Гарцов Александр Дмитриевич
  1. Ученая степень
    Доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Родился 01.01.1962 г. в станице Кирпильской Краснодарского края.

В 1988 году с отличием закончил историко-филологический факультет УДН им. Патриса Лумумбы, получив квалификацию филолога, преподавателя русского языка и литературы, переводчика с русского языка на французский язык и был рекомендован в аспирантуру при кафедре общего и русского языкознания историко-филологического факультета УДН им. Патриса Лумумбы.

В 1991 году Александр Дмитриевич успешно защитил кандидатскую диссертацию, связанную с исследованием семантических аспектов интонационной вариативности текста, на базе Лаборатории экспериментальной фонетики кафедры общего языкознания УДН.

В 2009 году защитил докторскую диссертацию по теме «Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования». Защита диссертации признана Ученым советом как научное событие.

В течение 18 лет работал на кафедре русского языка №2 ФРЯ и ОД. Вел практические занятия в группах иностранцев-медиков, агрономов, экологов, социологов, политологов. В настоящее время ведет лекционные, семинарские занятия по проблемам использования инфокоммуникационных технологий в теории и практике обучения иностранным языкам слушателям Факультета повышения квалификации русского языка РУДН.

Основной вектор научно-педагогической деятельности – теоретическое обоснование необходимости развития электронных дисциплин в рамках электронной педагогики. Практическое создание электронных средств по всем аспектам и уровням обучения языку, адекватных для работы в новой информационно-образовательной среде. Разработка электронных игровых технологий обучения русскому языку как иностранному. Теоретическое и практическое обоснование электронной дидактики и педагогического веб-дизайна электронных средств обучения.

С 2004 года Александр Дмитриевич возглавляет кафедру компьютерной лингводидактики Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН и является научным руководителем Лаборатории разработки современных учебно-методических материалов. Коллективом кафедры и Лаборатории создано более 50 электронных средств обучения.

Сфера научных интересов Александра Дмитриевича связана с разработкой теоретических и практических основ новых направлений в области теории и практики преподавания иностранных языков – электронной лингводидактики, электронной педагогики.

Александр Дмитриевич разработал и успешно развивает научно-практические семинары «Адаптационные стратегии подготовки преподавателей высшей школы к электронной педагогике» (72 часа), «Компьютерные и сетевые технологии в практике преподавания языков» (72 часа).

Александром Дмитриевичем опубликовано 4 монографии, 10 учебников и учебно-методических пособий и более 90 научно-методических статей. Среди публикаций: монография «Электронная лингводидактика. Инновации языкового образования» - издательство Lamber Academic Pablishing, Германия, г. Саарбрюке (2010), монография « Электронная лингводидактика: среда – средства обучения – педагог» (2009), монография «Инструментальные средства информационных технологий в практике преподавания и изучения языка в высшей школе.» (2007), монография «Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языка: новые приоритеты» (2004 г), учебник «Пять шагов в электронную педагогику» - издательство Lamber Academic Pablishing, Германия, г. Саарбрюке (2011) ,«Русский язык – мой друг» учебник в соавторстве (Гриф Минвуза, 2005 г), «Компьютерная лингводидактика: теория и практика» (Курс лекций под редакцией А.Д.Гарцова, 2005 г.), «Технология создания лингвометодических тренажёров на оаснове авторских инструментальных средств» (2013 г.), «публикуется в журналах «Высшее образование сегодня», «Мир русского слова», в зарубежных журналах «Чуждоезиково обучение» (Болгария), «Вопросы методики преподавания языков» Монголия). Многие издания можно найти в многочисленных зарубежных и российских интернет-магазинах.

Александр Дмитриевич разрабатывает и руководит перспективными проектами по созданию а) электронных обучающих ресурсов нового поколения непрограммируемым способом на основе метода визуального редактирования (разработанная им технология позволяет создавать компьютерные учебники повышенной интерактивной и мультимедийной функциональности как на CД-дисках, так и на образовательных сайтах), б) портала дистанционного обучения на основе программных продуктов с открытым исходным кодом (цель – создание института дистанционного обучения русскому языку как иностранному в режиме 24 часовой доступности), б) теоретических основ профессионально-ориентированного электронного учебника.

Александр Дмитриевич неоднократно являлся участником разнообразных инновационных образовательных интернет-проектов, реализуемых в рамках грантов Министерства образования России: «Фестиваль языков», «Русский язык», «Язык – зеркало души народа» и др. в которых он руководил сектором инфокоммуникационного обеспечения проектов и др.

В 2008 году Александр Дмитриевич Гарцов, по решению ректората, представлял Российский университет дружбы народов на Правительственной выставке информатизации образовательных процессов высших учебных заведений (Академия народного хозяйства).

Александр Дмитриевич ведет активную работу по созданию и продвижению новых педагогических инноваций, базирующихся на интеграции фундаментального опыта методики преподавания языка и преимуществ новых информационных технологий среди русистов различных вузов Российской Федерации, а также среди зарубежных русистов. Ежегодно выезжает с циклами лекций, методических семинаров и проведения мастер-классов в разные города России и мира (Германия, Испания, Франция, Австрия, Египет, Марокко, Люксембург, Сербия, Финляндия, Болгария, Китай, Турция, США, Индия, Малайзия, Вьетнам, Венесуэла, Аргентина, Чили др. (более 30 стран мира).

Научные публикации

1. Электронная лингводидактика //Инновации языкового образования.: Германия, г. Саарбрюке: Lamber Academic Pablishing, 2010. 374 с.

2. Электронная педагогика: среда – средства обучения – педагог. М.: РУДН, 2009. 297 с.

3. Инструментальные средства информационных технологий в практике преподавания и изучения языка в высшей школе. М.: ЗАО «Экон-Информ», 2007. 173 с.

4. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языка: новые приоритеты. М.: РУДН, 2004. 196 с.

Учебники

1. Пять шагов в электронную педагогику// Средства обучения нового поколения. Германия, г. Саарбрюке: Lamber Academic Pablishing, 2011. 88 с.

2. «Русский язык – мой друг». М.: РУДН, 2004, в соавторстве с Шустикова и др. 672 с.

3. «Русский язык – мой друг». (Гриф Минвуза) М.: РУДН, 2005, в соавторстве с Шустикова и др. 672 с.

4. «Русский язык – мой друг». (Гриф УМО). Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., РУДН. 2010 г. , в соавторстве с Шустикова и др. 851 с.

5. «Русский язык – мой друг». (Гриф УМО). Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Юбилейное издание – 50 лет РУДН. М., РУДН. 2010 г. 850 с.

6. «Технология создания лингвометодических тренажеров на основе авторских инструментальных средств». Москва: РУДН, 2013 г. 118 с.

Учебно-методические пособия

1. Тесты по грамматике русского языка как иностранного. Учебно-методическое пособие ( СД-диск) в соавторстве с Шустикова Т.М. и др. М.: РУДН, 2006. 34 с.

2. Тесты по грамматике русского языка как иностранного. Издание переработанное и дополненное. Учебно-методическое пособие ( СД-диск) в соавторстве с Шустикова Т.М. и др. М.: РУДН, 2008. 36 с.

3. Информационно-коммуникационные технологии как способ оптимизации подготовки специалиста в сфере профессионально-делового общения. Учебно-методический комплекс. М.:РУДН, 2008. 127 с.

4. Компьютерная лингводидактика: теория и практика. Курс лекций. В соавторстве с Бовтенко М.А., Руденко-Моргун О.И. и др. М.: РУДН, 2006. 211 с.

5. Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Учебное пособие по русскому речевому этикету в 3-частях. В соавторстве с Балыхина Т.М. и др. М.: Дрофа, 2007.

6. Актуальные вопросы компьютерной лингводидактики. Курс лекций. В соавторстве с Балыхин Т.М. и др. Методический семинар повышения квалификации русистов Монголии. Москва-Улан-Батор, 2006. 184 с.

Российские и зарубежные журналы

1. К вопросу применения информационных технологий в практике преподавания языка. Монголия, Улан-Батор: «Вопросы методики преподавания языков», №7, 2005. С. 112-117.

2. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики.М.; «Высшее образование» №4, 2006. С. 32-37.

3. Современные инструментальные средства в преподавании языка: от ожиданий к действию. Болгария, София: «Жуждоезиково обучение» №2, 2006. С. 33-42.

4. Формирование электронных дисциплин – новые приоритеты педагогики электронного века. Современные исследования социальных проблем. Периодическое научное издание Красноярск, 2010. №3. С.8-13. ISSN 2077-1770.

5. Русский язык в сети как лингводидактический путь его глобализации. «Мир русского слова» №2, Санкт-Петербург, 2010. С.27-34.

6. Инновационная информационно-образовательная среда в аспекте становления электронных дисциплин. Журнал "Наука Красноярья", №1 за 2012 год. С. 45- 51. ISSN 2070-7568.

Материалы научных форумов и конференций

1. Интонация, семантика, прагматика: основные категории императива. Сборник докладов и сообщений: Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». Санкт-Петербург, 2003. С.112-115.

2. Теоретические и практические основы использования новых информационных технологий. «Проблемы функционирования преподавания русского языка в юго-восточной Азии». Вьетнам, Ханой, 2005. С. 122-131.

3. Актуальные вопросы электронной лингводидактики. Методический семинар повышения квалификации вьетнамских преподавателей русского языка». Москва-Ханой, 2006. С. 24-29.

4. Теоретические и практические аспекты компьютерной лингводидактики. Сборник научно-методических статей Международной конференции «Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях китайской народной республики». Китай, Далянь, 2006. С. 47-58.

5. Компьютерная лингводидактика и технологии образования. Сборник статей. Региональный форум преподавателей-русистов закавказских стран в Азербайджанской Республике. Баку - Гянджа, 2007. С.37-42.

6. Современные вопросы компьютерной лингводидактики. Форум по проблемам функционирования русского языка в центральноазиатском регионе государст-участников СНГ «Русский язык в центральноазиатском регионе государств-участников СНГ». Бишкек, 2007. С. 63-69.

7. Повышение квалификации педагогов по созданию и применению преподавателями компьютерных учебников в практической работе. Сборник научно-методических трудов Международного конгресса «Русский язык в XXI веке: теоретические проблемы и прикладные аспекты». Казахстан, Астана,2007. С. 39-53.

8. Компетенция педагога в условиях перманентного изменения инфокоммуникационных технологий. Сборник материалов регионального форума преподавателей-русистов восточноевропейских стран СНГ. Украина, Херсон-Запорожье-Киев, 2007. С.19-32.

9. Цифровые технологии как начало новой педагогической эпохи. Сборник материалов регионального форума преподавателей-русистов. Вьетнам, Ханой, 2007. С.29-37.

10. Новые информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. Материалы Международного регионального форума учёных и преподавателей-русистов «Проблемы функционирования и преподавания русского языка в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Малайзия, Куала-Лумпур, 2007.63-72.

11. Компьютерные средства обучения – новая категория в системе средств обучения языку для студента. Сборник статей «Русский язык и русская культура: разнообразие теорий и практик». США, Вашингтон, 2007. С.61-66.

12. Инфокоммуникационные техногии в методике преподавания русского языка как иностранного. Сборник материалов Недели русского языка и российского образования в Монголии «Русский язык и культура в системе образования в Монголии».Монголия, Улан-Батор, 2007. С.90-106.

13. Актуальные проблемы компьютерной лигводидактики. Материалы Международной научно-практической конференции «Вопросы преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях Армении». Ереван, Славянский государственный университет, 2008.

14. Формирование информационной среды обучения РКИ в условиях становления электронной педагогики. Материалы Форума МАПРЯЛ «Традиционная осенняя встреча болгарской народной сети базовых школ с изучением русского языка». Болгария, Руссе, 2009. Сю114-119.

15. Теоретические и методические аспекты обучения РКИ в электронном формате: инструментарий и технологическая инноватика. Материалы XII Конгресса международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. 9-15 мая 2011 г. Русский язык и литература во времени и пространстве. С.364-369.

16. Электронная педагогика – новые тенденции современного образования. Сборник научных статей по вопросам преподавания русского языка как иностранного и второго родного. Москва - Улан Батор 7-10 ноября 2011 г., М.:РУДН, 2011. С.11-15.

17. Сетевой учебник как инновационный лингвометодический ресурс. «Инновационные технологии подготовки кадров в контексте взаимодействия образовательных систем России и Вьетнама». Сборник научно-методических статей. – Ханой, 2012 г. Александр Дмитриевич Гарцов, по решению ректората, представлял на Правительственной выставке информатизации образовательных процессов высших учебных заведений (Академия народного хозяйства).

Александр Дмитриевич награжден орденом Европейского научно-индустриального консорциума «Labore et Scientia», золотой медалью «Джона Локка», орденом за «Укрепление Российско-монгольской дружбы» (2007), грамотой ректора за значительный вклад в реализацию в РУДН Национального проекта «Образование», грамотой ректората РУДН за активную научную и методическую деятельность.

Гарцов Александр Дмитриевич имеет награды


Последняя редакция анкеты: 14 ноября 2011