-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
ГАСАНОВА ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».
В 1955 г. окончила с отличием филологический факультет Дагестанского государственного педагогического институт им. С. Стальского по специальности русский язык и литература, присвоена квалификация преподавателя русского языка и литературы в нерусской школе.
В 1963 г. после обучения в очной аспирантуре в Институте национальных школ АПН СССР в г. Москве защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – русский язык в национальной школе. В 1992 г. в Институте русского языка им. А.С. Пушкина защитила диссертацию на ученую степень доктора педагогических наук по специальности русский язык как иностранный. В 1994 г. было присвоено ученое звание профессора по кафедре русского языка. С 1963 г. по 1994 г. занимала должность доцента, а с 1994 г. по 2013 г. должность профессора на кафедре русского языка для иностранных учащихся Московского государственного института химического машиностроения (Московского государственного университета инженерной экологии).
Читала лекции студентам-иностранцам по методике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения; вела практические занятия со студентами и аспирантами из ГДР, Венгрии. Болгарии. Чехословакии, Кубы, Китая, Монголии. Египта, Ирана, Индии, Ганы, Гвинеи, ЮАР, Вьетнама, Бангладеш.
В 1971 г. и 1972 г. работала руководителем и методистом группы советских преподавателей на курсах повышения квалификации учителей русского языка в округе Котбус (ГДР). За четкую организацию работы была награждена медалью «Общества германо-советской дружбы». С 1997 г. по настоящее время – главный научный сотрудник Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».
За заслуги в области преподавания русского языка как иностранного награждена Министерством образования РФ нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», ветеран труда.
Основная сфера научных интересов - методика преподавания русского языка как иностранного; методика преподавания государственного языка РФ в условиях двуязычной образовательной среды, проектирование Примерных основных образовательных программ начального общего образования по государственному языку Российской Федерации; квалификационные требования к уровню владения государственным языком РФ госслужащими в системе образования; социализация детей иной культуры средствами государственного языка РФ.
Участвовала в работе 7-ми Конгрессов МАПРЯЛ, выступала с докладами на секции «Русский язык для нефилологов». Является автором более 100 публикаций по указанным темам, из них за последние 5 лет - 27.
Принимает участие в работе всероссийских и международных конференций, форумов с научными докладами и сообщениями.
Научные публикации
Наиболее значительные публикации последних лет (в соавторстве):
Хочу знать русский язык: пособие в помощь учителю/ под общ. ред. О.И. Артеменко. М.: Институт национальных проблем, 2015. 190 с.; Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды: монография/ под ред. М.Н. Кузьмина. М.: Федеральный институт развития образования, 2010. 131 с.; Русский язык для студентов нефилологических специальностей вузов Российской Федерации: учебник. М.: ИНПО, 2010. 320 с.; Проект Примерной программы по государственному языку Российской Федерации, функционирующему в условиях законодательно установленного двуязычия // Филологическое образование на начальном этапе обучения в двуязычной образовательной среде: монография / под ред. О.И.Артеменко. М.: ИНПО, 2009. 190 с.
Является составителем и членом редколлегии ряда сборников: Всероссийский мастер-класс учителей родных языков 2011-2013 гг.: сб. разработок уроков родного языка и других методических материалов/ под общ. ред. О.И. Артеменко. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 248 с.; Языковое многообразие – главное и неповторимое богатство России. Книга-альбом о проведении Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков. М.: ИНПО, 2012. 256 с.; Всероссийский мастер-класс (из опыта работы участников Всероссийского конкурса учителей родных языков – 2007): Сб. разработок уроков и других методических материалов по родным (нерусским) языкам. М.: ИНПО, 2008.
Публикации последних лет (в соавторстве): Использование интерактивных методов при совершенствовании коммуникативной компетенции в монологической и диалогической речи старшеклассников, изучающих государственный язык Российской Федерации//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». № 3. 2015; Формирование произносительных навыков у учащихся, слабо владеющих государственным языком Российской Федерации// Педагогические науки. 2015. № 3; Закономерности формирования фонетических навыков при обучении русскому языку нерусских студентов/аспирантов-нефилологов на начальном этапе// Язык и межкультурные коммуникации: мат-лы V Междунар. науч. конф., Минск-Вильнюс, 19-23 мая 2015 г./Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка/отв. ред.В.Д. Стариченок. Минск: БГПУ, 2015; Формирование языковой компетенции при обучении русскому языку иностранных студентов-нефилологов// Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков: сб. науч. статей. Минск: БНТУ, 2015; Всероссийский мастер-класс учителей русского языка и национальных языков других народов России//Русский язык в национальной школе. № 3. 2015. Круг чтения учащихся-билингвов//Русский язык в национальной школе. № 2. 2015; Усвоение акцентологических норм русского языка в школах с двуязычной образовательной средой (на примере изучения имени существительного)//Русский язык в национальной школе. № 4. 2014; Трудности усвоения русского языка как государственного учащимися-билингвами//Русский язык в национальной школе. № 2. 2014; Сопоставление эквивалентных фразеологических единиц, функционирующих в русском и лакском языках// XVI Междунар. науч.-практ. конф., посв. проблемам общественных наук, 27.02 . 2014. М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014; Структура экспериментального пособия по русскому языку для нефилологических специальностей вузов государств-участников СНГ// Вестник Бишкекского гуманитарного университета. №2 (28). 2014; Совершенствование коммуникативной компетенции в устном общении// Вестник Бишкекского гуманитарного университета. №1 (27). 2014; Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов-нефилологов // Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. № 1 (15). Т. 6. 2013; Учет некоторых особенностей фонетической системы китайского языка при формировании у китайцев слухо-произносительных навыков (этап предвузовской подготовки)//Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. №2 (14). Т. 3. 2012; Обучение иностранных студентов-нефилологов чтению как виду речевой деятельности (научный стиль)//Известия МГТУ (МАМИ): Научный рецензируемый журнал. №2 (14). Т.3. 2012; Роль и функции государственного языка Российской Федерации в консолидации общества//Педагогические науки. № 1. 2012.