1. Ученая степень
    Кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Гильмуллин Мансур Файзрахманович родился 4 августа 1950 года в г. Ижевске Удмуртской АССР. Национальность – татарин, гражданин Российской Федерации.

С 1957 г. до 1967 г. учился в Керекесской начальной, затем в Бегишевской средней школе Заинского района Татарской АССР. Окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1967 г. поступил на механико-математический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и в 1972 г. окончил его с отличием по специальности «Прикладная математика». В 1972 г. поступил в аспирантуру по специальности «Алгебра и теория чисел» на кафедру высшей алгебры Казанского государственного университета.

После окончания аспирантуры, с октября 1975 г., работал в Елабужском государственном педагогическом институте (с 2003 г. – педагогический университет, с 2011 г. – Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»). За эти годы занимал преподавательские должности ассистента кафедры математики, старшего преподавателя (с 1976 г.), доцента (с 2008 г.) кафедры алгебры и геометрии, далее кафедры математики и прикладной информатики. Стаж научно-педагогической работы составляет 47 лет. В настоящее время – пенсионер.

В 2009 году в г. Ярославле, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского прошел соискательство по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (математика)». 23 декабря 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование исторического компонента математико-методической культуры студентов при обучении истории математики в педагогическом вузе» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика). Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена 23 декабря 2009 г. 16 февраля 2011 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре теории и методики обучения математике.

Имеет 150 опубликованных научных и учебно-методических работ (по математике, методике обучения математике, истории математики), в том числе 6 книг и учебно-методических пособий, 30 изданных научно-популярных статей.

Продолжая преподавательскую работу, в 1991-1993 гг. работал заместителем декана физико-математического факультета, в 1993-1996 гг. – проректором по учебно-воспитательной работе, в 1996-2004 гг. – помощником ректора по работе со студентами. Постоянно находился в центре студенческой жизни университета, под его непосредственным руководством проходила вся внеаудиторная работа со студентами.

Гильмуллин М. Ф. читал лекции и вел практические занятия по курсам «Алгебра», «Теория чисел», «История математики», «Числовые системы», «Элементарная математика», «Компьютерная алгебра», спецкурсы на дневном и заочном отделениях, руководил педпрактикой, курсовыми и дипломными работами студентов. При этом существенное внимание уделял профессионально-педагогической направленности каждого курса.

На курсах повышения квалификации учителей и региональных научно-методических семинарах проводил систематическую работу с учителями математики региона по изучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий.

Разработал учебно-методический комплекс по предмету «История математики», в который входят учебные пособия «История математики» (2008 г., 2018 г.), «Историко-методические учебные ситуации и задачи» (2015 г.), которым присвоен гриф УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона.

Гильмуллин М.Ф. и ныне принимает участие в работе международных и всероссийских конференций по различным проблемам теории и методики обучения математике: Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов под руководством А. Г. Мордковича (1994-2024 гг.), Международных Колмогоровских чтений в г. Ярославле (2003-2015 гг.) и др. Дважды организовывал семинар А. Г. Мордковича в Елабуге (1994, 2011).

С 2014 г. в течение девяти лет он работал директором Республиканской Летней физико-математической школы на базе оздоровительного лагеря «Буревестник» Елабужского института. Обучение олимпиадной математике в этой школе идет по его авторским программам. В течение последних 20 лет работал по этой программе в «Малых академиях» гг. Елабуги, Заинска, Мамадыша Республики Татарстан.

Руководил проблемной группой по историко-математическому краеведению. Опубликовал 20 краеведческих работ по истории университета и города Елабуги военных лет.

Помимо научной деятельности активно занимался популяризацией науки: научно-популярные лекции в Детском университете, занятия по математике в Интеллектуально-оздоровительном лагере «Интеллето», работа с математически одаренными детьми города и республики. Ведет научно-популярный историко-математический Телеграм-канал «Математика с Мансур-абый».

Имеет государственные награды и почетные звания: медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002 г.); нагрудной знак Министерства образования Республики Татарстан «За заслуги в образовании» (2003 г.); Почётное звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» (2018 г.); «Ветеран труда» (2004 г.).

Научные публикации

1. Гильмуллин М. Ф. История математики: Учебное пособие – Екатеринбург: Ridero, 2018. – 456 с.

2. Гильмуллин М.Ф. Методика обучения истории математики в педвузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – №16 (40): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2007. – С. 390-393.

3. Гильмуллин М. Ф. Учебные ситуации и задачи профессионального развития будущего учителя математики при обучении истории математики // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.– №1. – С. 62-68.

4. Гильмуллин Т. М., Гильмуллин М. Ф. Подходы к автоматизации процесса валидации уязвимостей, найденных автоматическими сканерами безопасности, при помощи нечётких множеств и нейронных сетей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11. – Часть 2. – С. 266-279.

5. Гильмуллин Т. М., Гильмуллин М. Ф. Быстрый поиск аномалий в числовых рядах при помощи модифицированного метода Хампеля // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2023. – № 11 (4). – С. 1-11. DOI: 10.26102/2310-6018/2023.43.4.030.

6. Mansur Fajzrahmanovich Gilmullin. The Experiment Check of the Efficiency of the Historical Component Formation in Teacher’s Mathematical Methodological Culture. International Education Studies. Vol 8, No 4 (2015). Р. 218-230. DOI: 10.5539/ies.v8n4p218.

7. Гильмуллин М.Ф. В суровые годы военные … // Владимир Иванович Смирнов, 1887-1974 / Отв. ред. О. А. Ладыженская, В. М. Бабич. – М.: Наука, 2006. – (Серия «Научно-биографическая литература» РАН)  – С. 222-227.

8. Гильмуллин М.Ф. Алгебра для Data Science // Математика и математическое образование: проблемы, технологии, перспективы: материалы 42-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2023. – С.111-114.

9. Юнусов А.А., Жохов А.Л., Гильмуллин М.Ф., Алиева Э.М. Историко-методические учебные ситуации и задачи: учебное пособие. – Шымкент: Изд-во МГТУ, 2015. – 93 с.

10. Гильмуллин М.Ф., Новоженина Т.Е. Методы решения уравнений в примерах: учебно-методическое пособие. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 54 с.

Работы, опубликованые в ведущих международных журналах:

1. Mansur Fajzrahmanovich Gilmullin. The Experiment Check of the Efficiency of the Historical Component Formation in Teacher’s Mathematical Methodological Culture. International Education Studies. Vol 8, No 4 (2015). Р. 218-230. DOI: 10.5539/ies.v8n4p218.

2. Elena A. Sozontova, Mansur F. Gilmullin and Tatyana I. Anisimova. The Development of Readiness for Labor among the Bachelors with Pedagogical Education. The Social Sciences 10 (7): 1743-1746, 2015.

3. Mansur F. Gilmullin & Evgeniya L. Pupysheva. Workshop on Design and Implementation of Education Programs. Mathematics Education. Volume 11, Issue 1 (April 2016), pp. 35-44. DOI:10.12973/iser.2016.2104a.

4. Mansur F. Gilmullin, Liliya R. Khaliullina. Formation of the Polycultural - Historical Environment of Mathematics Teaching at School // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Volume XII (July 2016), pp. 287-294. Full Text 46. Published by the Future Academy. Edited by: Prof. Dr. Roza Valeeva, Kazan Federal University, Russia. Conference: IFTE 2016 - 2nd International Forum on Teacher Education. Dates: 19-21 May 2016. Location: Kazan Federal University, Russia. Conference Chair(s): Rector Prof Dr Ilshat Gafurov, Kazan Federal University. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.46 


Последняя редакция анкеты: 31 октября 2024