-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Академик Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Республика Татарстан
Гайсин Ильгизар Тимергалиевич, доктор педагогических наук, профессор, работает в должности заведующего отделением географического и экологического образования и заведуещего кафедрой «Теории и методики географического и экологического образования» Института экологии и географии ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Год рождения 1952 г.
Образование: 1979 г. – Казанский государственный педагогический институт, специальность «География и биология»;
1995г.- кандидат педагогических наук (13.00.01) тема диссертации «Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в VI-IX кл.)», ученая степень присуждена диссертационным советом Казанского государственного педагогического университета в 1995 году и утверждена Высшей аттестационным комитетом Российской Федерации в том же году
2000.г. – доцент по кафедре экономической географии и методике ее преподавания, ученое звание присвоено решением Министерства образования Российской Федерации в 2000 году
2000.г. – доктор педагогических наук (13.00.01) тема диссертации «Преемственность системы непрерывного экологического образования», ученая степень присуждена Решением Высшей аттестационной комиссии от 17 ноября 2000 года
2001 г. – профессор по кафедре экономической географии и методике ее преподавания, ученое звание присвоено решением Министерства образования Российской Федерации от 2001 года
2010 г. – член корреспондент РАЕ, решение Президиума РАЕ от 2010 года
2011 г. – Решением Президиума РАЕ (от 2011 года) присвоено Почетное звание РАЕ «Основатель научной школы». Название научной школы – «Преемственность экологического образования учащейся молодежи».
2012г. – действительный член Российской Академии Естествознания, решение Президиума РАЕ от 21 мая 2012 года
Награды, поощрения:
2005 г. – почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ от 2005 );
2005 г. – медаль «В память 1000 летия Казани» (Указ Президента РФ от 2005 г.);
1999 г. – почетное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан» (Грамота Президента Республики Татарстан от 1999г.);
2007г.- нагрудный знак Министерства образования и науки Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (приказ от 2007г. );
2010 г. – медаль К.Д. Ушинского Министерства образования и науки Российской Федерации «За заслуги в области педагогических наук» (приказ );
2010 г. – медаль В.И. Вернадского РАЕ «За успехи в развитии отечественной науки» (Удостоверение от 2010г.);
Опыт работы: 2011-2014 гг.- ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт экологии и географии, заведующий отделением географического и экологического образования, заведующий кафедрой теории и методики географического и экологического образования.
2009-2011 гг. – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, декан естественно-географического факультета.
2008-2009 гг. - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессор, заведующий кафедрой экономической географии и методики преподавания географии.
2002-2008гг. – Казанский государственный педагогический университет, декан географического факультета, заведующий кафедрой экономической географии и методики ее преподавания.
1999-2002 гг. - Казанский государственный педагогический университет, заведующий кафедрой экономической географии и методики её преподавания, доцент, профессор.
1995-1999 гг. – Казанский коммерческий институт (филиал) Московского государственного университета коммерции, проректор по учебной и научной работе, доцент.
1990-1995гг. – директор школы-гимназии №81 Кировского района г. Казани.
1981-1990гг. – заместитель директора по учебно-производственной работе в СПТУ-21,СПТУ-29 города Казани.
Дополнительная информация: учитель сельской школы, служба в рядах Внутренних войск МВД., учеба в КГПИ.
Стаж научно-педагогической работы-36 лет.
Стаж научно-педагогической работы в вузе-19 лет.
Количество подготовленных докторов наук в качестве научного консультанта-1 человек.
Количество подготовленных кандидатов наук в качестве научного руководителя-23 человека.
Член редколлегии журналов РАЕ: «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования».
СПИСОК ПОДГОТОВЛЕННЫХ И.Т.ГАЙСИНЫМ УЧЕНИКОВ В КАЧЕСТВЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, КОТОРЫМ ПРИСУЖДЕНА УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ КАНДИДАТА НАУК:
1. Божьеволина И.М.- доцент МарГУ, г. Йошкар-Ола «Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета». Екатеринбург, РГГПУ, 26.06.2002.
2. Хазеев Г.Х.– доцент КГПУ «Экологическое образование сельских школьников». Казань, КГПУ, 19.02.2002.
3. Ахметшина Л.Р.– старший преподаватель НГПИ, г. Набережные Челны «Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста». Екатеринбург, УрГПУ, 12.02.2003
4. Веселова Е.И.– доцент КГПУ «Организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности». Казань, КГПУ, 24.06.2003.
5. Сулейманова Г.В.– заведующая ДОЦ №113 МВД РТ «Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания». Екатеринбург, УрГПУ, 28.12.2004.
6. Якупова Р.М.– ассистент КГПУ «Способ трансформации естественно-географических знаний в экологические как условие формирования экологической культуры школьников». Екатеринбург, УрГПУ,10.03.2005.
7. Хакимов Л.М.– старший преподаватель КГПУ «Формирование эколого-географической культуры учащихся в общеобразовательных школах и гимназиях (VI-IX кл.)». Казань, КГПУ, 18.01.2006.
8. Садиков И.М.– директор Урахчинской СОШ Рыбно-Слободского района «Развитие экологического образования учащейся молодежи Татарстана во второй половине XX века». Казань ТГГПУ,25.10. 2006.
9. Федорова Т.Т.– начальник управления МО и Н РТ «Педагогические условия реализации профильного естественнонаучного образования учащихся общеобразовательных школ». Екатеринбург, УрГПУ, 15.12. 2006.
10. Самигуллина Г.С.– методист ИРО РТ «Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации». Казань ТГГПУ, 27.09. 2006.
11. Дыганов В.А.– проректор по учебно-методической работы КГЭУ «Дидактические условия применения компьютерных технологий как средство формирования экологических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе». Екатеринбург, УрГПУ, 20.09. 2006.
12. Саубанова Л.И.– старший специалист МО и Н РТ «Формирование у учащихся представлений об особенностях региональной культуры в процессе естественнонаучного образования». Екатеринбург, УрГПУ, 15.06. 2007.
13. Мазитова Л.А.– учитель начальных классов МБОУ « СОШ №87» г. Казани «Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию». Екатеринбург, УрГПУ, 30.05. 2007.
14. Файрушина С.М.– доцент НГПИ, г. Набережные Челны «Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин». Екатеринбург, УрГПУ, 8.11. 2007.
15. Киямова А.Г.– доцент НГПИ, г.Набережные Челны «Формирование экологической культуры учащихся 6-9 классов на основе национально-региональных детерминантов в процессе естественнонаучного образования» (на примере Республики Татарстан). Екатеринбург, УрГПУ, 8.12. 2005.
16. Габитов М.Г.– доцент, заведующий кафедрой ОМБ КГПУ «Формирование у студентов педагогического вуза нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки». Казань, ТГГПУ, 29.06. 2005.
17. Бекетова С.И.– доцент ТГГПУ «Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин». Казань,ТГГПУ, 19.11. 2008.
18. Власова Е.И.– доцент АГМУ при Президенте РТ «Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации» (на примере Республики Татарстан). Казань , КГТУ (КХТИ), 13.05. 2009.
19. Шайхутдинов Т.Ф.– доцент КГАСУ «Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства». Казань, ТГГПУ, 27.01. 2010.
20. Галиева Г. М.– зам. директора по учебной работе МБОУ «Изминская СОШ» Сабинского муниципального района РТ «Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий». Йошкар-Ола, МарГУ, 28.05. 2011.
21. Набиуллин Д.Х.– директор МБОУ «Ново Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ «Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин». Йошкар-Ола, МарГУ, 22.02. 2011.
22. Фазылзянова И.И.- специалист учебно-методического отдела Института Филологии и искусств К(П)ФУ «Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции предметов образовательной области «обществознание» ». Казань, К(П)ФУ, 29.02.2012.
23. Гафуров М.Т.– специалист по информационным технологиям ИСГЗ «Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин».- Йошкар-Ола, МарГУ, 21.04. 2012.
НА СОИСКАНИИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК:
1. Камалеева А.Р.– доцент кафедры теории и методики обучения физики Института физики К (П)ФУ «Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи». – Москва, МПГУ, 21.05. 2102.
Научные публикации
Количество научных публикаций: всего 360 работ, в том числе более 30 учебных и учебно-методических пособий и 7 монографии и др.
Монографии:
1.Эколого-нравственное воспитание учащихся. Монография / И.Т. Гайсин - Казань: КГПУ, 1996.-163c.
2.Преемственность экологического воспитания. Монография / И.Т. Гайсин- Казань: изд-во КГПУ, 1999.-204с.
3.Непрерывность экологического образования. Монография / И.Т. Гайсин- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2002.-198с.
4.Экологическая культура учащейся молодежи. Монография / М.И. Гайсин, И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов – Казань: РИЦ «Школа», 2008.-160с.
5.Тенденции развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации: монография / Е.И. Власова, И.Т. Гайсин – Казань: Центр инновационных технологий, 2012.-200с.
6. Эколого-эстетическое воспитание студентов технических вузов: монография / Т.Ф. Шайхутдинов, И.Т. Гайсин - Казань: Отечество, 2014.-157с.
7.Формирование у младших школьников экологического отношения к природе: монография /Л.А. Мазитова, И.Т. Гайсин - Казань: Отечество, 2014.-142с.
Учебные пособия:
1.Охрана природы региона. Учебное пособие/ И.Т. Гайсин -Казань: изд-во «Тан-Заря», 1998.-107с.
2.Экономическая география стран Содружества Независимых Государств и Балтии. Учебное пособие /И.Т. Гайсин -Казань: изд-во «Тан-Заря», 2002.-128с.
3.Экономико-географическая характеристика Приволжского федерального округа. Учебное пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: изд-во «Тан-Заря», 2003.-104с.
4.География и экология Республики Татарстан: учебное пособие/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Ш.Ш. Галимов.- Казань: изд-во КГПУ,2003.-204с.
5.Общая характеристика хозяйства России/ учебное пособие /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов – Казань: РИЦ «Школа», 2005.-168 с.
6.Эконоико-географическая характеристика городов Республики Татарстан: учебное пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: изд-во ТГГПУ, 2006.-152с.
7.Актуальные проблемы социально-экономической географии/ учебное пособие/ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин, В.А. Рубцов. -Казань: РИЦ «Школа», 2008.-176 с.
8.Наука о Земле: учебное пособие/ А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, Е.Е. Иванова, И.А. Уразметов, В.И. Филатов// Под ред. А.Г. Мусина. -Казань: РИЦ «Школа», 2008.-208с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
9.Приволжский федеральный округ-экономико-географическая характеристика: учебное пособие. -2-е изд. перераб. и доп./ И.Т. Гайсин.-Казань: РИЦ «Школа», 2008.-160с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
10.Физическая география: учебное пособие для VII класса средней школы/ А.Г. Мусин, И.Т. Гайсин, Е.В. Смирнов, Н.М. Биктимиров//Под ред. А.Г. Мусина.-Казань: ТГГПУ, 2010.-192с.
11. Проблемы общей географии: учебное пособие/ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин, Е.И. Кубышкина. -Казань: изд-во МОиН РТ, 2010.-108с.
12.Экономическая и социальная география Республики Татарстан: учебное пособие для студентов вузов/ Е.Е. Иванова, И.Т. Гайсин, М.Р. Мустафин, Ш.Ш. Галимов, З.А. Хусаинов// Под ред. И.Т. Гайсина.- Казань: ТГГПУ, 2010.-212с. (Рекомендовано УМО МОиН РФ по специальностям педагогического образования)
13.География топливно-энергетической промышленности России. Учебное пособие./-Казань: РИЦ «Школа»,2004.-56с.
СТАТЬИ В ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ:
1. Формирование экологической культуры при организации исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе/ И.Т. Гайсин, С.М. Файрушина// Высшее образование сегодня. -2009.-№4.-С.84.-88
2.Педагогический процесс и проблемы ее технологизации / И.Т. Гайсин, А.Р. Камалеева// Образование и саморазвитие. -2009. -№3 (13). -С.63-68
3.Роль экологических исследований при изучении естественнонаучных дисциплин/ И.Т. Гайсин, С.М. Файрушина/ Вестник ТГГПУ, -2010. -№3 (21). -С.121-126
4.Формирование эколого-исторического сознания учащихся на основе интегрированного элективного курса «История взаимодействия общества и живой природы»/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова// Вестник Казанского технологического университета. Т.14. -№13: Министерство образования и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. -Казань: КНИТЦ, 2011. -С. 248-256
5. Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историко-обществоведческого и географического образования/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова// Современные исследования социальных проблем. -2011. -№3. -С.75-89
6. О педагогическом взаимодействии в условиях безопасной образовательной среды/ И.Т. Гайсин, А.В. Габдулхакова// Известия Российской академии образования. -2012. -№2(22). -С.1546-1548
7. Формирование эколого-географических знаний средствами ИКТ-технологии/ И.Т. Гайсин, О.В. Никонов// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012. -№3 (11). www/sisp.nkras.ru
8. Изучение наук о территории: актуальность, педагогические и организационные подходы/ И.Т. Гайсин, Л.В. Моисеева, С.Р. Хуснутдинова//Научное издание. Педагогическое образование в России.-2013.-№1.-С.19-23.
9.Развитие экономической географии в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете в XX и в начале XXI века/ И.Т. Гайсин, Р.Т. Гайсин. Современные проблемы науки и образования. 2013.-№4.URL:www/science-education/ru/110-9681
10.Территориальные подходы к технологии муниципальных образований Республики Татарстан по результатам ЕГЭ по географии/ В.А. Рубцов, Д.З. Кучерявинко, И.Т. Гайсин, А.В. Михайлова// современные проблемы науки и образования, 2013.-№4. URL:www/science-education/ru/110-9689
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
1.Зоологический вечер на тему «Охрана беспозвоночных животных» в VI классе/ И.Т. Гайсин// Магариф. -1993.-№10.-С.48-50
2.Экология и нравственность/ И.Т. Гайсин// Магариф. -1993.-№10.-С.35-36
3.Нравственное-экологичесое воспитание учащихся: методические рекомендации/ И.Т. Гайсин. -Казань: КГПИ,1994.-24с.
4.Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время: методические рекомендации/ И.Т. Гайсин. -Казань: КГПИ,1994.-40с.
5.Экологические вопросы в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Методическое пособие /И.Т. Гайсин. -Казань: КПИ МГУК, 1996.-22с.
6.Психология и педагогика. Методическое пособие./ И.Т. Гайсин, Р.З. Давлетшина.- Казань: ЭНПБ «ДАС», 1997.-42с.
7.Уголок живой природы как экологическая лаборатория. Методическое пособие/ И.Т. Гайсин, Л.Г. Нигматуллина. -Казань, 1997. -50с.
8.Проблемы преемственности при изучении экономической географии Татарстана. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин. -Казань: КПИ МГУК, 1998.-43с.
9.Топливно.энергетический комплекс и его экологические аспекты/ И.Т. Гайсин// Наука и школа, -1999.-№1.-С.116-118
10.Основы экологических знаний в подготовке специалистов экономического профиля. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 1999. -99с.
11.Преемственность эколого-нравственного воспитания учащейся молодежи. Методические рекомендации/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 1999.-72с.
12.Эколого-географические особенности разные Республики Татарстан. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, Е.Е. Иванова. -Казань: КГПУ, 2001.-64с.
13.География промышленной и сельскохозяйственной экологии Татарстана. Методическое указание/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов. - Казань: изд-во «Тан-Заря», 2001.-17с.
14.Методическое пособие по географии Республики Татарстан/ И.Т. Гайсин, Н.М. Хайруллина.- Казань: КГПУ, 2001.-79с.
15.Экономическая география России. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин.- Казань: изд-во КГПУ, 2001.-60с.
16.Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, З.А.Хусаинов, Г.Х. Хазеев- Казань: изд-во КГПУ, 2002.-96с.
17.Методика обучения региональной экономической географии. Учебно-методическое пособие/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, С.И. Бекетова.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2004.-60с.
18.Экологическое образование дошкольников и учащихся начальных классов. Учебно-методическое пособие. И.Т. Гайсин, Л.А. Мазитова.- Казань: изд-во «Тан-Заря», 2004.-44с.
19.География химической промышленности России. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов. - Казань: РИЦ «Школа», 2005.-28с.
20.География металлургического комплекса. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Ш.Ш. Галимов.- Казань: РИЦ «Школа», 2009.-40с.
21. 34 урока по географии Татарстана: интегрированный подход. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Л.И. Саубанова. -Казань: ТГГПУ, 2006.-115с.
22.География лесной промышленности России и стран СНГ. Учебно-методическое пособие. / И.Т. Гайсин , Е.Е. Иванова.- Казань: РИЦ «Школа», 2005. -44с.
23.Казань и муниципальные центры: справочное издание для студентов вузов/ И.Т. Гайсин, Г.Х. Хазеев. -Казань: ТГГПУ, 2008. -58с.
24.История кафедры экономической географии и методики обучения географии в ТГГПУ (КГПУ)/ И.Т. Гайсин, Р.И. Гайсин. -Казань: ТГГПУ, 2009. -42с.
25.Преемственность экологического образования учащейся молодежи. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, И.Р. Гилемханов. -Казань: КФУ, 2012. -60с.
26.Экономическая и социальная география России. Учебно-методическое пособие. /И.Т. Гайсин, Н.В. Шигапова. -Казань: КФУ, 2013. -53с.
27. Промышленный потенциал Юго-востока республики./ И.Т. Гайсин, М.Р. Мустафин.// Научный Татарстан. -1998. -№2. -С.31-35
28.Современная этнодемографическая ситуация в Астраханской области./ И.Т. Гайсин, М.В. Акимов//Вестник КГПУ, - 2005. -№4. -С.10-15.
29.Научно-исследовательская деятельность на кафедре географии./ А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов, И.Т. Гайсин//Вестник ТГГПУ, -2006. -№2. -С.64-70
30.Внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников/ И.Т. Гайсин// Экология в школе (до и после), -2008. -№2. -С.3-8
31.Проблемы современной географии и их отражение в учебном процессе./ А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин// География. Туризм. -№25-27. (606-608). Липень (на украинском языке), -2009. -С.3-5
… всего 360 работ