-
Ученая степенькандидат филологических наук
-
Научное направлениеФилологические науки
-
РегионРоссия / Московская область
Пединститут иностранных языков, Пятигорск (1965-1970); аспирантура при кафедре зарубежной литературы филфака МГУ (1976-1979); работа в издательствах «Прогресс» и «Радуга» (1981-1991); работа в Институте Латинской Америки РАН (1992-1993); работа в ИМЛИ РАН с 1993 и в Государственном институте искусствознания с 2005 г. по настоящее время.
Член Ассоциации исследователей ибероамериканского мира, член Ассоциации испанистов России, независимый исследователь Academia.edu;
Ученый секретарь издательской серии Iberica Americans (Совет по Истории мировой культуры РАН).
Грант "Хенаро Эстрада" от МИД Мексики на работу в Мексике, 2000 г.; Грант РГНФ на исследовательский проект "Авангардизм в культуре ХХ века (1900-1930 гг.)" № 04-04-00221а, 2004-2006 г.
Научные публикации
Статьи
1. Концепция личности в творчестве Хосе Марти // Латинская Америка, 1979, №6 — 1 п.л.
2. Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти // Латинская Америка, 1982, №1 — 1 п.л.
3. Под знаком культуры // Латинская Америка, 1988, № 6 — 1 п.л.
4. José Martí: camino de perfección // Anuario del Centro de Estudios Martianos, 1988, № 11 — 0,5 п.л.
5. С.Витьер: “от осознания поэзии к поэзии осознания” // Латинская Америка, 1991, № 4 — 1 п.л.
6. “Итак, мне не выразить жизни иначе, как смертью...” (к 100летию со дня рождения С.Вальехо) // Латинская Америка, 1992, № 56 — 1 п.л.
7. К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка, 1993, № 9 — 0,7 п.л.
8. По ту сторону Востока и Запада // Латинская Америка, 1994, № 2 — 0,8 п.л.
9.Глава: Идейно-¬эстетические основы испаноамериканского модернизма // История литератур Латинской Аме-рики, т. III; М, 1994. (2 п.л.).
10. Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопро-сы искусствознания. № 2, 1997. 2 п.л.
11. Авангард как исторический стиль // Творчество’98. - 0,5 п.л.
12. Otredad de la cultura latinoamericana: poética de José Lezama Lima // Unión, Nº 33, 1998. - 0,8 п.л.
13. В поисках “изначальной чистоты”. Эпоха авангарда в культуре Кубы. // Латинская Америка, № 7, 2000. - 1 п.л.
14. Гильен ― это особая тема... // Латинская Америка, № 1, 2001. - 0,5 п.л.
15. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть первая), № 8, 2001. - 1 п.л.
16. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть вторая), № 9, 2001. - 1 п.л.
17. Игры Единорога // Латинская Америка, № 9, 2001. - 0,5 п.л.
18. Más allá del Oriente y el Occidente ¿Identidad o mismidad? // Espiral, Nº 20 (enero-abril 2001), Universidad de Guadalajara, México. - 1 п.л.
19. Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. - 1 п.л.
20. Латиноамериканский карнавал и проблема этнокультурной идентификации // Праздник в ибероамерикан-ской культуре. Iberica Americans. М., 2002. -1 п.л.
21. Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур // Вопросы философии. М., 2002, № 11. - 1 п.л.
22. “Дом” Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ, 2002, № 4. - 1,2 п.л.
23. Cintio Vitier: de la conciencia de la poesía a la poesía de la conciencia. // Temas. Nº33-34, 2003. – 1 п.л.
24. El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
25. Главы: Литература Кубы (4 п.л.); Литература Колумбии (4 п.л.); Литература Венесуэлы (4 п.л.) // История литератур Латинской Америки, т. IV. М., 2004.
26. “Сто лет одиночества” 35 лет спустя // Вопросы литературы, № 1, 2004. - 2 п.л.
27. El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
28. К построению авангардистской картины мира // Вестник РГНФ, № 3, 2005. – 0,7 п.л.
29. O modernismo hispano-americano em correspondência tipológica com o simbolismo europeu ocidental e russo // Tipologia do simbolismo na cultura russa e ocidental, São Paulo, Editora Humanitas, 2005. – 1,2 п.л.
30. Главы: Сесар Вальехо (3 п.л.); Пабло Неруда (4 п.л.); Хосе Лесама Лима (2,5 п.л.); Габриэль Гарсиа Маркес (5 п.л.). // История литератур Латинской Америки, т. V. М., 2005.
31. Об одном авангардистском концепте: диссоциация/интеграция // Академические тетради, № 12, 2006. – 0, 4 п.л.
32. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки. – 2 п.л. // Проблемы ибероамериканской культуры. Государственный институт искусствознания. 2007.
33. Любовь во время чумы, Или несколько слов о латиноамериканистике. – Русский журнал, 30 января 2007. http://www.russ.ru/russ/culture.
34. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки. – Русский журнал, 3 апреля 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,9 а.л.
35. «Любви тоже надо учиться». К 80-летию Г.Гарсиа Маркеса. Русский журнал, 7 июня 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,5 а.л.
36. Возможна ли формула авангарда? // Вестник РГНФ, № 3, 2007. – 0,7 п.л.
37. Висенте Уйдобро – паладин авангарда // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2008.
38. Диалектика авангарда // Литературная классика в диалоге культур. Выпуск I. М., ИМЛИ РАН. 2008. - 2 п.л.
39. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки // Эстетико-культурологические смыслы праздника. М., ГИИ. 2009.
40. Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание, 0,7 п.л. № 4, 2008.
41. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 1. Государственный институт искусствознания. 2007. - 2 а.л.
42. Авангард как модель культуры. – Сб. статей. Лики времени. М., 2009.
43. Авангард между Испанией и Латинской Америкой // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. Госу-дарственный институт искусствознания. 2009. – 2,5 п.л.
44. Главы «Введение», «Системообразующие концепты культуры авангарда», «Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат», «Авангард в Испанской Америке» (15 а.л.) в к/т «Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика»; руководство проектом. М., ИМЛИ РАН, 2010. В 2-х кн.
46. Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. № 1/2, 2011. - 1,2 а.л.
47. Авангардная картина мира // Культура и искусство, № 3, 2011. – 1, 3 а.л.
48. Функция мифа в культуре Латинской Америки. 1 п.л. // Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.
50. Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: Два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка № 11, 2011. – 0,7 а.л.
(Награждена Дипломом Ученого совета ИЛА РАН и редакционного совета журнала «Латинская Америка» как лучшая работа 2011 г. в номинации «Культура»)
51.«Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда». Доклад на международной научной конференции «Лики ХХ века. Литература и общество». МГУ им. М.В.Ломоносова. 22 июня 2012 г.;
52.Ретроспективизм авангарда первой трети ХХ века // Известия РАН. Сер. литературы и языка. № 2, 2012. – 2 а.л.
53.Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследования. № 1, 2012. – 1,5 а.л.
54.Составляет ли авангард стиль // Теория художественной культуры. Вып. 14. М., 2012. – 1,2 л.
55.Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования // № 7, 2012. - 0,5 а.л.
56. От мистерии к цирку (театр авангарда первой трети хх века) // Художественная культура. Вып. 3. -1, 5 а.л. м., гии, 2012.
57.История и/или искусство? //Художественная культура. Вып. 4. – 1 а.л. ГИИ, 2012.
58.«Эволюция авангардной парадигмы». Доклад на конференции в ГИИ «Западное искусство. 1930-е». 26 ок-тября 2012 г.;
59.Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии, № 11, 2012.
60.Топосы границы и рубежа в латиноамериканской культуре. Материалы конференции «Цивилизационно – культурное пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы». М., ИМЛИ РАН. 4-6 июня 2012 // Новые российские гуманитарные исследования, 2012, № 7.
61.Авангардный театр как модель эпохи (первая треть ХХ века) // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 2 п.л.
62.Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамериканского искусст-ва. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 1,5 п.л.
Монографии
1. Поэзия Хосе Марти. Монография. М., 2002. – 17 п.л.
2. Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Монография. – 13,5 п.л. СПб., 2008.
3. Монография на исп. яз.: Poesía de José Martí. Centro de Estudios Martianos. La Habana, 2010.
4. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. – 30 а.л. (в печати).
Статьи для Энциклопедии “Культурология. ХХ век”. М., 1998; Энциклопедии “Культура Латинской Амери-ки”, М., 2000; Литературной энциклопедии терминов и понятий, М., 2001; Лексикона сюрреализма; Большой Россий-ской Энциклопедии; Кирилл и Мефодий; Энциклопедии Латинской Америки. М, 2012.