-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Академик Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Республика Татарстан
Гайсин Ильгизар Тимергалиевич, доктор педагогических наук, профессор, работает в должности заведующего отделением географического и экологического образования и заведуещего кафедрой «Теории и методики географического и экологического образования» Института экологии и географии ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Дата рождения 15 июля 1952 г.
Образование: 1979 г. – Казанский государственный педагогический институт, специальность «География и биология»;
1995г.- кандидат педагогических наук (13.00.01) тема диссертации «Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в VI-IX кл.)», ученая степень присуждена диссертационным советом Казанского государственного педагогического университета в 1995 году и утверждена Высшей аттестационным комитетом Российской Федерации в том же году (КТ №011105);
2000.г. – доцент по кафедре экономической географии и методике ее преподавания, ученое звание присвоено решением Министерства образования Российской Федерации в 2000 году (ДЦ №00205);
2000.г. – доктор педагогических наук (13.00.01) тема диссертации «Преемственность системы непрерывного экологического образования», ученая степень присуждена Решением Высшей аттестационной комиссии от 17 ноября 2000 года (№ 46 д/32);
2001 г. – профессор по кафедре экономической географии и методике ее преподавания, ученое звание присвоено решением Министерства образования Российской Федерации от 18 апреля 2001 года (№184-п;)
2010 г. – член корреспондент РАЕ, решение Президиума РАЕ от 10 февраля 2010 года (№ 3494);
2011 г. – Решением Президиума РАЕ (от 15 марта 2011 года, протокол №298) присвоено Почетное звание РАЕ «Основатель научной школы». Название научной школы – «Преемственность экологического образования учащейся молодежи».
2012г. – действительный член Российской Академии Естествознания, решение Президиума РАЕ от 21 мая 2012 года (№5189).
Награды, поощрения:
2005 г. – почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ от 17 января 2005 г. №13/к-н);
2005 г. – медаль «В память 1000 летия Казани» (Указ Президента РФ от 30.06.2005 г.);
1999 г. – почетное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан» (Грамота Президента Республики Татарстан от 30.07.1999г.);
2007г.- нагрудный знак Министерства образования и науки Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (приказ от 13.02.2007г. №155/к-н);
2010 г. – медаль К.Д. Ушинского Министерства образования и науки Российской Федерации «За заслуги в области педагогических наук» (приказ №719/к-н);
2010 г. – медаль В.И. Вернадского РАЕ «За успехи в развитии отечественной науки» (Удостоверение №750 от 15.11.2010г.);
Опыт работы: 2011-2014 гг.- ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт экологии и географии, заведующий отделением географического и экологического образования, заведующий кафедрой теории и методики географического и экологического образования.
2009-2011 гг. – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, декан естественно-географического факультета.
2008-2009 гг. - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессор, заведующий кафедрой экономической географии и методики преподавания географии.
2002-2008гг. – Казанский государственный педагогический университет, декан географического факультета, заведующий кафедрой экономической географии и методики ее преподавания.
1999-2002 гг. - Казанский государственный педагогический университет, заведующий кафедрой экономической географии и методики её преподавания, доцент, профессор.
1995-1999 гг. – Казанский коммерческий институт (филиал) Московского государственного университета коммерции, проректор по учебной и научной работе, доцент.
1990-1995гг. – директор школы-гимназии №81 Кировского района г. Казани.
1981-1990гг. – заместитель директора по учебно-производственной работе в СПТУ-21,СПТУ-29 города Казани.
Дополнительная информация: учитель сельской школы, служба в рядах Внутренних войск МВД., учеба в КГПИ., инструктор Бауманского РК ВЛКСМ города Казани.
Стаж научно-педагогической работы-36 лет.
Стаж научно-педагогической работы в вузе-19 лет.
Количество подготовленных докторов наук в качестве научного консультанта-1 человек.
Количество подготовленных кандидатов наук в качестве научного руководителя-23 человека.
Член редколлегии журналов РАЕ: «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования».
СПИСОК ПОДГОТОВЛЕННЫХ И.Т.ГАЙСИНЫМ УЧЕНИКОВ В КАЧЕСТВЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, КОТОРЫМ ПРИСУЖДЕНА УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ КАНДИДАТА НАУК:
1. Божьеволина Инна Михайловна - доцент МарГУ, г. Йошкар-Ола «Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета». Екатеринбург, РГГПУ, 26.06.2002.
2. Хазеев Габдельбар Хазеевич – доцент КГПУ «Экологическое образование сельских школьников». Казань, КГПУ, 19.02.2002.
3. Ахметшина Лариса Робертовна – старший преподаватель НГПИ, г. Набережные Челны «Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста». Екатеринбург, УрГПУ, 12.02.2003
4. Веселова Елена Ивановна – доцент КГПУ «Организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности». Казань, КГПУ, 24.06.2003.
5. Сулейманова Гальфия Вагизовна – заведующая ДОЦ №113 МВД РТ «Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания». Екатеринбург, УрГПУ, 28.12.2004.
6. Якупова Раиса Магсумовна – ассистент КГПУ «Способ трансформации естественно-географических знаний в экологические как условие формирования экологической культуры школьников». Екатеринбург, УрГПУ,10.03.2005.
7. Хакимов Ленар Мансурович – старший преподаватель КГПУ «Формирование эколого-географической культуры учащихся в общеобразовательных школах и гимназиях (VI-IX кл.)». Казань, КГПУ, 18.01.2006.
8. Садиков Ильсур Мансурович – директор Урахчинской СОШ Рыбно-Слободского района «Развитие экологического образования учащейся молодежи Татарстана во второй половине XX века». Казань ТГГПУ,25.10. 2006.
9. Федорова Тамара Трофимовна – начальник управления МО и Н РТ «Педагогические условия реализации профильного естественнонаучного образования учащихся общеобразовательных школ». Екатеринбург, УрГПУ, 15.12. 2006.
10. Самигуллина Галина Савельевна – методист ИРО РТ «Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации». Казань ТГГПУ, 27.09. 2006.
11. Дыганов Владимир Александрович – проректор по учебно-методической работы КГЭУ «Дидактические условия применения компьютерных технологий как средство формирования экологических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе». Екатеринбург, УрГПУ, 20.09. 2006.
12. Саубанова Лилия Ильгизовна – старший специалист МО и Н РТ «Формирование у учащихся представлений об особенностях региональной культуры в процессе естественнонаучного образования». Екатеринбург, УрГПУ, 15.06. 2007.
13. Мазитова Ляйля Асгатовна – учитель начальных классов МБОУ « СОШ №87» г. Казани «Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию». Екатеринбург, УрГПУ, 30.05. 2007.
14. Файрушина Сакина Минисалимовна – доцент НГПИ, г. Набережные Челны «Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин». Екатеринбург, УрГПУ, 8.11. 2007.
15. Киямова Ания Галиакбаровна – доцент НГПИ, г.Набережные Челны «Формирование экологической культуры учащихся 6-9 классов на основе национально-региональных детерминантов в процессе естественнонаучного образования» (на примере Республики Татарстан). Екатеринбург, УрГПУ, 8.12. 2005.
16. Габитов Мулланур Гаянович – доцент, заведующий кафедрой ОМБ КГПУ «Формирование у студентов педагогического вуза нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки». Казань, ТГГПУ, 29.06. 2005.
17. Бекетова Светлана Ивановна – доцент ТГГПУ «Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин». Казань,ТГГПУ, 19.11. 2008.
18. Власова Елена Ивановна – доцент АГМУ при Президенте РТ «Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации» (на примере Республики Татарстан). Казань , КГТУ (КХТИ), 13.05. 2009.
19. Шайхутдинов Тагир Флоресович – доцент КГАСУ «Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства». Казань, ТГГПУ, 27.01. 2010.
20. Галиева Гульназ Муллагалиевна – зам. директора по учебной работе МБОУ «Изминская СОШ» Сабинского муниципального района РТ «Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий». Йошкар-Ола, МарГУ, 28.05. 2011.
21. Набиуллин Дамир Хатипович – директор МБОУ «Ново Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ «Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин». Йошкар-Ола, МарГУ, 22.02. 2011.
22. Фазылзянова Ильмира Ильдусовна - специалист учебно-методического отдела Института Филологии и искусств К(П)ФУ «Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции предметов образовательной области «обществознание» ». Казань, К(П)ФУ, 29.02.2012.
23. Гафуров Марат Тагирович – специалист по информационным технологиям ИСГЗ «Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин».- Йошкар-Ола, МарГУ, 21.04. 2012.
НА СОИСКАНИИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК:
1. Камалеева Алсу Рауфовна – доцент кафедры теории и методики обучения физики Института физики К (П)ФУ «Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи». – Москва, МПГУ, 21.05. 2102.
Научные публикации
Количество научных публикаций: всего 360 работ, в том числе более 30 учебных и учебно-методических пособий и 7 монографии и др.
Монографии:
1.Эколого-нравственное воспитание учащихся. Монография / И.Т. Гайсин - Казань: КГПУ, 1996.-163c.
2.Преемственность экологического воспитания. Монография / И.Т. Гайсин- Казань: изд-во КГПУ, 1999.-204с.
3.Непрерывность экологического образования. Монография / И.Т. Гайсин- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2002.-198с.
4.Экологическая культура учащейся молодежи. Монография / М.И. Гайсин, И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов – Казань: РИЦ «Школа», 2008.-160с.
5.Тенденции развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации: монография / Е.И. Власова, И.Т. Гайсин – Казань: Центр инновационных технологий, 2012.-200с.
6. Эколого-эстетическое воспитание студентов технических вузов: монография / Т.Ф. Шайхутдинов, И.Т. Гайсин - Казань: Отечество, 2014.-157с.
7.Формирование у младших школьников экологического отношения к природе: монография /Л.А. Мазитова, И.Т. Гайсин - Казань: Отечество, 2014.-142с.
Учебные пособия:
1.Охрана природы региона. Учебное пособие/ И.Т. Гайсин -Казань: изд-во «Тан-Заря», 1998.-107с.
2.Экономическая география стран Содружества Независимых Государств и Балтии. Учебное пособие /И.Т. Гайсин -Казань: изд-во «Тан-Заря», 2002.-128с.
3.Экономико-географическая характеристика Приволжского федерального округа. Учебное пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: изд-во «Тан-Заря», 2003.-104с.
4.География и экология Республики Татарстан: учебное пособие/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Ш.Ш. Галимов.- Казань: изд-во КГПУ,2003.-204с.
5.Общая характеристика хозяйства России/ учебное пособие /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов – Казань: РИЦ «Школа», 2005.-168 с.
6.Эконоико-географическая характеристика городов Республики Татарстан: учебное пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: изд-во ТГГПУ, 2006.-152с.
7.Актуальные проблемы социально-экономической географии/ учебное пособие/ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин, В.А. Рубцов. -Казань: РИЦ «Школа», 2008.-176 с.
8.Наука о Земле: учебное пособие/ А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, Е.Е. Иванова, И.А. Уразметов, В.И. Филатов// Под ред. А.Г. Мусина. -Казань: РИЦ «Школа», 2008.-208с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
9.Приволжский федеральный округ-экономико-географическая характеристика: учебное пособие. -2-е изд. перераб. и доп./ И.Т. Гайсин.-Казань: РИЦ «Школа», 2008.-160с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
10.Физическая география: учебное пособие для VII класса средней школы/ А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, Е.В. Смирнов, Н.М. Биктимиров//Под ред. А.Г. Мусина.-Казань: ТГГПУ, 2010.-192с.
11. Проблемы общей географии: учебное пособие/ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин, Е.И. Кубышкина. -Казань: изд-во МОиН РТ, 2010.-108с.
12.Экономическая и социальная география Республики Татарстан: учебное пособие для студентов вузов/ Е.Е. Иванова, И.Т. Гайсин, М.Р. Мустафин, Ш.Ш. Галимов, З.А. Хусаинов// Под ред. И.Т. Гайсина.- Казань: ТГГПУ, 2010.-212с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
13.География топливно-энергетической промышленности России. Учебное пособие./-Казань: РИЦ «Школа»,2004.-56с.
СТАТЬИ В ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ:
1. Формирование экологической культуры при организации исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе/ И.Т. Гайсин, С.М. Файрушина// Высшее образование сегодня. -2009.-№4.-С.84.-88
2.Педагогический процесс и проблемы ее технологизации / И.Т. Гайсин, А.Р. Камалеева// Образование и саморазвитие. -2009. -№3 (13). -С.63-68
3.Роль экологических исследований при изучении естественнонаучных дисциплин/ И.Т. Гайсин, С.М. Файрушина/ Вестник ТГГПУ, -2010. -№3 (21). -С.121-126
4.Формирование эколого-исторического сознания учащихся на основе интегрированного элективного курса «История взаимодействия общества и живой природы»/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова// Вестник Казанского технологического университета. Т.14. -№13: Министерство образования и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. -Казань: КНИТЦ, 2011. -С. 248-256
5. Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историко-обществоведческого и географического образования/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова// Современные исследования социальных проблем. -2011. -№3. -С.75-89
6. О педагогическом взаимодействии в условиях безопасной образовательной среды/ И.Т. Гайсин, А.В. Габдулхакова// Известия Российской академии образования. -2012. -№2(22). -С.1546-1548
7. Формирование эколого-географических знаний средствами ИКТ-технологии/ И.Т. Гайсин, О.В. Никонов// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012. -№3 (11). www/sisp.nkras.ru
8. Изучение наук о территории: актуальность, педагогические и организационные подходы/ И.Т. Гайсин, Л.В. Моисеева, С.Р. Хуснутдинова//Научное издание. Педагогическое образование в России.-2013.-№1.-С.19-23.
9.Развитие экономической географии в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете в XX и в начале XXI века/ И.Т. Гайсин, Р.Т. Гайсин. Современные проблемы науки и образования. 2013.-№4.URL:www/science-education/ru/110-9681
10.Территориальные подходы к технологии муниципальных образований Республики Татарстан по результатам ЕГЭ по географии/ В.А. Рубцов, Д.З. Кучерявинко, И.Т. Гайсин, А.В. Михайлова// современные проблемы науки и образования, 2013.-№4. URL:www/science-education/ru/110-9689
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
1.Зоологический вечер на тему «Охрана беспозвоночных животных» в VI классе/ И.Т. Гайсин// Магариф. -1993.-№10.-С.48-50
2.Экология и нравственность/ И.Т. Гайсин// Магариф. -1993.-№10.-С.35-36
3.Нравственное-экологичесое воспитание учащихся: методические рекомендации/ И.Т. Гайсин. -Казань: КГПИ,1994.-24с.
4.Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время: методические рекомендации/ И.Т. Гайсин. -Казань: КГПИ,1994.-40с.
5.Экологические вопросы в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Методическое пособие /И.Т. Гайсин. -Казань: КПИ МГУК, 1996.-22с.
6.Психология и педагогика. Методическое пособие./ И.Т. Гайсин, Р.З. Давлетшина.- Казань: ЭНПБ «ДАС», 1997.-42с.
7.Уголок живой природы как экологическая лаборатория. Методическое пособие/ И.Т. Гайсин, Л.Г. Нигматуллина. -Казань, 1997. -50с.
8.Проблемы преемственности при изучении экономической географии Татарстана. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: КПИ МГУК, 1998.-43с.
9.Топливно.энергетический комплекс и его экологические аспекты/ И.Т. Гайсин// Наука и школа, -1999.-№1.-С.116-118
10.Основы экологических знаний в подготовке специалистов экономического профиля. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 1999. -99с.
11.Преемственность эколого-нравственного воспитания учащейся молодежи. Методические рекомендации/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 1999.-72с.
12.Эколого-географические особенности разные Республики Татарстан. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, Е.Е. Иванова. -Казань: КГПУ, 2001.-64с.
13.География промышленной и сельскохозяйственной экологии Татарстана. Методическое указание/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов. - Казань: изд-во «Тан-Заря», 2001.-17с.
14.Методическое пособие по географии Республики Татарстан/ И.Т. Гайсин, Н.М. Хайруллина.- Казань: КГПУ, 2001.-79с.
15.Экономическая география России. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во КГПУ, 2001.-60с.
16.Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, З.А.Хусаинов, Г.Х. Хазеев- Казань: изд-во КГПУ, 2002.-96с.
17.Методика обучения региональной экономической географии. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, С.И. Бекетова.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2004.-60с.
18.Экологическое образование дошкольников и учащихся начальных классов. Учебно-методическое пособие. И.Т. Гайсин, Л.А. Мазитова.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2004.-44с.
19.География химической промышленности России. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов. - Казань: РИЦ «Школа», 2005.-28с.
20.География металлургического комплекса. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов.- Казань: РИЦ «Школа», 2009.-40с.
21. 34 урока по географии Татарстана: интегрированный подход. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Л.И. Саубанова. -Казань: ТГГПУ, 2006.-115с.
22.География лесной промышленности России и стран СНГ. Учебно-методическое пособие. / И.Т. Гайсин , Е.Е. Иванова.- Казань: РИЦ «Школа», 2005. -44с.
23.Казань и муниципальные центры: справочное издание для студентов вузов/ И.Т. Гайсин, Г.Х. Хазеев. -Казань: ТГГПУ, 2008. -58с.
24.История кафедры экономической географии и методики обучения географии в ТГГПУ (КГПУ)/ И.Т. Гайсин, Р.И. Гайсин. -Казань: ТГГПУ, 2009. -42с.
25.Преемственность экологического образования учащейся молодежи. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, И.Р. Гилемханов. -Казань: КФУ, 2012. -60с.
26.Экономическая и социальная география России. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Н.В. Шигапова. -Казань: КФУ, 2013. -53с.
27. Промышленный потенциал Юго-востока республики./ И.Т. Гайсин, М.Р. Мустафин.// Научный Татарстан. -1998. -№2. -С.31-35
28.Современная этнодемографическая ситуация в Астраханской области./ И.Т. Гайсин, М.В. Акимов//Вестник КГПУ, - 2005. -№4. -С.10-15.
29.Научно-исследовательская деятельность на кафедре географии./ А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов, И.Т. Гайсин//Вестник ТГГПУ, -2006. -№2. -С.64-70
30.Внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников/ И.Т. Гайсин// Экология в школе (до и после), -2008. -№2. -С.3-8
31.Проблемы современной географии и их отражение в учебном процессе./ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин// География. Туризм. -№25-27. (606-608). Липень (на украинском языке), -2009. -С.3-5
… всего 360 работ