения объективных и субъективных условий развития современных общественных процессов предлагается и обосновывается теория выявления конкретных механизмов действия и развития систем образования, определения степени выраженности и значимости образованности у различных социальных субъектов, а также возможностей и способов их регулирования и саморегулирования. Показывается место и влияние разнородных укладов, уровней и способов образования в разных сферах жизни людей, анализируются условия возникновения и снятия противоречий во взаимодействии группового и индивидуального, массового и специализированного сознаний людей, общественной психологии и идеологии, форм обыденного и теоретического знания.
ГВС активно участвует в различных научно-исследовательских конференциях. Он принимал участие в работе Московского (1993 г.), Стамбульского (2003 г.), Сеульского (2008 г.) и Афинского (2013 г.) Всемирных философских конгрессов, а также всех философских конгрессов России. Был членом многих Диссертационных Советов, выступал официальным оппонентом по ряду кандидатских и докторских диссертаций. Под его научным руководством подготовлено и защищено 19 кандидатских диссертаций. Был консультантом 4 докторских диссертаций.
Научные публикации
Монографии:
-Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений (социально-философские проблемы) М, изд-во Московского университета, 1985 – 184 с.
-Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., Просвещение, 1990. – 144 с.
Грехнев В.С.(в соавторстве с В.И.Добрыниной и др.) Философия ХХ века. М., Знание России, 1997 – 288 с.
Грехнев В.С. (в соавторстве с В.А.Васильевым и др.) Метафизика общего дела. Под ред. А.Н.Лощилина, М., «Перо», 2019 – 208 с.
Учебники:
- Грехнев В.С. (в соавторстве с И.И.Гобозовым и др.) Социальная философия. Учебный словарь. М., Академический проект, 2008 – 367 с.
- Грехнев В.С. Философия образования. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., Юрайт, 2016 – 311 с.
- Грехнев В.С. (в соавторстве Ю.И.Семеновым, В.Н.Шевченко и др.) Социальная философия: учебник под ред. И.А.Гобозова. 2-е изд.испр.и доп. М., Юрайт,2017. – 430 с.
- Грехнев В.С. (в соавторстве с А.Т.Каюмовым и др.) Философия. Учебник в двух частях. Часть П. Теория и методология. .Под ред. В.А.Сорокина. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019 – 318 с.
Статьи:
- Грехнев В.С. Воспитание, его необходимость и особенности осуществления в высшей школе//Философское образование: Вестник СПб, 2013 № 4, с. 82-98.
- Грехнев В.С. Личность между индивидуальным и массовым в ее жизнедеятельности: социально-философский анализ//Вестник Моск. гос. лингвистического ун-та. Гуманитарные науки, 2016, том 26. С.145-153.
- Грехнев В.С. Философия и ее дисциплинарная дифференциация //Философия и общество, 2017, № 2, с. 28-39.
-Grekhnev Vadim. Feeling of Human Safety and education // Norwegian Journal of development of the International Science. Oslo. Norway, 2017 №5 part 2. p.66-67.
- Грехнев В.С. От идей гражданского общества к их воплощению в современной России / / Социально-гуманитарные знания, 2018, №5. с. 307-311.
- Grekhnev Vadim. Anthropological approach in theory and practice of education// Osterreichisches. Multiscience Journal, 2018 №5 p.21-23.
- Грехнев В.С. Формы образования: философско-методологические основания их определения / Современные проблемы науки и образования – 2019, № 2.
- Грехнев В.С. Университет в философско-образовательных проекциях современных процессов его существования и развития //Вестник Моск. Ун-та. Серия 7. Философия, 2019 № 3., с.51-64.