-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Пермский край
Гилева Анжела Валентиновна родилась 23.03.1961 года в г. Соликамске Пермской области.
•12 мая 1987 года окончила Пермский государственный институт. Специальность: Педагогика и психология (дошкольная). 29 июня 2001 года присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. 21 июля 2004 года присвоено ученое звание доцента.
•Работаю в Соликамском государственном педагогическом институте (филиале) Пермского государственного национального исследовательского университета. Область профессиональной деятельности – теория и методика дошкольного образования. Доцент кафедры педагогики и психологии.
•Заслуженный работник науки и образования РАЕ, область научных интересов – дошкольная педагогика, организация дошкольного образования, методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. С 1996 по 2015 годы занимала должность декана психологического факультета. За этот период выпущено более 800 студентов по специальностям «Педагог-психолог», «Учитель-логопед», «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», а также 50 бакалавров по направлению «Педагогическое образование» с профилями «Художественное воспитание и развитие ребенка», «Игровые технологии в дошкольном образовании», по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика». Прошли обучение на курсах повышения квалификации более 500 слушателей из числа работников дошкольных образовательных организаций по следующим темам: «Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте», «Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников», «Научно – методические основы обеспечения качества дошкольного образования в условиях его вариативности», «Актуальные проблемы руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС ДО». Имею диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, диплом победителя межрегионального конкурса методических материалов по патриотическому воспитанию детей и подростков за разработку программы гражданско-патриотического воспитания для детей 5-7 лет «Люблю тебя, мое Прикамье» (2014 г.), диплом лауреата Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере 2014» в номинации «Педагогика; теория и методика обучения и воспитания», диплом лауреата I Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию – 2014, диплом победителя за победу в Международном конкурсе «Лучшие научные тезисы -2014» в номинации «Научное мышление года», диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья – 2015» в номинации «Педагогические науки». Имею 8 сертификатов научного руководителя студенческих научных работ, размещенных на сайте sibac.info
•Почтовый адрес: 618553 Пермский край, г. Соликамск, улица Северная, дом 48, квартира 33.
•Электронный адрес: a_gileva@mail.ru
Научные публикации
Гилева Анжела Валентиновна родилась 23.03.1961 года в г. Соликамске Пермской области.
•12 мая 1987 года окончила Пермский государственный институт. Специальность: Педагогика и психология (дошкольная). 29 июня 2001 года присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. 21 июля 2004 года присвоено ученое звание доцента.
•Работаю в Соликамском государственном педагогическом институте (филиале) Пермского государственного национального исследовательского университета. Область профессиональной деятельности – теория и методика дошкольного образования. Доцент кафедры педагогики и психологии.
•Заслуженный работник науки и образования РАЕ, область научных интересов – дошкольная педагогика, организация дошкольного образования, методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. С 1996 по 2015 годы занимала должность декана психологического факультета. За этот период выпущено более 800 студентов по специальностям «Педагог-психолог», «Учитель-логопед», «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», а также 50 бакалавров по направлению «Педагогическое образование» с профилями «Художественное воспитание и развитие ребенка», «Игровые технологии в дошкольном образовании», по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика». Прошли обучение на курсах повышения квалификации более 500 слушателей из числа работников дошкольных образовательных организаций по следующим темам: «Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте», «Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников», «Научно – методические основы обеспечения качества дошкольного образования в условиях его вариативности», «Актуальные проблемы руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС ДО». Имею диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, диплом победителя межрегионального конкурса методических материалов по патриотическому воспитанию детей и подростков за разработку программы гражданско-патриотического воспитания для детей 5-7 лет «Люблю тебя, мое Прикамье» (2014 г.), диплом лауреата Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере 2014» в номинации «Педагогика; теория и методика обучения и воспитания», диплом лауреата I Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию – 2014, диплом победителя за победу в Международном конкурсе «Лучшие научные тезисы -2014» в номинации «Научное мышление года», диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья – 2015» в номинации «Педагогические науки». Имею 8 сертификатов научного руководителя студенческих научных работ, размещенных на сайте sibac.info
•Список публикаций
Гилева Анжела Валентиновна
№Наименование работыФорма работыВыходные данныеОбъем в п/л или стр.Соавторы
Научные работы
1.К вопросу об актуальности проведения творческих каникул в ДОУ (статья)печатнаяМатериалы научно-практической конференции преподавателей и студентов СГПИ. Соликамск, 1997. Выпуск 1. – С.140-149.0,6 п.л.-
2.Возможности субъективизации старшего дошкольника (статья)печатнаяМатериалы научно-практической конференции преподавателей и студентов СГПИ, Соликамск, 1998. – С. 139-149.0,4 п.л. -
3.Формирование субъективности как психологическая основа инновационных образовательных технологий в ДОУ (тезисы)печатнаяОбразование в период детства как пространство образовательного лидерства: Тезисы доклада научно-практической конференции 27-29 апреля 1999. Россия, Екатеринбург. – С. 50-51.0,1 п.л.-
4.Формирование позиции субъекта учебной деятельности как направление преемственности дошкольного образования (ст. дошк. возраст) (тезисы)печатнаяРазвитие и функционирование системы дошкольного образования в современных условиях: тезисы конференции, посвященной 80-летию ф-та дошкольной педагогики и психологии. Пермь, 1999. – С. 25-28.0,25 п.л.-
5.Ценностное отношение к детству (статья)печатнаяМатериалы научно-практической конференции преподавателей и студентов СГПИ. Соликамск, 1999. Вып. 3, часть 2. – С. 18-23.0,4 п.л.-
6.Программа образовательной работы «Человек в истории и культуре как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе» (статья)
печатнаяЗ-и Урал ист. – пед. чтения. Екатеринбург, 1999. – С. 238-240.0,2 п.л.-
7.Взаимодействие взрослых и детей как фактор личностного развития (статья)печатнаяМатериалы 5 научно-практической конференции преподавателей и студентов СГПИ 20-21 апреля 2000г. Соликамск, 2001. – С. 20-29.0,6 п.л.-
8.Роль субъектности в учении (статья)печатнаяМатериалы 5 научной конференции преподавателей и студентов СГПИ 20-21 апреля 2001г. Соликамск, 2001. – С. 13-17.0,5 п.л.-
9.Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности старших дошкольников автореферат диссертации) (РИНЦ) Печатная Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. – 18с.1,1 п.л.
10.К вопросу о типах сформированности позиции субъекта учебной деятельности в условиях ДОУ. (статья)печатнаяТрадиции и новации в образовании Верхнекамского региона Пермской области / Сборник статей и тезисов по итогам региональной научно-практической конференции Управление инновационными процессами в образовании: теория и практика, посвященная 10-летию СГПИ (12 октября 2001г.). – С. 170-173. 0,25 п.л.-
11.К вопросу о преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы (статья)печатнаяМатериалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию СГПИ, 15-16 февраля 2001г. – С. 47-48.0,1 п.л.-
12.Педагогические основы организации преемственности в работе д/сада и школы (статья)печатнаяМатериалы Всероссийской научно-практической конференции 7 июня 2002г. г.Бирск, республика Башкорстан. – С. 163-165.0,2 п.л.-
13.Категория «субъект» учебной деятельности в современной психолого-педаг. знании (статья)печатнаяМатериалы 5 Международной научно-практической конференции «Социально-психологич. Проблемы ментальности» 14-16 ноября 2002г. г. Смоленск. – С. 113-116.0,25 п.л.-
14.Сюжетно-ролевая игра как средство формирования субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста (тезисы).печатнаяУченые записки, Вып.1. (Материалы VII научно-практической конференции преподавателей предметников, студентов и школьников) 19 апреля 2002г. – С. 85.
0,1 п.л.-
15.К вопросу о влиянии игровой деятельности на развитии субъектной позиции ребенка-дошкольника в педагогическом процессе ДОУ.печатнаяОсновные направления модернизации дошкольного образования: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции (9-10 декабря 2003г.). Пермский государственный педагогический университет. – Пермь, 2003. – С. 101-104.0,25 п.л.-
16.Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие обеспечения непрерывности в воспитании и развитии личности.печатнаяНародные традиции в современной образовательной практике: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18 апреля 2003г.) / Соликамский государственный педагогический институт. – Соликамск, 2004. – С. 69-72.0,25 п.л.-
17.Психолого-педагогическая поддержка развития личности старшего дошкольника в игровой деятельности.печатнаяСоциально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (31 января 2004 г.) / Соликамский государственный педагогический институт. – Соликамск, 2004. – С. 335-338.0,25 п.л.-
18.Субъект-субъектное взаимодействие в педагогическом процессе ДОУ.печатнаяАктуальные проблемы дошкольного образования: субъект-субъектные отношения: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (26 января 2004г.), г. Челябинск. – С. 57-60.0,25 п.л.-
19.Педагогическое взаимодействие детей и взрослых как условие развития субъект-субъектных отношений.печатнаяАктуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция (26 февраля 2004 г. Челябинск: Изд-во УГПУ, 2004. – С. 38-41.0,25 п.л.-
20.19Субъективация старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.печатнаяСоциально-психологические проблемы ментальности. Международная 6 научно-практическая конференция (26-27 ноября). Смоленск, 2004. – С. 114-117.0,25 п.л.-
21.20Технология формирования позиции субъекта учебной деятельности через призму субъект - субъектных отношений (старший дошкольный возраст).печатнаяАктуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития. Материалы третьей Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Челябинск, 3 марта 2005 г., ЧГПУ. – Челябинск: изд-во «Образование», 2005. В 2 частях. Часть 1. – С. 24-28.0,3 п.л.-
22.21Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе.печатнаяУченые записки. Выпуск 4. Материалы XI научно-практической конференции преподавателей, студентов и школьников. Соликамск, 2005. – С. 28-38. 0,7 п.л.-
23.22Возможности развития субъектных качеств будущих специалистов в системе непрерывного педагогического образования.печатнаяУченые записки. Выпуск 5. Часть 1. Материалы XII научно-практической конференции преподавателей, студентов, учителей и школьников. Соликамск, 2006. – С. 67-70.0,25 п.л.-
24.23Система непрерывного педагогического образования как условие развития субъектных качеств будущего специалиста.печатнаяПрофессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: Материалы региональной научно-практической конференции / ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет». – Пермь, 2006. – С. 79-82.0,2 п.л.-
25.24Ребенок как субъект творческого развития.печатнаяМатериалы всероссийской студенческой научно-практической конференции «Детство, открытое миру»: вопросы образования, воспитания и развития в период детства. Выпуск 3. – Екатеринбург, 2006. – С. 186-189. 0,25 п.л.Якутова Л.Е. (студентка 451 группы)
26.25Феномен игры в современном образованиипечатнаяАктуальные проблемы игровой культуры современного детства: Сборник научных статей / Под общей ред. Е.А. Репринцевой – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – С. 58-64. 0,4 п.л.-
27.26Ребенок как субъект детских видов деятельностипечатнаяВхождение ребёнка предшкольного возраста в систему российского образования: позиции ребёнка, родителя и педагога [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Л.Н. Вахрушевой, С.В. Савиновой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – С. 210-213.0,2 п.л.-
28.27Особенности взаимодействия ДОУ с семьёй: история и современность печатнаяПедагогика: семья – школа – общество: монография / [Л.А. Акимова, О.Н. Апанасенко, И.Е. Брякова и др.]; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 204-216.0,8 п.л.-
29.28Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрастепечатнаяУчёные записки Соликамского пединститута. Выпуск 7. Материалы 14-й научно-практической городской конференции преподавателей, учителей, студентов и школьников «Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья», 29-30 апреля 2008 [Текст]: В 4 ч. Ч.1 / ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск, РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2008. - С. 129-132.0,25 п.л.-
30.29Позиция субъекта учебной деятельности как комплексная характеристика личности старшего дошкольника в условиях предшкольного образованияпечатнаяМатериалы 5 Международной научно-практической конференции «Антропологические основы современной теории и практики образования» 30-31 октября 2008 года, г. Ставрополь, 2008. – С.50-52.0,2 п.л.-
31.30Тенденции развития современных технологий в подготовке компетентных специалистов по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психологияпечатнаяПродуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных, специалистов. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». - С. 33-34.0,1 п.л.-
32.31К вопросу о технологии формирования позиции субъекта учебной деятельности на основе организации дифференцированного взаимодействия в системе «педагог – ребенок»печатная«Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография» / З.С. Акманова, Т.В. Безродных, Г.Р. Водяненко и др./ Под. общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Книга 5. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. - С. 53-61.0,5 п.л.-
33.32Программа развития как инструмент управления развитием дошкольного образовательного учрежденияпечатнаяПроблемы регионального образования от ДОУ до вуза [Текст]: материалы международной научно-практической конференции преподавателей, учителей, студентов и школьников; 23-24 апреля 2009 г.; в 7 ч. Ч. 2 / ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2009. – С. 60-65.0,3 п.л.-
34.33Дошкольник в современном мире средств массовой информациипечатнаяАктуальные проблемы дошкольного образования: ребенок в мире информационной культуры // Материалы VII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: ребёнок в мире информационной культуры», Челябинск, 2009. – С. 93-96.0,25 п.л.-
35.34Дошкольник и телевидение в мире информационных технологий (статья) (РИНЦ)печатная«Детский сад от А до Я»: научно-методический журнал для педагогов и родителей. – Москва, 2010. – № 2 (44). – С. 92-96. 0,25 п.л.-
36.35Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема (статья)печатнаяНепрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции; 29-30 апреля 2010 г.; в 6 ч. Ч. 1 / ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2010. – С. 40-43.0,25 п.л.-
37.36Инновационные процессы как фактор развития современного учреждения дошкольного образования (статья)печатнаяПедагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 13. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 92-101.0, 6
п.л.
38.Становление субъектности старших дошкольников в учебной деятельности
(статья)печатная«Детский сад от А до Я»: научно-методический журнал для педагогов и родителей. – Москва, 2011. – № 2. - С. 77-85.0,4
п.л.
39.38Современные подходы к изучению семьи (статья)печатнаяСемья в контексте истории, культуры, образования [Текст]: сборник статей / Е.В. Протасова, при участии А.В. Гилевой, составление. Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2009. – С.22-30.
0,5
п.л.
40.39Становление субъектности старших дошкольников в учебной деятельности как приоритет современного дошкольного образования
(статья)печатнаяРазвитие образовательных систем в условиях изменяющегося образовательного и социокультурного пространства [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции; 13-14 октября 2011 г.; в 2 ч. Ч. 2 / ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»; О.А. Милькевич, составление: Соликамск: СГПИ, 2011. – С.35-43.0, 5
п.л.
41.40Детство как социокультурный феномен развития человека
(статья)печатная«Умозрение в красках» [ТЕКСТ]: материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Усолье: МУК «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгоновых», 2011. – С.34 -36 0.25
п.л.
42.Содержание понятия «субъектность старших дошкольников» как инновационно-ценностная основа образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
(монография)печатнаяНаука и социум: педагогика и психология (становление, ценности и приоритеты) [Текст]: монография / [А.В. Гилева, С.В. Захарова, В.А. Ивашова]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2012.-С.80-91.0.75
п.л.
43.К вопросу о новых подходах к взаимодействию с семьей (РИНЦ)печатнаяМатериалы Международной конференции «Дошкольное образование в стране и в мире: проблемы и перспективы развития» 10-11 ноября 2013 года, научно-издательский центр «Социосфера»,2013.- С.135-138.0,25 п.л.
44.Формирование гражданско-патриотической позиции детей старшего дошкольного возраста (на примере разработки программы по краеведению «Люблю тебя, мое Прикамье» (РИНЦ)печатнаяМатериалы Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории», посвященной 400-летию дома Романовых и 400-летию Соликамского воеводства,14-15 ноября 2013 года, Соликамск-Чердынь 2013.- С.90-92.0,2 п.л.
45.Развивающий потенциал игр-драматизаций (РИНЦ)печатнаяМатериалы 3 Международной конференции «Игра и игрушки в истории, культуре, развитии и образовании» 1-2 апреля 2014 года, научно-издательский центр «Социосфера»,2014.- С.50-54.0,3 п.л.
46.История дошкольного воспитания в воспоминаниях жителей Пермского края (на материале 1970-1980-х годов) (ВАК, РИНЦ)печатнаяИстория дошкольного воспитания в воспоминаниях жителей Пермского края ( на материале 1970-1980-х годов//Вестник Челябинского государственного педагогического университета №7, 2014, С. 63-77.
0,9 п.л.
47.Formation of civil and patriotic position of senior preschool children by means of local history (on the example of the programs on local history “I love you, my Prikamye” ) РИНЦ
печатнаяModern European Researches. – Salzburg, 2014. – №4. – 13-15.0,2 п.л.
48.Воспоминания Тамары Максимовны Ивашовой о традициях дошкольного воспитания в городе Соликамске Пермской области в 1970-1990 годыПечатная
В печати0,3 п.л.
49.Исторический опыт межэтнической коммуникации на Урале и современные проблемы поликультурного образования педагога (Победитель Международного конкурса «Лучшие научные тезисы-2014» в номинации «Научное мышление года». Печатная
Sciece Time.-2015.-№1(13), Казань, 2015, С.80-85.0,4 п.л.В соавторстве с Е.В.Протасовой
50.К вопросу об интерактивных формах взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.Печатная
Современные научные исследования. Выпуск 3 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утёмова. - Концепт. - 2015. - Приложение № 13. - URL: http://e-koncept.ru/ext/143. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
0,5 п.л.
Учебно-методические работы
1.Педагогическая диагностика уровня развития позиции субъекта учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. (методические рекомендации)печатнаяУральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2001, 30 с.1,9 п.л.-
2.Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности старших дошкольников (учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и студентов педвузов).печатнаяКурс лекций. – Соликамск: ГОУ ВПО Соликамский государственный педагогический институт, 2004. –102 с.
6,4 п.л.-
3.Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Рекомендовано Фондом развития отечественного образования для использования в учебном процессе и переиздания для широкой общественности в России и за рубежом. По итогам конкурса на лучшую научную книгу 2007 года в номинации «Педагогика и психология» печатнаяКурс лекций. – Соликамск: ГОУ ВПО Соликамский государственный педагогический институт, 2007. – 80 с.5 п.л.-
4Инновации в управлении ДОУпечатнаяУчебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2009. – 172 с.10,75 п.л.Исупова, Н.С.
5.Люблю тебя, моё Прикамье (программа по краеведению для детей 5-7 лет). Лауреат краевого конкурса военно-патриотического воспитания детей и подростков. Пермь, 2014 г. печатнаяГилева А.В., Ленец Г.А. «Люблю тебя, мое Прикамье!» [ТЕКСТ]: программа по краеведению для детей 5-7 лет / А.В. Гилева, Г.А.Ленец. - Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2011. – 108 с.6,75
п.л.Ленец Г.А.